Многие сегодня знакомы с йогой как с комбинацией физических упражнений и релаксации, которую практикуют, чтобы отдохнуть от стрессов повседневной жизни. Однако жизнь и учение Свами Шивананды показывают нам, что йога – это гораздо больше. У йоги много граней – мы можем убедиться в этом на личном опыте, изучая и практикуя Шивананда Йогу.
Кем был Свами Шивананда?
Свами Шивананда (при рождении получил имя Капуссвами) – один из самых известных духовных мастеров XX века, родился в Южной Индии в 1887 году. После учебы в медицинском колледже в Тханджавуре он несколько лет работал в качестве уважаемого врача в Малайзии, где также углублял свою духовную практику. После возвращения в Индию Каппусвами совершил длительное паломничество.
В 1924 году он встретил в Ришикеше своего гуру Свами Шри Вишвананду Сарасвати, который посвятил его в индуистский орден санньяса, подразумевающий отказ от материальной жизни и сосредоточение на духовном. После принятия обета доктор Куппусвами получил духовное имя Свами Шивананда Сарасвати. С тех пор, под своим духовным именем, Свами Шивананда жил как монах в ашраме Сварга, медитируя до 16 часов в день и посвящая себя служению другим.
В 1932 году он основал Шивананда Ашрам в Ришикеше, четыре года спустя – «Общество Божественной Жизни», а в 1948 году – «Лесную Академию йоги и веданты», которые существует и по сей день с отделениями в разных регионах Индии и за рубежом. За свою жизнь Свами Шивананда опубликовал более 300 работ и книг по йоге, ведаете и духовному пути самосовершенствования, которые и сегодня вдохновляют его многочисленных последователей и преемников.
Философская основа учения Шивананды
Шивананда находился под влиянием философии Адвайта Веданты (идеологической части Веданты – одной из шести ортодоксальных школ философии индуизма), которая представляет собой недуалистическую веру, основанную на тождестве человеческого и вселенского духа, а также идее чистого сознания. Это означает, что все различия субъекта и объекта (я и физический объект, я и опыт, я и чувства и т.д.) являются иллюзорными. Наше истинное «я» неуловимо, поскольку мы существуем в обусловленной «реальности» – иллюзии, созданной нашим умом, связанной с сомнениями, страданиями, страхами и прочими уловками сознания.
В действительности же все существующие субъекты и объекты происходят из одного и того же сознания (Брахмана) и имеют единую божественную природу.
Помимо философии Веданты, учение Шивананды основано на принципах хатха-йоги, классической йоги Патанджали и учение Бхагавад-гиты, что составляет интегральный подход, о котором мы поговорим далее. Забегая вперед, отметим, что находясь под влиянием классической йоги, Свами Шивананда делал акцент на жизненной энергии (кундалини), но в конечном итоге его целью был не ум или тело, а самореализация и идея чистого сознания, свободного от иллюзии (майи).
«Индивидуальный мир прокладывает путь к миру во всем мире. Достижение внутреннего спокойствия – это величайшая работа, которую вы можете сделать для человечества.»
– Свами Шивананда
Интегральный подход
В первой половине XX века йога в Индии преимущественно ассоциировалась с аскетами, которые уединялись в пещере и практиковали специальные техники йоги с высокой концентрацией. Также и Свами Шивананда, после принятия саньясы в 1924 году, десять лет жил в небольшой хижине на берегу Ганги и практиковал ежедневную садхану. Но уже тогда многие люди приходили к Великому мудрецу за советом и духовными наставлениями.
Этот долгий период послужил возвращению просветленного гуру. Однако для Свами Шивананды йога – а вместе с ней и путь к внутреннему развитию – никогда не была чем-то отдельным от повседневной жизни. Скорее, он понимал йогу как всеобъемлющий, целостный путь, который можно интегрировать в повседневную жизнь, чтобы уравновесить ее в духовном плане.
«И Служить и Любить, и Медитировать, и Постигать»
– Свами Шивананда
Таким образом, Шивананда передал послание изначального учения йоги, которое рассматривает йогу как единство. Его интегральный подход включает в себя шесть различных направлений йоги, которые могут быть как самостоятельными, так и сочетаться друг с другом:
Джняна-йога: йога знания и проникновения в суть таких экзистенциальных вопросов, как «в чем смысл жизни?», «откуда я пришел и куда иду?», «есть ли бог?» и.т.д. Размышляя о таких вещах, человек сталкивается с когнитивным диссонансом, и помочь осознать вопросы вечности – задача Джняна-йоги. Она освобождает человеческий ум от иллюзорной концепции мира, направляет его к истинному знанию, демонстрирует основные законы вселенной. Это йога людей интеллектуального пути.
Раджа-йога или «царская йога»: это цель Хатха-йоги. «Царская» потому, что эта практика работы с умом, а ум – царь над психикой и физическим телом. Раджа-йога включает в себя техники медитации, энергетической и ментальной тренировки (например, аффирмации и визуализации), которые способствуют постепенному направлению сознания во внутрь. Целью раджа-йоги является контроль человеческого разума и раскрытие умственного потенциала, что в конечном счете служит основой для полного освобождения – самадхи.
Бхакти-йога: этот путь называют йогой любви и преданности. Бхакти-йога – это практика любви и растворения в личностном аспекте Бога, гуру или другого подходящего объекта. Этот путь подходит для людей религиозного склада. Для Бхактов тело не играет важной роли, главное – быть душой, преданной Всевышнему. Через специальные техники, ритуалы, пение мантр, молитвы и т.д. раскрывается сердце и очищается душа, давая путь к высшему осознанию, самореализации и освобождению.
Карма-йога: йога действия и бескорыстного служения. Направление базируется на понятии «карма» что в переводе означает «действие». Любое действие имеет свои последствия. Одно действие влияет на человека благотворно, другое накладывает пагубный отпечаток на его нынешнюю жизнь и последующие воплощения, поскольку сущность человека – есть душа, а не тело. Карма-йога – это искусство действовать: действовать так, чтобы избежать негативных последствий в будущем.
«Гора состоит из крошечных зерен земли. Океан состоит из крошечных капель воды. Жизнь – это бесконечная череда мелких деталей, действий, речей и мыслей. И действия, хорошие или плохие, даже самых незначительных из них имеют далеко идущие последствия».
– Свами Шивананда
Кундалини-йога: йога энергии или пробуждения энергии. Кандалини – внутренний психоэнергетический потенциал, который присутствует в теле человека в сжатом редуцированном виде, подобно тому, как в семечке скрыта новая жизнь. Этот потенциал имеет вселенское измерение и предоставляет собой Маха-шатки – великую энергию, пробуждение которой и есть цель кундалини-йоги. Работать с кундалини можно на разных уровнях: с помощью специальных крий, мантр, пранаям и других техник.
Хатха-йога: система психо-физического совершенствования человека. На физическом плане – это йога упражнений для тела, чтобы сделать его более гибким и сильным, уметь управлять им и расслаблять его. Однако это не только совокупность асан и пранаям, а целостная система, в состав которой входит множество инструментов, в том числе для ментальной работы. Основная задача Хатха-йоги – это укрепление и очищение тела для раскрытия потенциала сознания.
Таким образом, интегральный подход охватывает пять различных аспектов бытия: действие, преданность, самоанализ и работу с физическим и ментальным телом. По мнению Шивананды, равное внимание к этим шести аспектам ведет к гармоничному развитию личности, самопознанию и самореализации.
Далее подробнее остановимся на последнем аспекте – хатха-йоге – и рассмотрим особенности стиля Шивананда Йоги и его распространения.
Распространение Шивананда йоги
Учение Шивананды было обширным и благодаря его ученикам оно получило распространение на Западе.
Один из его учеников – Свами Вишнудевананда (1927-1963) – начал популяризировать учение Шивананды в Сан-Франциско, куда он приехал 1957 году. Вишнудевананда открыл Международный центр Шивананда Йоги и Веданты, где начал обучать учителей йоги в традиции Свами Шивананды. Центр подготовил более 45 000 учителей по всему миру. Вишнудевананда «уместил» учение Свами Шивананды в доступные пять принципов, а также закрепил последовательности асан, которые мы сегодня ассоциируем с Шивананда Йогой.
Также следует отметить другого ученика Шивананды – Свами Сатьянанда Сарасвати (1923-2009). Мастер йоги и тантры, широко признанный как в Индии так и на Западе, Сатьянанда Сарасвати также занимался распространением и адаптацией учения Свпми Шивананды и основал в 1964 году Бихарскую школу, которая стала центром изучения и обучения йоге.
Еще один известный ученик Свами Шивананды – Шри Свами Сатчидананда (1914-2002). Как Вишнудевананда и Сатьянанда, он был миссионером учения Шивананды и основал Интегральную йогу. Сегодня Институты Интегральной Йоги, созданные на основе его учения, распространены по всему миру.
Основные отличия Шивананда йоги
По мнению Свами Шивананды, йога должна быть простой и общедоступной практикой, которая не требует от человека отказа от каких-либо этнических, философских или религиозных обязательств. Он считал, что йога предназначена для всех, кто заинтересован в совершенствовании тела и ума посредством физических упражнений. Основные отличия данного стиля:
Практика всегда проходит в состоянии полного расслабления, поэтому начинающих, прежде всего, учат глубокой релаксации и только после этого переходят подробному изучению асан. Считается, что асаны, выполняемые в расслабленном состоянии, способны оказать максимально благотворный эффект на организм и психику.
Шавасана выполняется несколько раз в течение занятия. Это способствует свободному течению жизненной энергии (праны) по энергитическим каналам (нади), а также устраняются внутренние зажимы и психоэмоциональные блоки.
Такие физические показатели как сила и гибкость не являются главной целью Шивананда йоги. Однако развитие данных качеств происходит, как естественный результат регулярной и эффективной практики.
Большое внимание уделяется дыханию. Поскольку ровное и глубокое дыхание является обязательным условием качественного и правильного расслабления. Эти две составляющие в практике Шивананда йоги нераздельны друг от друга.
Строго определенная последовательность выполнения асан, которая обеспечивает эффективную и сбалансированную проработку всего тела. Практика построена на двенадцати основных асанах: Ширшасана, Сарвангасана, Халасана, Матсьясана, Пашчимоттанасана, Бхуджангасана, Шалабхасана, Дханурасана, Ардха Матсьендрасана, Какасана (или Маюрасана), Падахастасана и Триконасана.
Статическое выполнение асан и пребывание в каждой позе достаточное время. «Если выполнять их медленно и осознанно, асаны не только окажут положительное влияние на здоровье человека, но и послужат тренировкой для разума, обучая его концентрации и медитации».
Пять принципов Шивананда йоги
Для Свами Шивананды хатха-йога была инструментом исцеления, священной духовной практикой и путешествием к самореализации.
Чтобы глубже понять его подход, давайте рассмотрим основополагающие принципы метода Шивананда Йоги:
1. Правильное упражнение (Асана): асаны улучшают здоровье и повышают функциональность тела. Они улучшают подвижность суставов, укрепляют мышцы, связки и сухожилия. Во время выполнения асан улучшается кровообращение, что при воздействии на различные внутренние органы, стимулирует их деятельность и налаживает функционирование всех систем организма. Со временем тело становится более симметричным и ровным, повышаются такие показатели как сила, гибкость, координация и выносливость.
2. Правильное дыхание (Пранаяма): дыхание имеет тесную взаимосвязь как с физическими процессами нашего организма, так и с нашей психикой. На уровне тела, полное медленное и глубокое дыхание способствует снижению кровяного давление, активации парасимпатической части вегетативной нервной системы, что в свою очередь замедляет процессы старения, продлевая молодость тела. И в то же время, уравновешивая дыхание, наблюдая вдохи, задержки и выдохи, можно приводить в равновесие и психические функции. Не даром суета в мыслях часто сопровождается прерывистым поверхностным дыханием.
3. Правильное расслабление (Шавасана): этот принцип вытекает из предыдущего, ведь без ровного и глубокого дыхания невозможно достричь правильного расслабления. Если тело и ум постоянно подвержены напряжению и суете, их деятельность страдает. Несколько минут физического, умственного и духовного расслабления помогут успокоиться, обрести равновесие и восстановить силы. Регулярная практика техник расслабления не только снижает уровень тревоги и усталости, но и препятствует их возникновению.
4. Правильное питание (вегетарианство): питание – это процесс, при котором одна часть живой природы поглощает и усваивает другую. Но от того, как происходит этот процесс, напрямую зависит состояние нашего сознания и организма. С точки зрения йоги, продукты обладают тонкими энергиями и по-разному воздействующими на наше сознание. Вегетарианская пища – простая, натуральная, оздоравливающая, легко переваривается и усваивается организмом. Согласно Аюрведе, такая пища наполнена энергией саттвы (благости) и праны (жизненной силы), поэтому она наиболее благоприятно воздействует не только на наше тело, но и на наше сознание.
5. Позитивное мышление (Веданта) и медитация (Дхьяна): это ключи к спокойствию ума. Контролируя движения ума, мы можем возвышаться над психоэмоциональными перепадами, избавляться от негативных мыслей и испытывать глубокий внутренний покой. Согласно философии Веданты, наивысшей точкой в работе с сознанием является состояние изначально неделимого бытия, где исчезает идея «я». И данный принцип учит тому, что в нас присутствует потенциал к обретению этого состояния, который открывается через практику. Это движение через контроль своего сознания к обретению состояния единства с миром.
Как проходят занятия Шивананда йогой
Точный и систематический подход к практике Шивананда йоги остается неизменным в большинстве классов, независимо от преподавателя. Типичное занятие включает дыхательные упражнения (поанаяма), а также комплекс «Приветствие солнцу» (Сурья Намаскар) для разогрева тела, после чего следуют двенадцать основных поз, которые всегда выполняются по порядку. Занятия обычно длятся полтора часа в легком темпе, ориентированном на хорошее самочувствие, а не на физическую нагрузку. Практика сопровождается глубокой концентрацией, визуализацией чакр и тонких пранических оболочек. В завершение практики выполняется Шавасана, подчеркивающая важность сознательного расслабления.
«Унция практики стоит тонны теории»
– Свами Шивананда
Сурья Намаскар в Шивананда йоге
Сурья Намаскар в традиции школы Свами Шивананды имеет особую последовательность и традиционно выполняется двенадцать раз. Во время выполнения комплекса рекомендуется дышать полным йоговским дыханием, сменяя и наблюдая вдохи и выдохи в каждом из положений.
Последовательность комплекса включает следующие двенадцать асан:
- Пранамасана (намаскара-мудра или поза молящегося)
- Урдхва Хастасана (вытяжение рук вверх), вдох
- Уттанасана (наклон к ногам), выдох
- Прасаранасана (поза всадника), вдох
- Дви Пада Прасаранасана (верхний упор), задержка дыхания
- Аштанга Намаскар (поза восьми точек), выдох
- Бхуджангасана (поза змеи), вдох
- Парватасана (поза горы), выдох
- Прасаранасана (поза всадника), вдох
- Уттанасана (наклон к ногам), выдох
- Урдхва Хастасана (вытяжение рук вверх), вдох
- Пранамасана (намаскара-мудра или поза молящегося)
Демонстрация выполнения комплекса
В классической версии каждая из двенадцати последовательностей сопровождается биджа-мантрами: при очередном возвращении в исходную позицию (пранамасану) мысленно или вслух пропевается определенная строка мантры, которая содержит один из эпитетов Сурьи (Бога Солнца). Таким образом, с каждым кругом мы как бы приветствуем определенное качество Сурьи:
- Ом Митрайа Намаха (друга)
- Ом Равайа Намаха (всесвятящего)
- Ом Сурья Намаха (солнце)
- Ом Бханаве Намаха (всеозаряющего)
- Ом Кхагайя Намаха (движущегося по небу)
- Ом Пушне Намаха (дающего силу)
- Ом Хиранья Гарбхайа Намаха (золотую космическую силу)
- Ом Маричайя Намаха (лучи солнца)
- Ом Адитьяйа Намаха (сына Адити)
- Ом Савитри Намаха (всеппобуждающего)
- Ом Аркайа Намаха (восхитительного)
- Ом Бхаскарайа Намаха (того, кто ведет к просветлению)
Основная последовательность асан в шивананда йоге
Основная последовательность Шивананда Йоги была составлена его учеником Свами Вишнудеванандой под влиянием Свами Кувалаянанды – гуру йоги, исследователя научных основ практики.
Отличительной особенностью последовательности является то, что асаны выполняются не привычными блоками (асаны стоя, асаны сидя, асаны лежа, перевернутые асаны), а наоборот – от перевернутых асан к асанам стоя. Данная последовательность имеет свое обоснование: она символизирует жизненный путь человека.
Ширшасана (стойке на голове) и перевернутые асаны, выполняемые в начале последовательности, символизирует ребенка, находящегося в утробе матери, готового появиться на свет. Остальная последовательность соотносится с этапами взросления и развития физических возможностей ребенка: асаны на спине – ребенок вначале умеет только лежать; асаны сидя – научился сидеть, асаны на животе – переворачивается на живот и пробует ползти, асаны стоя – наконец, он прочно стоит на ногах.
Шавасана (поза мертвеца), которой традиционно заканчивается практика Шивананда Йоги, символизирует как умирание нашего физического тела, для перехода нашего духа на новый уровень, так и переход на новый уровень нашей личной практики, который мы осуществляем на каждом занятии, приобретая новый бесценный опыт. И по мере того, как ученик становится более опытным, учитель предлагает ему вариации для дальнейшего продвижения в практике.
Асаны основной последовательности хатха-йоги Шивананды и их порядок выполнения следующие:
1. Ширшасана (стойка на голове)
2. Сарвангасана (стойка на плечах)
3. Халасана (поза плуга)
4. Матсиасана (поза рыбы)
5. Пасчимоттанасана (наклон вперед сидя)
6. Бхуджангасана (поза кобры)
7. Шалабхасана (поза саранчи)
8. Дханурасана (поза лука)
9. Ардха матсиендрасана (скрутка в позвоночнике сидя)
10. Падахастасана (наклон вперед стоя)
11. Триконасана (поза треугольника)
12. Чакрасана (поза колеса)
Шавасана
В некоторых школах последовательность хатха-йоги Шивананды выглядит немного подругому. После выполнения Ардха матсиендрасаны комплекс завершается следующими тримя асанами:
10. Какасана (поза ворона)
11. Падахастасана (наклон вперед стоя)
12. Триконасана (поза треугольника)
Как мы можем применять учение Свами Шивананды в повседневной жизни?
Йога имеет множество аспектов и может применяться в самых разных ситуациях. Своим учением Свами Шиванда показывает, как мы можем следовать по этому пути самопознания и в нашей повседневной жизни. Он говорит, что самое верное для каждого человека – это делать именно то, что ему по силам здесь и сейчас.
Например, молодые родители, которые находят мало времени для медитации (раджа-йога), могут испытать духовное удовлетворение в безусловной любви и заботе о своих детях (карма-йога).
Бизнесмен или менеджер, испытывающий сильный стресс, может практиковать бхакти-йогу, посвящая себя от всего сердца своим ежедневным обязанностям, видя духовные связи даже в больших трудностях и доверяя своей интуиции.
Для людей, имеющих проблемы со спиной, хатха-йога может стать верным путем. Помимо всем известных асан, а также физических техник и расслабления тела, сюда также входят элементы здорового питания, позитивного мышления, работы с сознанием, релаксации и осознанного дыхания. Все то, что помогает бороться с болью в спине (в том числе связанной со стрессом) может быть включено в ежедневный распорядок дня.
Поэтому Шивананда Йога – это целостная система, в которой каждый человек может сам определить, какие аспекты наиболее полезны для его текущей, личной жизненной ситуации.
«Мир – это великий университет. Природа – лучший учитель. В мире вы можете развить такие добродетели, как милосердие и терпимость. Вы не сможете развивать их сидя в пещере. В мире вы можете научиться справляться с обидами и травмами, противостоять трудностям и опасностям, контролировать эгоизм и гнев.»
– Свами Шивананда
Польза выездных йога-ретритов
Учение Шивананды – это отношение к жизни, которое направлено на то, чтобы выйти за рамки ментальных ограничений и установок и расширить собственное сознание и найти свое истинное «я». Чтобы следовать этому пути, безусловно важна личная дисциплина и практика, но также полезны, например, йога-ретриты или медитационные семинары и путешествия. Если вы будете уделять себе это особое концентрированное время, например, раз в год, вы сможете получить свежий опыт и вдохновение, а также получить новые знания о самом себе и обрести больше внутренней гармонии. Безусловно, это углубит вашу личную практику, и вы сможете интегрировать этот приобретенный опыт в повседневную жизнь.
Шивананда ашрам в Ришикеше
Если вас заинтересовала традиция Шивананда Йоги, то вы можете посвятить себя этой практике в ашраме Свами Шивананды в Решикеше – одном из крупнейших и наиболее значимых ашрамов в Индии. Однако важно, чтобы у вас были базовые знания о хатха-йоге, так как ашрам не предназначен для обучения людей, которые только начинают заниматься йогой. В ашраме существуют определенные правила регистрации, которые меняются каждые несколько лет. Вы всегда можете зайти на официальный сайт «Общества Божественной Жизни» (The Divine Life Society) и получить необходимую актуальную информацию о регистрации.
В Шивананда Ашраме существует широкая программа практик, сатсангов, пудж, лекций, бесед и других мероприятий, а по крупным индуистским праздникам проводятся специальные программы. Ниже мы публикуем пример программы семидневной садханы в Шивананда Ашраме в Ришикеше.
Программа семидневной садханы в Шивананда ашраме
1-й день, суббота
Сессия Брахма мухурты
5.00 – 5.45
Джая Ганеш, Гуру Стотра, Путь Шанти, Пратах Смарана и медитация Шри Свами Девабхактанандаджи и Шри Свами Гурупреманандаджи
5.45 – 6.00
Беседа Его Превосходительства Шри Свами Нирлиптанандаджи Махараджа
6.00 – 7.00
Класс йога асан
Утренняя сессия
8.15 – 8.30
Открытие. Киртан Джая Ганеша
8.30 – 9.00
Шри Вишну-сахасранама стотра Шри Свами Кайвальяанандаджи и Бр. Сародж
9.00 – 9.25
Джапа / Ликхита Джапа
10.25 – 10.35
Подведение итогов
10.35 – 11.15
Беседа и благословения
Его Превосходительства Шри Свами Вималанандаджи Махараджа,
президента Общества Божественной жизни
11.15
Путь Шанти
Дневная сессия
15.15 – 15.30
Вступительный киртан Джая Ганеш и бхаджаны
15.30 – 16.25
Беседа Его Превосходительства Шри Свами Йогасварупанандаджи Махараджа
16.25 – 17.15
Выступление Его Превосходительства Шри Свами Падманабханандаджи Махараджа
17.15 – 18.00
Беседа Его Превосходительства Шри Свами Адвайтанандаджи
18.00
Заключительные молитвы
Вечерний Сатсанг
19.30 – 22.00
Сатсанг, бхаджан и культурная программа
Бхакти Сангит Шри Рагхуната Бгаттачарьи и Смт. Наванита Чаттарджи, Калькутта
2-й день, воскресенье
Сессия Брахма мухурты
5.00 – 5.45
Джая Ганеш, Гуру Стотра, Путь Шанти, Пратах Смарана и медитация Шри Свами Девабхактанандаджи и Шри Свами Гурупреманандаджи
5.45 – 6.00
Беседа Его Превосходительства Шри Свами Нирлиптанандаджи Махараджа
6.00 – 7.00
Класс йога асан
Утренняя сессия
8.15 – 8.30
Открытие. Киртан Джая Ганеша
8.30 – 9.00
Шримад Бхагавад Гита 10-я, 12-я и 15-я главы
Параяна Шри Свами Кайвальяанандаджи и Бр. Сародж
9.00 – 9.15
Джапа / Ликхита Джапа
9.15 – 10.00
Беседа Шри Свами Дхармаништханандаджи
10.00 – 11.00
Выступление Браджеш Патхакджи (Рамаяни)
11.00
Путь Шанти
Дневная сессия
15.15 – 15.30
Джая Ганеш киртан и бхаджаны
15.30 – 16.00
Беседа Шри Свами Брахматманандаджи
17.00 – 17.15
Подведение итогов
17.15 – 18.00
Беседа Его Превосходительства Шри Свами Нирлиптанандаджи Махараджа
18.00
Заключительные молитвы
Вечерний саттсанг
19.30 – 22.00
Сатсанг, бхаджан и культурная программа
3-й день, понедельник
Сессия Брахма мухурты
5.00 – 5.45
Джая Ганеш, Гуру Стотра, Путь Шанти, Пратах Смарана и медитация
Шри Свами Девабхактанандаджи и Шри Свами Гурупреманандаджи
5.45 – 6.00
Беседа Его Превосходительства Шри Свами Нирлиптанандаджи Махараджа
6.00 – 7.00
Класс йога асан
Утренняя сессия
8.15 – 8.30
Киртан Джая Ганеша
8.30 – 9.00
Шри Вишну-сахасранама Шри Свами Кайвальяанандаджи и Бр. Сародж
9.00 – 9.15
Джапа / Ликхита Джапа
9.15 – 10.00
Беседа Шри Свами Вайкунтханандаджи
10.00 – 11.00
Выступление Браджеш Патхакджи (Рамаяни)
11.00
Путь Шанти
Дневная сессия
15.15 – 15.30
Джая Ганеш киртан и бхаджаны
15.30 – 16.00
Беседа Шри Свами Кайвальяанандаджи
17.00 – 17.15
Подведение итогов
17.15 – 18.00
Вопросы и ответы Его Превосходительства Шри Свами Йогасварупанандаджи Махараджа
18.00
Заключительные молитвы
Вечерний сатсанг
19.30 – 22.00
Сатсанг, бхаджан и культурная программа
Бхаджаны и киртан санньясинов, брахмачари и садхаков ашрама Шивананды
4-й день, вторник
Сессия Брахма мухурты
5.00 – 5.45
Джая Ганеш, Гуру Стотра, Путь Шанти, Пратах Смарана и медитация Шри Свами Девабхактанандаджи и Шри Свами Гурупреманандаджи
5.45 – 6.00
Беседа Его Превосходительства Шри Свами Нирлиптанандаджи Махараджа
6.00 – 7.00
Класс йога асан
Утренняя сессия
8.15 – 8.30
Киртан Джая Ганеша
8.30 – 9.00
Шримад Бхагавад Гита 2-я глава Параяна Шри Свами Кайвальяанандаджи и Бр. Сародж
9.00 – 9.15
Джапа / Ликхита джапа
9.15 – 10.10
Беседа Шри Свами Харихаранандаджи
10.10 – 11.00
Беседа Шри Свами Акхилабандаджи
11.00
Путь Шанти
Дневная сессия
15.15 – 15.30
Киртан Джая Ганеша и бхаджаны
15.30 – 16.00
Беседа Шри Свами Бхуманандаджи
17.00 – 17.15
Подведение итогов
17.15 – 18.00
Беседа Шри Свами Шивачиданандаджи
18.00
Заключительные молитвы
Вечерний сатсанг
19.30 – 22.00
Сатсанг, бхаджан и культурная программа
5-й день, среда
Сессия Брахма мухурты
5.00 – 5.45
Джая Ганеш, Гуру Стотра, Путь Шанти, Пратах Смарана и медитация Шри Свами Девабхактанандаджи и Шри Свами Гурупреманандаджи
5.45 – 6.00
Беседа Его Превосходительства Шри Свами Нирлиптанандаджи Махараджа
6.00 – 7.00
Класс йога асан
Утренняя сессия
8.15 – 8.30
Киртан Джая Ганеша
8.30 – 9.00
Шри Вишну-сахасранама
Шри Свами Кайвальяанандаджи и Бр. Сародж
9.00 – 9.15
Джапа / Ликхита джапа
9.15 – 9.55
Беседа Шри Свами Бхактиприянанды Матаджи
9.55 – 10.35
Выступление Вина Шармаджи, Дели
10.35 – 11.15
Беседа Шри Свами Йогаведантанандаджи
11.15
Путь Шанти
Дневная сессия
15.15 – 15.30
Вступительный Джая Ганеш киртан и бхаджаны
15.30 – 16.00
Беседа Шри Свами Пурнабодханандаджи
17.00 – 17.15
Подведение итогов
17.15 – 18.00
Вопросы и ответы Его Превосходительства Шри Свами Падманабханандаджи Махараджа
18.00
Заключительные молитвы
Вечерний сатсанг
19.30 – 22.00
Сатсанг, бхаджан и культурная программа
6-й день, четверг
Сессия Брахма мухурты
5.00 – 5.45
Джая Ганеш, Гуру Стотра, Путь Шанти, Пратах Смарана и медитация
Шри Свами Девабхактанандаджи и Шри Свами Гурупреманандаджи
5.45 – 6.00
Беседа Его Превосходительства Шри Свами Нирлиптанандаджи Махараджа
6.00 – 7.00
Класс йога асан
Утренняя сессия
8.15 – 8.30
Киртан Джая Ганеша
8.30 – 9.00
Шримад Бхагавад Гита 18-я глава Параяны Шри Свами Кайвальяанандаджи и Бр. Сародж
9.00 – 9.30
Джапа / Ликхита джапа
9.30 – 10.15
Беседа Шри Свами Атмасварупанандаджи
10.15 – 11.00
Выступление Бр. Гопи Джи
11.00
Путь Шанти
Дневная сессия
15.15 – 15.30
Вступительный Джая Ганеш Киртан и бхаджаны
15.30 – 16.00
Беседа Шри Свами Девабхактанандаджи
17.00 – 17.15
Подведение итогов
17.15 – 18.15
Вопросы и ответы Его Превосходительства Шри Свами Нирлиптанандаджи Махараджа
18.15
Заключительные молитвы
Вечерний сатсанг
19.30 – 22.00
Сатсанг, бхаджан и культурная программа
7-й день, пятница
Сессия Брахма мухурты
5.00 – 5.45
Джая Ганеш, Гуру Стотра, Путь Шанти, Пратах Смарана и медитация Шри Свами Девабхактанандаджи и Шри Свами Гурупреманандаджи
5.45 – 6.00
Беседа Его Превосходительства Шри Свами Нирлиптанандаджи Махараджа
6.00 – 7.00
Класс йога асан
Утренняя сессия
8.15 – 8.30
Киртан Джая Ганеша
8.30 – 9.00
Шри Вишну-сахасранама Шри Свами Кайвальяанандаджи и Бр. Сародж
9.00 – 9.30
Джапа / Ликхита джапа
9.30 – 10.15
Выступление Шри Рамеша Мишры (Лакхнау)
10.15 – 11.00
Беседа Шри Свами Тягананды Матаджи
11.00
Путь Шанти
Заключительная встреча
(Будет проводиться Шри Свами Йогаведантанандаджи)
15.15 – 15.30
Вступительный Джая Ганеш Киртан и бхаджаны
15.30 – 15.45
Благословения Его Превосходительства Шри Свами Ягасварупанандаджи Махараджа
15.45 – 16.00
Благословения Его Превосходительства Шри Свами Нирлиптанандаджи Магараджа
16.00 – 16.15
Благословения Его Превосходительства Шри Свами Падманабханандаджи Махараджа
16.15 – 16.30
Благословения Его Превосходительства Шри Свами Вималанандаджи Махараджа
16.30 – 18.15
Заключительные молитвы и раздача Прасада
Вечерний сатсанг
19.30 – 22.00
Сатсанг, бхаджан и культурная программа
Бхаджаны и киртан санньясинов, брахмачари и садхаков ашрама Шивананды
Подробнее познакомиться с направлением Вы можете на курсах Университета йоги:
- «Ключи к йоге» (для начинающих)
- Курс преподавателей йоги (для продолжающих)