90-е – начало 2000-х
Приходят новые звезды йоги: Андрей Сидерский, Андрей Лаппа, Виктор Бойко, Андрей Лапин.
Андрей Сидерский синтезировал свой самобытный стиль йоги, боевые искусства, плавческие практики и техники Кастанеды, которыми он увлекался в молодости.
Андрей Лаппа, киевский инструктор, создал стиль, который смешивал в себе техники каратэ, йоги. На основании этой смеси он создал то, что назвал танцем Шивы. Позднее он увлекся буддизмом, стал синтезировать буддийские практики. Чуть менее известен, чем А .Сидерский, также внес большой вклад в развитие йоги.
Виктор Бойко – московский практик йоги, который создал свой стиль, в его понимании он произошел от Айенгара, но он, положившись на русский перевод йога-сутры Патанджали, воспринял по-своему понимание читта-вритти-ниродха и построил технику йоги, основанную на глубоком расслаблении. Это был интересный в свое время стиль.
Андрей Лапин – второй советский тантрик, создатель известнейшего тренинга «Прикосновение», а также еще нескольких таких же глубоких практик, где он пытался развивать чувственность, аспекты сексуального переживания, анахатного переживания, эмоционального посыла к другому человеку, взаимное чувствование друг друга через техники тотального проживания. Он пытался сконструировать новую советскую тантру. Потом какое-то время он исчез, много путешествовал, сделал много фильмов по поводу путешествий еще в 90-е годы. Сейчас изредка проводит семинары, читает лекции.
Если попробовать понять, что произошло в этот период на рубеже столетий и тенденции в йоги и что дали нам эти люди, то можно сказать следующее:
- Появление возможности для свободного обучения как в Индии, так и в западных Школах
- Существенное повышение уровня хатха-йоги
- Де-маргинализация. Йога вышла из подвалов, стала легальной
- Омассовление. Появление «фитнес»-йоги
- Профессионализация
В этот же период произошли исследования по йога-терапии. В нашем пространстве нужно отдать должное Ринаду Миновалееву. Он тоже экспериментировал с холодом. Он первый перевел книги по йога терапии. Сергей Агапкин попробовал синтезировать медицинские знания, простейшие с аюрведическими. Попробовал изучить влияние йоги на симпатическую и парасимпатическую нервную систему, провести первые исследования по повышению, понижению давления в асанах и т.д.
Эти два человека заложили начало научной йогатерапии. Миновалеев сейчас продолжает какие-то исследования, а Агапкин больше ушел в телевидение, в шоу-бизнес, но тем не менее проводит интересные семинары.
Говоря о современном мире, можно сказать следующее, что правильно говорить о последних тенденциях 5-7 лет йоги в мире.
Мировые тенденции в йоге:
- Повышение значимости Школ и профессиональных йога-центров.
- Еще большая профессионализация.
- Международное сотрудничество.
- Больший интерес к истокам.
- Интеллектуализация.
- Научные исследования в области йоги и их синтез с личной практикой.
- Развитие йога-терапии.
Если бы мы попробовали нарисовать дерево йоги, то оно выглядело бы как любое дерево йогов – фикус Бенджамина. У этого дерева есть ветки, есть крона, есть корни, но где ствол… Все настолько переплелось, настолько все традиции впитали друг друга, перемешались, обвили друг друга, пустили свои собственные корни, что фактически это уже не дерево, а целый лес, который дает нам прекрасную возможность практиковать!