Путь любви и преданности.
Что есть Бог? Что есть божественное в нас и как через это познать себя и улучшить жизнь?
Бхакти-йога – это один из основных путей йоги, который культивирует слияние с Богом через служение, преданность, принятие.
Это глубокие и мощные, но доступные даже новичкам практики йоги, наиболее эффективные для интеграции человека с божественной любовью, силой и мудростью. В эпоху Кали-йога они были рекомендованы всем, кто движется к Освобождению и не хочет застрять в бытовой рутине.
Простота практик бхакти-йоги состоит в отсутствии сложных поз, медитаций и монотонной работы. Сложность – в осмыслении и постоянной сосредоточенности.
Всевышний, Учитель, Господин, отец, друг, возлюбленный или нейтральная абстракция? Бог – это всё. Если мы видим божественное во всём, то сливаемся с Богом, как это делают Раджа-йоги через медитацию или Джняна-йоги через различение (вивеку). И здесь, что дано Богу – будет дано человеку. Это духовный путь любви и служения.
Связь йоги и религии
Суть религии – пробуждать и генерировать созидательную энергию человека. Вести человека к духовному пробуждению. Способ достижения – медитации, молитвы, обряды, ритуалы. Если религия не пробуждает в человеке духовное начало, значит это не духовный путь, а странная организация.
Ведическое учение – самое древнее вероучение Индии, оно славится множеством направлений и философско-религиозных ответвлений. Одно из основных направлений – поклонение богу, поддерживающему мир Вишну, его аватарам Кришне и Раме.
Философский смысл этих учений сложно постигается логически. Здесь больше используется эмоциональная энергия, которая через служение соединяет нас с божественным, словно поднимает на лифте. Практикующий адепт этого пути через мантры, молитвы, служение, воспевание имён Бога и медитационные танцы входит в возвышенные состояния, соединяясь с Богом или другим объектом служения.
Ниже мы рассмотрим подробнее виды практики Бхакти-йоги.
Бхакти-йога и другие основные направления йоги.
Существуют 5 основных направлений йоги.
- Хатха-йога – путь единения тела, сознания и энергии;
- Карма йога – путь действия;
- Джняна йога – практики мудрости или знания;
- Раджа йога – интроспекции и контроль ума;
- Бхакти йога – путь любви и преданности. Духовный путь, позволяющий видеть божественное как проявление любви и черпать в этом жизненную энергию для Освобождения.
Бхакти в индийской философии означает преданность, любовь к Богу.
В традиционных европейских вероучениях Бог воспринимается как Высший разум, способный создавать себе подобных, но и способный наказывать их, уча любви и смирению через страдание.
Индуизм иначе трактует путь к просветлению и пониманию, что любовь – это и есть Бог.
Мягкое развитие умения ощущать безусловность любви, принятие действительности и благодарность за возможность бытия, за соприкосновение с тайнами, силами мироздания доступно через бхакти-практики.
Кому подходит Бхакти-йога?
Люди по своей природе условно делятся на «верующих» и «неверующих», и это не обязательно относится к религии. В любой сфере жизни, в науке, философии люди делают выбор: верить безусловно – потому что так подсказывает внутреннее чувство – или искать доказательства через интеллект.
Бхакти-йога будет эффективна и легка в прохождении:
- Для эмоционального типа людей;
- Тем, кто интуитивно чувствует истину и доверяет своей интуиции;
- Тем, кто имеет потребность и способен отдавать и служить не требуя ничего взамен;
- Тем, кто хочет выйти из оков личности и чувствовать себя божественной энергией;
- Тем, кто наигрался в материальный мир и хочет растворения в Боге.
- Людям интеллектуального склада.
- Тем, кто хочет развить чувствительность и духовность, тоже рекомендованы Бхакти-практики. Это быстрый путь в духовность.
Тот, кто готов идти длинной дорогой, полной вдумчивости, размышлений и постепенного осознания, может начать этот путь с других практик, постепенно делая акцент на молитвы и служение.
Качественная самодиагностика позволит получить наибольшую пользу и удовольствие от определенного вида практик, созвучных вашей душе и сердцу в данный момент времени и период жизни.
Какой бывает преданность
Вайшнавизм идентифицирует несколько степеней преданности божественному (равно как отречению от материального).
Выделяются две основные:
Материальные (стимул из внешнего мира):
- Тамасичная (тамас – гуна невежества) – служение из страха перед врагами;
- Раджасичная (раджас – гуна страсти и деятельности) – служение ради материальных благ;
- Саттвичная (саттва – гуна равновесия, благости) – служение, чтобы «спрятаться» за молитвой от реального мира.
Духовные (также называют «спонтанная преданность», внутренняя мотивация служения):
- Рагануга-бхакти – внутренняя потребность, страстное стремление в служении, удовлетворение в молитве, медитации. Удовлетворение внутренних потребностей в служении.
- Рагатмика-бхакти – высшая степень отречения и служения, не требующая подкреплений. Любовь и служение, как состояние без стимулов и мотиваций.
Большинство практик Бхакти-йоги построены на уровнях, которые в средние века выделил духовный учитель и философ Рупа Госвами в своих знаменитых книгах «Нектар преданности» и «Нектар наставлений»:
- Дасья-бхава – взаимоотношения господин – слуга
- Ватсалья-бхава – взаимоотношение мать (отец) – дитя
- Мадхурья-бхава – отношение к Богу, как к возлюбленному
- Шанта-бхава – безразличие к мирским делам и объектам чувств.
Обрести нейтральное взаимоотношение с Господом (Шанта-бхава) может тот, кто способен хранить трансцендентное состояние нейтральности [т.е. беспристрастности] или безразличия к материальным объектам, которые воспринимаются через органы чувств (органы восприятия). Про того, кто способен удержаться на трансцендентном уровне, говорят, что он достиг нейтральной стадии преданного служения.
Составляющие практики Бхакти-йоги
1. Следует «пройти лестницу» из девяти ступеней и научиться сосредотачиваться на божественном в каждое мгновение жизни. Постоянное осознание Бога!
Рассмотрим этот путь:
- Шравана – этап слухового восприятия информации о Боге (например, чтение священных текстов, слушание лекций);
- Киртана – начало воспевания Бога (повторение имён Бога или имён святых);
- Смарана – этап освоения специальных медитаций (регулярные практики, фокусировка внимания, восхваление благодеяний Бога);
- Пада-севана («служение лотосным стопам Бога») или «личное служение» – выполнение какого-либо конкретного личного служения Богу;
- Арчана – ежедневные храмовые поклонения;
- Вандана – вознесение молитв;
- Дасъя – растворение личного «я» в пользу служения Богу;
- Сакхъя – этап установления симпатии, дружеских взаимоотношений с Богом;
- Атма-ниведана – самоотречение. Растворение личности через полное предание себя Богу.
2. Принять ограничения в пище и удовольствиях: отказ от токсичных веществ (алкоголь, никотин и другие наркотики), азартных привычек, саттвичная пища, сексуальные ограничения.
3. Соблюдать фундаментальные принципы бхакти:
- постоянно размышлять о Боге;
- разграничивать благостные действия от омрачающих;
- освобождаться от мирского;
- поддерживать правдивость в мыслях, словах и действиях, а в сердце – чистоту;
- созидать добро, желать благополучия;
- учиться состраданию, щедрости и благотворительности;
- не причинять вред;
- генерировать оптимизм и бодрость в преодолении трудностей
Роль учителя на пути Бхакти-йоги
Практика любой йоги – это озёро, имеющее не одно дно. Новичок может самостоятельно найти информацию и начать практиковать. Но рано или поздно он придет к определенному потолку понимания, где необходим будет мудрый и более опытный наставник, который поддержит и поможет пройти кризис.
Преодолевая на духовном пути уровень за уровнем, ученик может углубиться, но потерять курс. Любая вера или религия имеет тончайшую грань между гармонией и фанатичностью. А где фанатичность – там раздражительность, осуждение, ненависть.
Задача учителя – научить соблюдать меру, не отклоняться от курса. Учитель скорректирует, направит, даст дополнительные знания.
Задача и награда ученика – обрести умиротворение, состояние счастливого покоя и достигнуть Освобождения.