Йога мудрости
Йога зародилась как ментальная практика для открытия техник и методов практического приложения ума для уменьшения страданий, а также для открытия и получения большей психологической удовлетворенности, радости и умиротворения. По мере совершенствования, развития и изучения йога приобретала новые формы, философские взгляды и практики.
Тибетские мудрецы разработали вначале три, а затем четыре основных пути или направления практик йоги: карма (бескорыстное служение), бхакти (преданность), раджа (медитация) и джняна (самоисследование). Джняна на санскрите означает «знание или мудрость», а Джняна йога — это путь к познанию истинной природы реальности посредством практики медитации, самоисследования и созерцания.
Джняна йогу можно определить как «осознание абсолютного». Это комплексная практика самоизучения (свадхьяя). Джняна (мудрость или знание) считается наиболее трудным из четырех основных направлений йоги, которое требует большой силы воли и интеллекта.
Что же такое джняна-йога?
В джняна-йоге используется сила ума, чтобы исследовать свою собственную природу и достичь отождествления рационального ума и своего внутреннего эго. Фундаментальная цель джняна йоги — освободиться от иллюзорного мира майи (самоограничивающихся мыслей и восприятий) и достичь союза внутреннего Я (Атмана) с единством всей жизни (Брахман).
Это достигается за счет настойчивой практики ментальных методов самоанализа, рефлексии и сознательного прозрения, которые входят в четыре столпа знаний.
Джняна-йога использует целенаправленную медитацию с концентрацией только на самоисследовании, чтобы снять завесу иллюзии, созданную личными концепциями, мировоззрением и восприятием. Эта практика позволяет осознать временную и иллюзорную природу майи и увидеть все явления в бесконечном единстве.
«Джняна-йога, или наука о своем Я, – это не предмет, который можно понять и реализовать посредством простого интеллектуального изучения, рассуждений, обсуждения или аргументов. Это самая трудная из всех наук », – Свами Шивананда
Предпосылки джняна-йоги
Четыре столпа знания (садхана чатуштайя) – это предписанные в джняна-йоге шаги к достижению освобождения. Эти техники дополняют друг друга, поэтому их следует практиковать в определенной последовательности.
Даже если у человека нет цели достичь освобождения от иллюзорного мира, практика четырех столпов знания будет развивать духовную проницательность и осознанность, а также уменьшать страдания и неудовлетворенность жизнью.
Вивека (различение, различение) – это преднамеренное, непрерывное интеллектуальное усилие, чтобы различать реальное и нереальное, постоянное и временное, а также Я и не-Я.
Вайрагья (бесстрастие, непривязанность) – развивает непривязанность или безразличие к временным объектам мирской собственности и личному эго. «Истинное знание начинает зарождаться только тогда, когда ум абсолютно свободен от всех видов привязанностей», – Свами Шивананда.
Шацампат (шесть добродетелей) – это шесть умственных практик, направленных на стабилизацию ума и эмоций и на дальнейшее развитие способности видеть за пределами иллюзий майи.
Шама (успокоение, умиротворение) – это способность сохранять ум в умиротворении посредством смягчения его реакции на внешние раздражители.
Дама (сдерживание, контроль) – это укрепление ума, позволяющее противостоять контролю чувствам и контролировать их. То есть тренировка чувств для использования их только в качестве прикладных инструментов ума.
Упарати (уход, отречение) – это отказ от всей деятельности, которая не является Дхармой (обязанностью). Соблюдается простой образ жизни, который не отвлекает от духовного пути.
Титикша (выносливость, терпение) – это терпимость к внешним неблагоприятным ситуациям, которые обычно вызывают страдание. Особенно в контрастных состояниях: успех и неудача, жар и холод, удовольствие и боль.
Шраддха (вера, доверие) – это чувство уверенности и веры в своего гуру (учителя), в священные писания и путь йоги.
Самадхана (внимательность, сосредоточение) – это полная однонаправленность ума.
Мумукшутва (грусть, тоска) – это сильное и страстное желание достичь освобождения от страданий. Чтобы достичь освобождения, нужно полностью посвятить себя тому, чтобы все другие желания угасли.
Как практиковать джняна-йогу
Медитация самоанализа. Возможно, сначала трудно уловить или понять интеллектуальный подход джняна-йоги. На этом пути важно развивать смирение и сострадание, поскольку можно легко переоценить свои интеллектуальные достижения. Более того, легко заблудиться в логике и мыслях и упустить из виду цель гьяны: осознать божественное единство, присущее всем живущим на Земле.
В качестве предварительной подготовки рекомендуется практиковать хатха-йогу, карма-йогу и бхакти-йогу. Эти йогические практики подготовят и очистят тело, ум и сердце к суровой практике джняна-йоги.
Как только будет достигнут некоторый прогресс в других йогах, следует начать практиковать четыре столпа знания. Но не нужно стремиться овладевать одним столпом, чтобы только после этого переходить к следующему. Но и не нужно сопротивляться искушению продвигаться дальше, прежде чем вы будете к этому готовы.
Такой подход считается продвинутой практикой, и это противопоказано тем людям, у кого в анамнезе есть психические заболевания или эмоциональная нестабильность. Настоятельно рекомендуется работать с квалифицированным учителем или гуру, чтобы точно оценивать свой прогресс на данный момент и получать наставления от гуру по дальнейшему прогрессу.
Три основных практики джняна-йоги
После того, как человек изучил и успешно практиковал четыре столпа, считается, что он готов приступить к трем основным практикам Джняна-йоги. Эти учения Упанишад включают шравану или «слушание», манану или «размышление» и нидидхьясану или «медитацию». Они ведут к Атма-Сакшаткаре или «прямому осознанию».
Шравана — это слушание или познание священных знаний в древних ведических текстах Упанишад. Обычно учитель или гуру проводит ученика через обсуждение философии недуализма. На этом этапе ученик должен прочитать и изучить Упанишады и достичь глубокого понимания концепций Атмана, Брахмана и философии недуализма.
Манана — это раздумье или размышление над учениями недвойственности. Предполагается, что ученик проведет многие часы, рефлексируя и размышляя над различными идеями свадхьяи и шраваны.
Нидидхьясана — это постоянная и глубокая медитация на уровне внутреннего Я. Она включает в себя медитацию и размышление о реальном значении Маха-Вакьи, основных мантр или «Великих изречений» Упанишад. Постоянно сосредотачиваясь на этих семенах мудрости, йог может достичь единства мысли и действия, знания и бытия.
Великие учения Упанишад
Санскритское слово «маха» можно перевести как «великий» или «могучий», а слово «вакья» переводится как предложение или высказывание. Маха-Вакья — наиболее почитаемые и могущественные изречения в древнеиндийских писаниях Упанишад. Регулярное созерцание и медитация Маха-Вакья очищает ум, способствует самоанализу и прозрению и ведет к трансцендентным состояниям осознания.
Есть четыре основных Маха-Вакья. Но их созерцание приводит к одному и тому же осознанию. Они представляют разные точки зрения на то, как увидеть неделимое единство всех вещей. Эти четыре учения дают ответы на классические вопросы джняна-йоги: «Кто я? Какова моя цель? Какова природа этого бытия?». На все эти вопросы можно найти ответ, медитируя на Маха-Вакья.
Четыре Маха-Вакья
• Праджнянам Брахма-Брахман (Высшая Реальность) – это высшее сознание.
• Ахам Брахмасми – Я – Брахман (Высшее Я)
• Тат Твам Аси – Это Ты, не Я.
• Аям Атма Брахма-Атман (Истинное Я) – это Брахман (Высшая Реальность).
Семь ступеней мудрости: Джняна Бхумикас
Свами Шивананда описывает семь стадий или ступеней, через которые йог продвигается, практикуя джняна йогу. Их используют как дорожную карту, чтобы оценить свой прогресс и умело направиться к месту назначения. Практикующему нужно будет преодолевать трудности на каждой стадии, чтобы двигаться вперед и достичь единения с высшим Я.
Субхечча (доброе желание). Этот начальный этап требует от человека изучения санскритских текстов и страстного желания к открытию истины для себя. Следует стремиться к безразличию ко всем чувственным объектам и непривлечению их.
Вичарана (философское исследование). Второй этап включает в себя вопросы, раздумья и размышления о принципах недуализма.
Тануманаси (тонкость ума). Этот третий этап предполагает, что человек понял и получил все необходимые знания. Тану означает нить. На этом этапе ум становится тонким, как нить, когда человек «отгораживается» от всех внешних раздражителей, чтобы сосредоточить все внимание на своем внутреннем состоянии.
Саттвапатти (достижение света). На четвертой стадии мир предстает как сон. Личная карма начинает растворяться. На этой стадии йог будет рассматривать все вещи во вселенной одинаково.
Асамсакти (Внутренняя отрешенность). На этом этапе человек находится в отрешенном от всего мирского и суетного состоянии и проникается чувством бескорыстия во всем, что приводит к состоянию блаженства. Человек уже не чувствует разницы между состояниями бодрствования и сна.
Падарта Бхавана (духовное видение). На шестой стадии практикующий начинает видеть и понимать Истину и природу Брахмана (высшей реальности).
Турия (Высшая свобода). На заключительном этапе йог объединяется со сверхсознанием и достигаете мокши.
Книги в помощь для изучения и практики джняна-йоги
Джняна йога — это сложный и трудный набор практик, которые можно изучить и практиковать очень глубоко. Если практикующие Джняна йогу готовы изучать и глубже погрузиться в это основное направление йоги, стоит подумать о прочтении одной или нескольких специализированных книг по этой теме.
Ниже приведены рекомендации литературы для углубления знаний о Джняна-йоге:
• Джняна-йога Свами Вивекананды
• Джняна-йога / Метод и достижения Свами Ниранджанананды Сарасвати
• Йога истины Джняна Питера Маршана
• Джняна-йога или развитие мудрости Йоги Рамачараки