Шри Ауробиндо родился 15 августа 1872 года в Калькутте, которая в то время была британской колонией. Отец его был окружным хирургом Рангапура, а мать – дочерью деятеля религиозно-реформаторского общества Брахмо-самадж. Его отец, доктор Кришна Дхан Гхош, хотел, чтобы сын получил британское образование. Поэтому в пятилетнем возрасте Шри Ауробиндо отправился учиться в монастырскую школу в Ирландии, а после в возрасте семи лет он поступил в очень престижное учебное заведение в Англии – Королевский колледж Кембриджа. Он любил учиться, за годы обучения он овладел множеством языков как древнегреческий, немецкий, французский, латинский, итальянский, английский и т.д. В последующим он писал свои произведения на английском. Кроме учебы Ауробиндо любил писать стихи, короткие философские эссе, пьесы и т.д.
1893 году Шри Ауробиндо закончил обучение и возвращается в Индию, где открывает для себя философские мысли Родины. Он с большим интересом изучает санскрит, современных языков Индии и древних священных книг. 1904 году он начинает практиковать йогу, чтобы использовать свою духовность для политических движений. Чтобы покормить себя и покупать книги, он преподаёт английскую литературу в окрестном университете. Эта должность сопутствовала ему популярность, поэтому 1906 году он становится ректором национального колледжа в Калькутте по приглашению. С момента возвращения из Англии, на протяжении 13 лет он не только занимался интенсивным самообразованием, но и углубился в политику, а особенно его начинает интересовать национальное освобождение своей Родины. Политические взгляды Шри Ауробиндо не имели философские принципы, а были его жизненной позицией. В итоге это привело к аресту, который чуть не лишили его свободы. Несмотря на то, что его вскоре оправдали, ему пришлось посидеть в трюме некоторое время. И все свое время в аресте он посвящал духовному поиску.
1907 году Шри Ауробиндо, благодаря его младшему брату, имел честь познакомиться его с йогом Вишну Бхаскара Леле, которая произвела на него огромное впечатление, что заставило пересмотреть все свои жизненные приоритеты. А это стало катализатором дремавших в Ауробиндо духовных талантов. Выполнив наставления своего учителя, он был наедине с собой 3 дня, по истечению, которого он достиг самадхи. Это произвело впечатление у его гуру Вишну Бхаскара, ведь у обычных учеников на это уходит долгие годы. После его оправдания и освобождения, а также мистического переживания он прекращает все активные движения политического характера. С 1910 года он полностью посвящает себя йоге, а именно новому виду йоги, которое впоследствии распространилось, как «Синтез йоги»(интегральная йога). Начиная 1914 года по 1921 год Шри Ауробиндо выпускает философский журнал «Арья», в котором будет почти единственным автором. Там публикуются его основные работы по йоге, некоторые из которых в последующем будут упоминаться в его главном труде« Синтез йоги».
1914 году он встречается с женщиной Миррой Альфассо, которая в последующем помогает ему в работе духовной деятельности. Ауробиндо воспринимал ее как мать, она в последующим стала его помощницей и продолжательницей его деятельности. Она была своего рода связным между ним и миром, когда Ауробиндо ушел в затворничество для более глубокой работы, знакомила людей с его работами и разъясняла их. Вместе с ней он основал Ашрам в Пондишери, где они готовили людей нового поколения.
24 ноября 1926 года Шри Ауробиндо пережил мистический опыт, который кардинально поменял его жизнь, и рассказывал, что почувствовал нисхождение Кришны в физический план. Это стало причиной тому, что он оборвал связь с внешним миром и даже с учениками.
Шри Ауробиндо 5 декабря 1950 года покинул этот мир. Великий йог покинул свое тело добровольно, передав всю духовную мощь своей преемнице Мирре.
Интересные факты из жизни
- Шри Ауробиндо, во время заключения в тюрьме испытав мистический опыт нирваны, рассказывал, что во время суда он не видел ни самих обвинителей, ни присяжных, вообще никого и ничего кроме Божественного света.
- В 1910 году, когда Ауробиндо начал интенсивно заниматься йогой, он активно стремился к движению к «высшим планам сознания, Сверхразума». Про это название Ауробиндо рассказывал, что он имеет более позднее происхождение и именно он придумал это определение.
- Мирра Альфассо была связующей нитью Ауробиндо с внешним миром, она посвятила всю свою жизнь заботе об Ауробиндо и его Ашраме, была продолжательницей его деятельности.
- В 1950 году он получил медаль за мир и культуру Азиатского общества и стал кандидатом на Нобелевскую премию мира.
- После себя Шри Ауробиндо оставил огромное бесценное наследие в виде исследований в йоге (а именно методика интегральной йоги), литературные произведения, мистические поэмы, философские эссе, и т.п.
Философия
Шри Ауробиндо в своей концепции «всей Веданты» стремится интегрировать традиции индийской и европейской мысли. Это показывает две крайности в его диалектике: «аскетическую» идеалистическую философию Адвайты Веданты и материализм западной философии, привержены созданию новой целостной философии, которая сочетает в себе сильные стороны первого и второго, устраняя при этом их слабые стороны. Эта новая философия основывается на принципе, из которого может быть выведено все качественное разнообразие в мире. Такая философия показывает связь между душой и материей, и не пытаться отрицать подлинность двух. В то же время он должен избавиться от дуализма при толковании Вселенной. Он должен объяснять прогрессивный процесс мировой эволюции, его законы, человеческий статус и цель в этом процессе.
Одно из самых важных нововведений Шри Ауробиндо в философии – новое представление концепции Вселенской и человеческой эволюции. Философия санкхьи изложила теорию эволюции несколько столетий назад, однако он отверг материалистические идеи эволюции в философии санкхьи и Дарвина. Основываясь на силе Бога, нисходящую в материю и последующем преобразовании материи, он предложил концепцию общей эволюции духа и материи.
Согласно теории эволюции Шри Ауробиндо, люди как форма существования не являются конечной целью эволюционной иерархии, но через интеграцию с Божеством они могут участвовать в последующем духовном существовании и преодолевать существующие материальные ограничения. Трансцендентность, согласно Шри Ауробиндо , это состояние станет священной жизнью на Земле, сопровождаемой знанием, счастьем, силой и сверхсознательной материей и энергией.
Особенности метода
Духовный опыт Шри Ауробиндо интегрирован в его многогранную систему интегральной йоги, целью которой является не только освобождение человеческого сознания, но и глубокое преобразование самой человеческой природы. Его методика подчеркивает индивидуальность сознания каждого человека и не ограничивает практикующего каким-либо конкретным набором правил для реализации опыта йоги, а только дает основные направления и разъясняет основные трудности пути. Согласно опыту Шри Ауробиндо, через работу, медитацию, любовь, преданность делу и усилия йоги, открытые для божественного сознания, являются движущей силой трансформации сознания и человечества.
Публикации
1. Собрание сочинений.
2. Савитри.
3. Человеческий Цикл
4. Письма о Йоге Том 1,2..
5. Идеал человеческого единства
6. Мысли и афоризмы