На восток через Запад
Знакомство с йогой в Российской Империи произошло благодаря Теософскому обществу. И первые книги по йоге, которые вышли в России, не считая, конечно Бхагавтгиты, были книги Йог Рамачарака, который на самом деле не был индусом, а был англичанином Ульямом Аткинсоном (1862-1932). Он практиковал йогу, у кого учился не известно, но его книги действительно хорошие.
Наверно, многие из практиков, которые начинали в советское время, знакомились с йогой именно по этим книгам. Сам по себе человек тоже достаточно интересный. Он был одним из основателей движения «Новое мышление», которое было дедушкой современного движения «New age». Это движение сейчас мало признают, но если бы этого движения не было в 60-е годы, сейчас не было бы у нас ни сексуальной революции, ни демократизации общества, а ходили бы в черных панталонах и т.д.
Это движение, при всей его сомнительности, внесло огромную трансформацию в западную культуру. Родителями этого движения были движения 30-х годов «Жизненные реформы», движение нудистов, натуристов, возвращения к здоровому образу жизни и т.д., то, что было характерно для 30-х годов. Но в конце 19 го века движение «Новое мышление», где-то коммуницирующее с Теософами, с оздоровительными системами, синтезируя их на более простом уровне. Йог Рамачарака написал много замечательных книжек, одна из них «Наука о дыхании. Секретная сила йогического дыхания», где даны простые техники работы с энергией, подробные описания полного дыхания йогов и т.д.
Поль Седир (1871-1926) – массон, мартенист, теософ, практикующий мистик. Написал массу интересных книг в самых разных областях. Его книга «Индийский факиризм или упражнения индийских фогов», случайно не уничтоженная, как многие другие в 80-годы и попавшая в раздел «Спиритизм» произвела огромное впечатление. Конечно, сейчас читать эту книгу отчасти смешно. Но в конце этой книги был список из 150 йоговских трактатов, который не все до сих пор найдены. Поль Седир так или иначе давал какое-то введение в йогу.
Знакомство с тибетской медициной
У России в отличие от Европы был еще один путь в Тибет – через Бурятию. Следующая персоналия, которую необходимо знать – это Петр Бадмаев. Фамилия Бадмаев происходит от «бадма» – лотос. Он бурят, может быть даже и тибетец, который приехал в Петербург то ли посланником бурятских лам, то ли по приглашению. Но, по сути, этот человек зародил тибетскую медицину в России. У него был дом в Сокольниках в Москве, огромные участки земли для выращивания трав.
За свою жизнь он принял порядка 100 тыс. пациентов. Половину пациентов он принимал платно за очень большие деньги, половину принимал бесплатно (для бедных). Причем у него был интересный график. Он 40 минут принимал пациента, 15 минут спал, потом опять принимал пациента, спал и т.д. Он был первым переводчиком канонов Жу Д-Жи на русский язык. И это случилось раньше, чем перевод на все остальные европейские языки. По тем временам это было гениально.
Этот человек оказал огромное влияние на историю России, как и все мистики. Это человек, который создал Распутина. И собственно говоря, он был личным врачом царской семьи и врачом Распутина. И во многом, есть такая версия, управлял Распутиным именно он. У него была своя политическая идея, он хотел, чтобы Россия присоединила Тибет, избавив его от влияния Англии, но не успел, не сложилось. Случилась революция и его репрессировали. Никто не знает сколько ему на самом деле было лет. Даты написаны очень условно, потому, что по некоторым версиям ему было больше 100 лет.
Россия увлекалась и другими веяниями Тибета. В 1899 году тоже бурят по происхождению Цыбиков (1873-1930) был послан в экспедицию в Тибет. До этого эти экспедиции никто из европейцев не мог пройти. Но есть сведения, что какой-то английский разведчик смог пройти такую экспедицию, для чего его 2 года тренировали с тем, чтобы он ходил исключительно одинаковыми шагами несмотря на усталость при возвышении или снижении ландшафта.
В то время в Тибет не пускали иностранцев под страхом наказания. Цыбиков был буддистом и мог пойти в Тибет, как паломник. Ему удалось совершить это путешествие. И он сделал первую в истории Тибета фотографию дворца Далай Ламы. О своим путешествием Цыбиков написал в своем двухтомнике «Буддист-паломник Тибета». Очень интересная книга, которая даже сейчас читается увлекательно. В ней содержится масса информации о Тибете.
Серебряный век русской йоги
Понимание русской йоги было бы неполным без понимания знакомства с йогой русской интеллигенции и прежде всего русских поэтов. Поразительность ситуации состоит в том, что те люди, которые относятся к Серебряному веку русской поэзии, практически все так или иначе интересовались йогой или восточным мистицизмом. И эти переживания подробно излагали в стихах. Например, Константин Бальмонт, который писал «Потом молчальником я приобщился к Бране. И утонул в бессмертной красоте». Или его прекрасное произведение о болотной лилии. По сути, это описание лотоса. Речь о символике лотоса.
Почему лотос считается в Индийской традиции священным цветком? И почему главная поза йоги называется позой лотоса? Лотос произрастает из грязи, проходит все элементы: земля, вода, воздух, солнце и остается чистым. По сути, эту метафору Бальмонт и обыгрывает в своем произведении.
Александр Блок.
Все бытие и сущее согласно
В великой, непрестанной тишине.
Смотри туда участно, безучастно,-
Мне все равно – вселенная во мне.
Я чувствую, и верую, и знаю,
Сочувствием провидца не прельстишь.
Я сам в себе с избытком заключаю
Все те огни, какими ты горишь.
Но больше нет ни слабости, ни силы,
Прошедшее, грядущее – во мне.
Все бытие и сущее застыло
В великой, неизменной тишине.
Я здесь в конце, исполненный прозренья.
Я перешел граничную черту.
Я только жду условного виденья,
Чтоб отлететь в иную пустоту.
Велимир Хлебников тоже часто упоминал йогу в своих произведениях. Он был поэтом-футуристом. Его знакомство с йогой прошло через Теософское общество и Антропософское У него есть некоторые интересные произведения, где он экспериментировал с чакральными мантрами. Есть произведения, которые явно навеяны Теософской концепцией. Например, «Гибель Атлантиды», в которой обыгрывает теософскую идею о цивилизациях. Есть у него и совершенно потрясающие стихи.
Звезды спасают любя
Глупую чудо-планету
Что неспособна открыть
Лица что призваны светом…
…
Боль эхом вознеслась
И возвратилась эхом
И стала нитью той
Что тянется от звезд
Он стал одним из тех
Кого зовем учитель
Он стал одним из тех
Кто строил вечный мост.
В стихах четко прослеживается знакомство с духовной традицией. Но у него есть и произведения, где напрямую упоминается о йогах и т.д.
Максимилиан Волошин.
Он занимался двумя вещами, кроме поэзии. Был антропософом, дважды ходил в Швейцарию пешком и популяризатором нудизма. Его известное произведение «Лики. Лица. Нагота» является идеологией нудизма. В России и Советском Союзе нудизм всегда был запрещен, но в Коктебеле он был всегда. По сути говоря, на антропософию и восточную философию Волошина подсадил Андрей Белый. Тоже известный классик русской поэзии.
Иван Франко.
Написал стихотворение, посвященное Будде. И. Франко был большим знатоком санскрита и перевел целые главы Махабхараты с санскрита. Более того, он считал себя практикующим буддистом. Увлек его Востоком Михаил Драгаманов, который был дядей Леси Украинки. Она тоже великолепно знала санскрит и переводила сама Регведы. Одна из переведенных частей заканчивается словами: «Кто знает, что в тот период было? Только Бог знает. Или не знает…». Основа идеи философии Гегеля относительно того, что через абсолют человек познает самое себя, но вселенная не знает всего. Александр Грин. У него есть произведение «Опавший лист», которое посвящено практике йоги. Анна Ахматова практиковала йогу.
Йога и революция
Григорий Котовский. Все наверняка смотрели в детстве фильм «Тимур и его команда» 30-х годов. Где читали книгу про Котовского: «что за час перед казнью мучал себя японской гимнастикой…» Но это была не японская, а индийская гимнастика. Котовский практиковал йогу. В музее истории в Москве лежал блокнот Котовского, открытый на странице с названиями упражнений йоги. С другой стороны, если человек практиковал перед казнью, можно предположить, что его практика не была только хатха-йогой. Это был и какой-то мистический элемент, духовный элемент. Его не успели казнить, как мы помним, каким-то образом ему была сохранена жизнь.
Тайные сообщества в СССР
Два основателя одного из самых загадочных тайных сообществ в СССР – Глеб Бокий и Александр Барченко. Глеб Бокий был назначен Лениным на должность руководителя особого отдела ЧК. По сути задач у этого особого отдела было две: изучение феноменов и сбор компрометирующей информации о всей верхушке Партии. Это человек, которого боялся даже Сталин, до тех пор, пока мог боятся. В 1937 году его расстреляли. Но за это время Бокий вместе с А.Барченко, которого считал своим учителем, создал Народно-трудовой Союз. Общество, которое ставило целью изучение оккультных феноменов, установление связи с Востоком, разведку на Востоке, эксперименты с психикой и эксперименты с массовым сознанием.
В 1937 году Глеба Бокия арестовали, его расстреляли чуть ли не в первый же день, потому что у него был компромат абсолютно на всех лидеров Партии на тот момент времени, включая самого Сталина. Бокий был уникальным человеком, подлинный аскет, несмотря на высочайшую должность и влияние. Он всю жизнь прожил в маленькой квартирке, занимался только тем, что ему интересно и очень много практиковал.
Барченко – человек, который пытался построить экспедиции на поиски Шамбалы.
Йога в Сталинский период
Татьяна Окуневская.
Известная актриса, любовница наркома Ежова или Берии (информация не точная), что не помешало ей на 6 лет отправиться в лагеря. Она считалась секс символом того времени. Потом написала в своих воспоминаниях: «В лагере я выжила благодаря морковке и йоге». Она была сыроедом и практиковала йогу. Традиция не прерывалась никогда, даже в условиях лагеря.
Другой известный персонаж, который умудрился женится в архипелаге гулаг, Дмитрий Панин, который все время в лагере практиковал йогу, именно хатха йогу. И опять же благодаря этому выжил. Это можно почитать у Солженицына.
Известнейшая личность Михаил Чехов, племянник Антона Павловича Чехова и ученик Станиславского. Автор книги «Работа актера над собой». Сама по себе система Станиславского дословно заимствована у Штайнера (Система театра антропософии). Первая книга Станиславского так и называлась «Театральная система Штайнера». Там дано очень много техник работы с энергией, энергией зала, техники, которые он называл лучеиспускание, лучепоглощения. Т.е. излучения и поглощения энергии в чакру и т.д. Но советская власть «намекнула» Станиславскому, что антропософия – это не наше и нам нужна передовая революционная система.
Станиславский был умным человеком и переименовал систему Штайнера в систему Станиславского, которую мы и знаем до сих пор. Хотя на самом деле это система восходит к практикам антропософии. Михаил Чехов был его учеником. Он практиковал не только антропософию, но и йогу. В своих воспоминаниях он так и пишет: «философия йоги была воспринята мной вполне объективно, без надежды на новое миропонимание, но и без малейшего внутреннего сопротивления».
Говоря о йоге Сталинского периода, нельзя не сказать об академике Борисе Леонидовиче Смирнове. Он был академиком не востоковедения, а медицины. Он был хирургом. Еще в детские годы на какой-то ярмарке он купил учебник по санскриту. Ему было около 10 лет. Ребенка это увлекло. Не торопясь он выучил санскрит. А после этого, уже став известнейшим врачом, в какой-то период он был сослан, как всякий приличный человек в те годы.
В ссылке он занялся переводом Махабхараты. Его перевод на сегодняшний день самый полный и самый поэтический. Ему удалось даже издать Махабхарату практически еще при жизни где-то в Ашхабаде. На этом переводе выросло следующее поколение советских йогов и советских мистиков. В этом переводе он умудрился вставить в одном разделе отдельную главу, которая являлась по своей сути учебником йоги.
С одной стороны, он описывал довольно подробно историю йоги, свой взгляд и т.д. С другой стороны, описывал конкретные упражнения, причем очень тщательно. А будучи врачом, он еще и описывал физиологический смысл упражнений, механизм влияния асан и пранаям. Этот учебник до сих пор актуален и прочитать его для любого практика было полезно и интересно. Плюс он был очень интересным и самобытным востоковедом самоучкой и практикующим человеком. Где он брал упражнения не вполне понятно, но то, что он описал, очень похоже на стиль Шивананды.
Следующие два человека, которые внесли неоценимый вклад в развитие йоги в СССР – Никита Хрущев и Георгий Жуков. Как им это удалось сделать? В 1955 году никита Хрущев совершил уникальное путешествие. Он посетил три восточные страны: Индию, Афганистан и Бирму. Нас интересует больше Индия.
Как и положено при советском строе, как только высокий человек попадал в другую страну, в данном случае в Индию, становилось политкорректным интересоваться индийской культурой. И все, что связано с Индией, начали хвалить. Кроме того, к нам попали индийские специалисты. А от нас часть специалистов поехали в Индию и начали там заниматься йогой. Но это еще не все.
Жуков посмотрел на индийские войска и его очень впечатлило, насколько подтянутый состав. Он обратил внимание на то, что индусы практикуют йогу. И предложил внедрить в советских войсках что-то типа йоги. Для чего были опять же приглашены индийские специалисты в области йоги. Кстати, тогда же Жуков внедрил и каратэ. До этого в советской традиции было только боевое самбо. Но Жукову понравилась японская техника и он пригласил первых специалистов по каратэ, которые стали демонстрировать технику в войсках.
Самое интересное, что после визита Жукова, в войсках Индии был введен обязательный индийский час, который запретили сразу после снятия его с должности. Но, как традиционно было в Советском Союзе, как только что-то хвалили, сразу же это и ругали. После снятия Жукова с должности и Хрущева, возникли первые гонения на йогу. Они были обусловлены не тем, что йога кому-то не нравилась, а тем, что это связывалось с Хрущевым и Жуковым… Поэтому всякое их наследие необходимо было потоптать. Появилось множества высказываний в дальнейшем о том, что йога – это не наш путь. Самое интересное, что все эти слова говорят и современники. Про сектантство, про чуждую западному сознанию индийскую философию, про углубление в себя. Естественно к йоге это не имеет никакого отношения, но смешно и хочется понять откуда это взялось все.
Романтическая йога 60-х
Иван Ефремов.
Его произведение «Лезвие бритвы» говорит о глубочайшем знакомстве с йогой. Впервые метафора «лезвие бритвы» было использовано в хатха упанишаде. В хатха упанишаде сказано, что путь йоги подобен лезвию бритвы, пройти между противоположностями. Потом эту же метафору использовали в более позднем средневековом трактате по йоге. Ефремов хорошо был знаком с текстами йоги видимо благодаря наличию очень сильной востоковедческой школы в СССР. Но уже тогда он провозгласил, дал некоторый новый романтический взгляд на йогу. На его книгах воспиталось целое поколение советских йогов.
В своих книгах он цитировал целые тексты. Иван Ефремов дал какой-то новый специфический взгляд на йогу. Йога понималась, как некоторый высочайший уровень самоконтроля человека. Человек имеет право распоряжаться своей жизнью. Определение йоги, которое он дал в «Лезвии бритвы»: «Ваша йога, или психофизиологическое совершенствование, как скажет ученый Запада, представляется мне крепким свинчиванием сознательного с подсознательным в психике человека, железным стержнем, поддерживающим крепость души и тела, могучим зарядом энергии, делающим человека способным к высоким взлетам, тяжелой борьбе, необоримой стойкости. Но для чего это все, как не для отдачи людям, помощи им, борьбы за увеличение красоты и счастья на земле?»
Эзотерическая «духовка» 60-70-80-х
После 60-х появилось уникальное явление советского периода эзотерическая «духовка». Почему «духовка»? Люди, которые занимались той или иной духовной практикой. Она была интересна тем, что группа людей практиковала, что попало. В смысле отрыва от традиционных систем, в условиях постоянного гнета КГБ, в условиях запрета официальной системы. Все это привело к тому, что произошло сложносплетение внутри этой духовки всех имевшихся тогда эзотерических направлений и традиций.
Сложно было сказать, что люди практикуют. Они практиковали и йогу, и Кастанеду, и магию, и суфизм, и экстрасенсорику, и духовное целительство. Все вместе, то, до чего могли дотянуться, то и пробовали. На ком пробовали? На себе. Самым жестоким образом. Потому что советская система давала какие-то минусы во внешнюю информационную среду, в силу ограниченности.
Плотность практики был огромная и по сути, это была высшая интеллигенция. Владимир Данченко, который публиковался под псевдонимом №20. Он до сих пор жив. Валерий Аверьянов, человек, который создал астральное каратэ. Пытался скрестить йогу с каратэ, с экстрасенсорикой, т.е. систему, побеждающую человека на расстоянии без прикосновения. Он один из первых, кто экспериментировал с тантрическими техниками.
Антонов, который пытался играться с синтезом йоги и христианства. Иванов, автор книги «Как стать экстрасенсом». Делал первые эксперименты на себе с замораживанием, обмораживанием, сушением простыней и прочее. Бахтияров, который пытался в научных лабораториях изучать какие-то феномены. Василий Максимов, предположительно учитель Пелевина. Он от йоги перешел больше к практикам дзен, медитативным практикам.
Игорь Калинаускас, Тоша, Борис Золотов, первый автор психотренингов. Михаил Перепелицын – создатель сложной системы связи экстрасенсорики с йогой, экспериментировал с разными способами работы с энергиями, экстрасенсорными восприятиями и т.д.
Каждый из людей – это целое пространство. Сейчас многое из того, что они делали воспринимается как устаревшее и т.д. Но тогда это было очень неожиданно, ярко и т.д. Надо сказать, что эти люди были все закалены в борьбе с системой, сильными, харизматичными и очень мощными. Например, на семинарах Золота собиралось по 300 человек и достигались потрясающие эффекты.
Особенности «духовки»:
- Ограниченность во внешней информации.
- Плотность обмена информацией внутри.
- Сплетение традиций.
- Давление системы.
- Интеллектуализм и романтизм.
Визит Дхиренды Брахмачари в СССР и участие в космической программе (60-е)
Доподлинно известно, что это было. Об этом пишут и русские журналы и иностранные, упоминается в индийской прессе и т.д. Когда? Неизвестно. Советская секретность – самая секретная. Но проходило это под эгидой подготовки к космической программе Была открыта первая группа йоги. Классической йоги, где Брахмачари давал уроки. Туда попали не только космонавты, но и люди, которые имели отношение к космической программе. Будь то профессор Бродов – один из классиков йоги или Г. Стаценко, который тоже работал в космической программе, занимаясь разработкой инженерного оборудования. От группы, созданной в Звездном городке Брахмачари пошло очень много школ.
Поколение классиков советской йоги
Эти четыре человека заложили фундамент йоги, которая есть сейчас у нас: Василий Бродов, профессор, востоковед. Ему довелось съездить в Индию и поучиться там. Анатолий Зубков, человек, которому удалось попасть в Индию и поучиться там в традиции Шивананды, стать первым популяризатором йоги в СССР.
Геннадий Стаценко, познакомившись с традицией Брахмачари с 60-х годов начал вести свою группу, потихоньку синтезируя другие элементы эзотерической духовности. Создал свою собственную самобытную школу.
Лев Тетерников – первый советский тантрик. Его традиция идет от какого-то йога сталинских времен, но о нем мало, что известно.
Благодаря этим людям есть йога на территории всего СНГ.
Первое кино
В 1970 году при поддержке Василия Бродова вышел известный индийский фильм «Индийские йоги. Кто они?» Сейчас в чем-то смотрится смешно, а в чем-то и неплохо. Конечно мнение советских ученых, которые глубокими выводами размышляют о йоге немножко смешны. Но путешествие в Индию, где показаны различные йоговские процедуры и т.д. очень многих вдохновило на йогу. И, фактически, легитимизировало идею практики йоги в советском пространстве.
Популяризаторы йоги
Василий Бродов, который описывает свое переживание, что он вернулся с фронта израненным и очень больным, а после десятков лет йоги, чувствовал себя прекрасно и благодарен индийскому народу за то, что он дал человечеству.
Параллельно стоит сказать о популяризаторах здорового образа жизни. Юрий Николаев – популяризатор идеи голодания, был последователем Парфирия Иванова. Но будучи врачом, доктором наук создал первую клинику голодания. И фактически то, что мы сейчас знаем в йоге о голодании, во многом мы знаем благодаря его экспериментам. Правда, по началу это называлась лечебно-разгрузочная терапия.
Анатолий Зубков. Он публиковался в очень многих изданиях. Хотя, он не был большим специалистом по йоге. Сейчас получить такой уровень йоги не очень сложно, но медленно, шаг за шагом он приучал советский народ к тому, что йога – это неплохо.
1973 год. Первый советский тантрик – Лев Тетерников. Он же один из основателей парной йоги. Этот человек создал идею и стал проповедовать о том, что секс, эмоциональность, любовь не противоречат духовному развитию, а наоборот, только через постижение своей сексуальности возможна подлинная духовность.
Тогда это оказалось не просто революционным, а эффектом разорвавшейся бомбы. Его семинары по нынешним временам абсолютно целомудренные, тогда казались чудовищными. Когда люди делали не только похлопывания по себе и похлопывали друг друга. А уж идея о том, что ты можешь смотреть в глаза партнеру казалась почти оргией. За что его, конечно же, много и ругали. Но тем не менее он внес огромный вклад в советскую йогу
Геннадий Стаценко.
Человек, который в 1989 году совершил беспрецедентный шаг. Он попробовал создать учебное заведение, где можно тренировать йогу по 5-дневной неделе. Московскую, а потом Харьковскую академию йоги. На первый набор академии пришло 500 человек. Практически каждый из пришедших чем-то занимался. Экстрасенсы, практикующие целители, самые странные йоги всех мастей и т.д. Они между собой начали взаимодействовать, делиться знаниями и опытом, обсуждать, экспериментировать, пробовать на себе, друг на друге и т.д.
Академия находилась на пике года 3-4. Потом начался развал Советского Союза, все стало драматично, непонятно, по-новому. Но этот эксперимент внес огромный вклад в формирование всей современной йоги и вообще картины мира. Стаценко сделал колоссальный вклад в популяризацию йоги. Зубков, например, вел маленькие группы по 10-15 человек. Школа Стаценко была колоссальна и только по городам она имела порядка 60 филиалов. И это была именно школа, т.е. люди обменивались знаниями между собой. Была методическая база, которая постоянно совершенствовалась и т.д. А потом уже в 90-е годы произошел постепенный спад. Хотя, в принципе, ему сейчас 87 лет и каждую субботу, воскресенье он проводит семинары, а остальное время он преподает в институте.
Легенды советской йоги
Станислав Курилов. Спортсмен, йог, интеллектуал. В 1974 году он решил эмигрировать из Советского Союза. Он был невыездным и единственным способом эмиграции для него было следующее. Он выпрыгнул с корабля, который проплывал мимо Филлипин. 3 дня плыл. С собой у него не было ни воды, ни еды. Он достиг цели и так стал одним из первых советских йогов-эмигрантов. Позднее написал книгу «Один в океане». Погиб он героически, но уже в глубокой старости. Он был океанографом. Распутывая оборудование на глубине, он запутался в сетях.
Георгий Вицын. «Если бы я не занимался йогой, то мои роли в фильмах не были бы столь успешны».
Алексей Катков. Еще одна легенда советской йоги. Будучи в молодости последователем Парфирия Иванова, он заинтересовался проблемой терморегуляции. Но подошел он к ней научно. Это был первый человек, который стал исследовать проблемы йоги на себе. Например, один из экспериментов, он пробыл в камере при температуре -60 градусов 1 час. Совместно с академиком Агаджаняном он написал книгу «Резервы нашего организма». Погиб он тоже трагически. Ставил эксперимент на Эльбрусе и замерз.
1989 год
Год трагичный и драматичный в жизни советских йогов, потому что они впервые решили объединиться. Это событие оказало огромное влияние на всем нашем йоговском пространстве, потому что на первой же ассоциации объединиться не удалось. Увы, люди, воспитанные в советский период, в чем-то искалеченные советским периодом, не поняли главного, что ассоциация – это все-таки пространство, чтобы помогать друг другу облегчить свою жизнь. Но возник раскол в силу привычного восприятия объединения в партию с единым генеральным секретарем и т.д. Поэтому возникло сразу две ассоциации: одна была возглавлена Геннадием Стаценко, другая – сначала Бродов, потом Перепелицын.
Такой печальный раскол был исключителен тем, что даже те, кто практиковал йогу оставались в рамках советского сознания. Парадокс этих ассоциаций состоял в том, что они были созданы в 1989 году, прошло 2 года и они стали никому не нужны.