В современном мире трудно найти человека, который бы не слышал о йоге. С момента проникновения йоги на Запад прошло более ста лет, и на сегодняшний день для большинства людей йога уже не является диковинной восточной традицией. Сегодня йога – это не только одно из самых популярных направлений в сфере комплексного оздоровления, но и тренд, который привлекает миллионы людей: новоиспеченные йоги и йогини ежедневно заполняют залы йога-студий и фитнес-центров по всему миру. Это удивительная эволюция: тысячи лет назад практика йоги была доступна единицам посвященных, а сегодня она открыта для каждого. О том, как менялся подход к практике и о том, кто же такой йог (в контексте эволюции личности практикующего от древности до наших дней) мы поговорим в этой статье.
Йоги древности
В переводе с санскрита слово «йог»/«йогин» (или его форма женского рода «йогиня») означает – «тот, кто посвятил себя духовной практике» или «реализованный практикующий». В древнеиндийских текстах ведического периода «йогин» является синонимом таких определений, как саньясин (отрекшийся от мира странник), муни (философ-мыслитель), садху (святой аскет), шрамана (странствующий монах, аскет), тапасвин (практикующий аскезу, контроль чувств и медитацию), кешин (длинноволосый аскет-странник). Все эти эпитеты объединяет тема странствий и уединения, практика аскетизма, отказ от собственности и семьи, наличие мистических способностей.
Так, например, «Гимн Кешин» из древнейшего первоисточника «Ригведа» (около XV в. до н. э.) принято считать первым письменным свидетельством, упоминающим о йогах. Ниже приведем его текст:
keśyaghniṃ keśī viṣaṃ keśī bibharti rodasī |
keśīviśvaṃ svardṛśe keśīdaṃ jyotirucyate ||
munayo vātaraśanāḥ piśaṅghā vasate malā |
vātasyānudhrājiṃ yanti yad devāso avikṣata ||
unmaditā mauneyana vātānā tasthimā vayam |
śarīredasmākaṃ yūyaṃ martāso abhi paśyatha ||
antarikṣeṇa patati viśvā rūpāvacākaśat |
munirdevasya-devasya saukṛtyāya sakhā hitaḥ ||
vātasyāśvo vāyoḥ sakhātho deveṣito muniḥ |
ubhausamudrāvā kṣeti yaśca pūrva utāparaḥ ||
apsarasāṃ ghandharvāṇāṃ mṛghāṇāṃ caraṇe caran |
keśīketasya vidvān sakhā svādurmadintamaḥ ||
vāyurasmā upāmanthat pinaṣṭi smā kunannamā |
keśīviṣasya pātreṇa yad rudreṇāpibat saha ||
Косматый (несет) огонь, косматый (несет) яд, косматый несет две половины вселенной.
Косматый (делает, чтоб) мир увидел солнце. Косматый зовется этим светилом.
Аскеты, подпоясанные ветром, одеваются в коричневые грязные одежды.
Они следуют порыву ветра, когда боги вошли (в них).
Возбужденные состоянием аскета, мы оседлали ветры.
Только тела наши вы, смертные, видите перед собою.
Он летит по воздуху, глядя вниз на все формы.
Аскет каждому богу друг, готовый на благое деяние.
Конь Ваты, друг Ваю, вот аскет, подстегнутый богами.
Он живет возле двух морей: которое восточное и (которое) западное.
Странствуя тропой Апсарас, Гандхарвов, диких зверей,
Аскет видит (их) следы: он их милый, самый привлекательный друг.
Ваю для него сбивал (напиток), Кунаннама выдавливала,
Когда косматый из сосуда с ядом пил вместе с Рудрой.
И хотя в этом метафоричном гимне еще не используется непосредственно сам термин «йог» или «йогин», здесь очень точно передается суть этого образа, а также присутствуют многие архетипы и элементы йоги.
В частности:
- «Косматый несет две половины вселенной» – здесь прослеживается распространенный в йоге архетип о единстве и двойственности. Согласно йоге, именно иллюзия двойственности является причиной страданий, а цель йоги – избавить человека от ее оков;
- «Косматый (делает, чтоб) мир увидел солнце. Косматый зовется этим светилом» – гимны «Ригведы» были созданы в эпоху Ариев, которые, как известно, являлись солнцепоклонниками. В этом гимне Кешин отождествляется с Митрой (богом солнца ведического пантеона), продолжая идею недвойственности – слияния индивидуальной души с высшим «я» (Богом);
- «Они следуют порыву ветра, когда боги вошли (в них)» – здесь можно проследить более позднюю идею карма-йоги из «Бхагавадгиты» о том, что для избежания последствий кармы, нужно полностью доверить себя божественной воле, не сопротивляясь ей, а подобно инструменту в руках Бога, стать проводником его мудрости;
- «Он летит по воздуху, глядя вниз на все формы» – эти строки вновь отсылают нас к «Бхагавадгите», отражая идею о том, что, следуя карме, нужно не привязываться к плодам и результатам своих действий. Важно умение отстраняться и возвышаться над ними, воспринимая объекты материального мира как бы со стороны;
- «Только тела наши вы, смертные, видите перед собою» – здесь прослеживается отношение к телу как к временной оболочке, присущее более поздним философским системам Индии, таким как Санкхья и Школа йоги Патанджали.
Адийог или первый йог в мире
Первым йогом во Вселенной или Адийогом, даровавшим людям науку йоги, индуизм называет Шиву. Принято считать, что более пятнадцати тысяч лет назад Шива сумел достичь полного просветления и погрузился в самозабвенный танец на одной из вершин Гималаев.
Люди осознавали, что Шива переживал нечто неведанное им, и многие стали приходить в Гималаи в надежде получить откровение. Но Шива не замечал их присутствия, он либо самозабвенно исполнял свой танец, либо погружался в медитацию. Вскоре всеобщий ажиотаж утих. Только семь человек оставались рядом с Шивой и однажды он обратился к ним: «Глупцы, вам никогда не постичь этого даже за миллионы лет. Это не развлечение, нужна очень долгая подготовка».
Спустя 84 года семь человек предстали взору Шивы в форме сияющих сосудов, подходящих для знания. В течение нескольких дней Шива продолжал наблюдать за ними, а с наступлением следующего полнолуния, он утвердился в намерении стать для них гуру. Так самый первый йог преобразился в Адигуру – самого первого гуру (в честь этого дня в индуистской и буддийской традиции существует праздник Гуру-пурнима).
Вступив на берег озера Канти Саровар («озеро благодати») и повернувшись лицом к югу, Шива даровал своим ученикам науку йоги, необходимую для повышения уровня человеческого сознания. По завершении многолетней передачи знаний, миру явились семеро просветленных мудрецов – знаменитые Саптариши, о которых «Ригведа» повествует как о главных «великих» риши или «божественных отцах».
Каждого мудреца Шива наделил знанием о разных аспектах йоги, из которых возникли впоследствии основные ее формы. Саптариши последовали в семь разных частей света, чтобы нести в мир мудрость йоги, способную помочь людям выйти за рамки собственных телесных и ментальных ограничений и существовать в этом мире подобно Творцу. Так, согласно индийской традиции, Шива даровал людям шанс выйти за рамки собственных ограничений, если они совершат определенную работу – в этом его значимость как Адийога.
Первое изображение йога
Первым вещественным свидетельством о йогах принято считать древнюю печать, вырезанную на камне, обнаруженную при раскопках в Махенджо-Даро (территория современного Пакистана), возраст которой, по самым скромным подсчетам, насчитывает четыре с половиной тысячи лет. На печати изображен трехликий человек (шаман или божество), сидящий в йогический позе – Бхадрасане: его руки в медитативном положении лежат на коленях, голову венчают рога, а вокруг него расположены животные (аналогичные животные мотивы сохранились на некоторых изображениях Шивы). Древний артефакт получил название «Печать Пашупати».
По мнению ряда археологов, на ней изображен прото-Шива в облике Пашупати (одно из имен Шивы в индуизме). Впервые Пашупати упоминается в «Ригведе» в гимнах к Рудре в качестве одной из форм Шивы и олицетворяет его связь с животными и домашним скотом. Позднее, в период Упанишад, происходит полное отождествление Пашупати с Шивой, но уже в значении «сотворенный» или «душа».
Таким образом, «Печать Пашупати» принято считать первым вещественным свидетельством Адийога в дравидийской культуре древней Индии.
Йога в упанишадах
Первые непосредственные упоминания о йоге мы встречаем в упанишадах, в частности в «Катха-упанишаде», «Шветашватара-упанишаде», «Майтраянии-упанишаде». Йога здесь выступает как метод обретения мокши – освобождения от оков этого мира. В частности, в «Шветашватаре-упанишаде» (V-I вв. до н.э.) слово «йога» упоминается многократно, а ее саму можно назвать первым текстом, упоминающим йоговские практики.
Приведем некоторые шлоки:
8. Подняв три части, держа ровно тело, заключив в сердце чувства и разум, пусть переправится мудрый на ладье Брахмана через все потоки, несущие страх.
9. Сдерживая здесь дыхание, пусть владеющий [своими] движениями дышит слабым дыханием через ноздри. Пусть мудрый, не отвлекаясь, правит разумом, словно повозкой, запряженной дурными конями.
10. На ровном, чистом [месте], свободном от камешков, огня, песка; своими звуками, водой и прочим Благоприятствующим размышлению, не оскорбляющим взора; в скрытом, защищенном от ветра убежище пусть он предается упражнениям.
11. Туман, дым, солнце, ветер, огонь, светлячки, молния, кристалл, луна – эти предварительные образы суть проявления в Брахмане при [упражнениях] йоги.
12. Когда с появлением земли, воды, огня, ветра, пространства развивается пятеричное свойство йоги, то нет ни болезни, ни старости, ни смерти для того, кто обрел тело из пламени йоги.
13. Легкость, здоровье, невозмутимость, чистый цвет лица, благозвучный голос, приятный запах, незначительное количество мочи и кала вот, говорят, первые проявления йоги.
14. Подобно тому, как загрязненное пылью зеркало [снова] ярко блестит, когда оно очищено, так же, поистине, и наделенный телом, узрев сущность Атмана, становится единым, достигшим цели, свободным от страданий.
15. Когда сущностью [своего] Атмана он, словно наделенный светильником, видит сущность Брахмана, то, познав нерожденного, постоянного, свободного от всех сущностей бога, он избавляется от всех уз.
Йоги брахманического периода
Йогу древности можно разделить на две главные системы: первая – школа йоги Патанджали, которую условно принято назвать брахманической, вторая – тантрическая йога натхов, к ней мы вернемся чуть позднее. Главный базовый текст школы йоги Патанджали – «Йога-сутры», в основе которых лежат дуалистические идеи Санкхьи. Согласно санкхье, в мире действуют два начала: пракрити (материя) и пуруша (дух). Цель философии санкхьи – отвлечение индивидуального духа от материи.
«Йога-сутры» предлагают достижение этой цели через системный подход – восьмичастный (аштанга) праксис, получивший у Патанджали название «Аштанга-йога». Согласно Патанджали, йог должен следовать восьмичастному пути, куда входит: Яма (контроль чувств и действий направленный на воздержание от страстей); Нияма (следование духовной дисциплине); Асана (физические практики); Пранаяма (контроль над дыханием); Пратьятхара (освобождение чувств от воздействий внешних объектов); Дхарана (концентрация); Дхьяна (медитация); Самадхи (полное освобождение).
Освобождение у Патанджали понимается как достижение йогом состояния, когда все внешние факторы (пракрити), воздействующие на его глубинное «я» (пурушу), полностью растворяются – это полная свобода, состояние чистого бытия.
Самому термину «йога» Патанджали дает определение «Читта Вритти Ниродха» – прекращение колебаний сознания (не порождение материи мысли). Что касается непосредственно самих асан, то в контексте «Йога-сутр» им не уделялось большого внимания: асаной в первую очередь считалась медитативная поза, в которой йог может практиковать прочие аспекты аштанга-йоги.
Этический кодекс йога
Под этическим аспектом практики йоги подразумевают две первые части классической Аштанга-йоги Патанджали – яму и нияму. Они формируют благоприятную среду для развития, направленную на то, чтобы практика йоги проходила успешно и приносила свои плоды.
Яма: контроль чувств и действий, направленный на воздержание от страстей. Яма включает пять основных принципов: ахимса (ненасилие); саатья (правдивость); астея (не присвоение чужого); брахмачарья (контроль похоти, внутренняя собранность, не распущенность); апариграха (нестяжательство, ненакопительство, непривязанность);
Нияма: культивирование духовной дисциплины. К принципам ниямы относятся: шауча (очищение тела); сантоша (удовлетворенность); тапас (самодисциплина, закалка); свадхьяя (самообразование), Ишвара-пранидхана (принятие высшего духовного аспекта).
Принципы ямы и ниямы являются также защитными механизмами для практикующего: увлекаясь лишь технической стороной йоги (пранаямы, асаны, крии), можно обрести достаточно энергии и жизненной силы, которая может быть направлена во вред, если человек остается неразвитым в духовных и этических аспектах.
Йоги в средневековой Индии
Говоря о йоге средневековья, нельзя не сказать о традиции тантрической йоги натхов, с которой идеологически была связана непосредственно хата-йога. В середине пятнадцатого века некий йогин Сватмарама написал первый текст, систематизирующий хатха-йогу, который называется «Хатха-йога Прадипика». В отличие от йоги Патанджали, «Хатха-Йога Прадипика» основана на идеях школы натхов, которая в свою очередь уходит корнями в древние системы тантрической йоги, связанные с поклонением Шиве и Шакти. Именно в этой среде зарождаются йоговские понятия и терминология, отражающие мужское и женское начало: ха (солнце) и тха (луна), пингала и ида.
Хатха-йога означала манипуляцию на уровне мужских и женских энергий и их гармонизацию через определенные практики, крии и работу с вниманием. Во времена империи Великих Моголов, в результате исламских гонений, связь с древними эзотерическими системами тантры и натхизма была нарушена в философском плане, однако осталась развитая система асан: тогда хатха-йога все больше стала ассоциироваться именно с телом, а сам термин стал обозначать в первую очередь совокупность крий и асан.
В отличие от философии санкхьи и Патанджали, где физическому аспекту не придавалось большого значения, в «Хата-йога Прадипике» главенствовала идея преображения тела. Это связано с тем, что для тантры и натхизма, на которые опирается данный текст, была характерна идея кая-сиддхи – телесных сверхспособностей, достижения бессмертия во плоти. Поэтому, в целом, «Хатха-йога Прадипика» представляет более материалистичный и практичный подход к йоге, не лишенный тем не менее духовности. Задача практикующего здесь – научиться владеть как внешними, так и тонкими (на уровне пран и нади) процессами своего тела. Целью этих практик является пробуждение кундалини – внутреннего психоэнергетического потенциала, который, как принято считать в этой традиции, присутствую теле человека в редуцированном виде. По представляем йогов того времени, этот индивидуальный потенциал имеет безграничный масштаб и представляет собой вселенскую Маха-шакти – изначальную мощь всего.
Роль женщины в йоге древности
Хотя о роли женщины в ведическом обществе достоверно известно не так много, большинство исследователей древних текстов сходятся во мнении, что женщинам не полагалось изучать Веды, а ее высшей обязанностью являлась забота о муже. Однако нельзя отрицать, что женщины были частью духовной жизни древности. Так в «Упанишадах» и «Махабхарате», где йога рассматривалась как метод преодоления майи (иллюзии этого мира), есть упоминания о мудрых духовных женщинах, к некоторым из которых применяется эпитет «йогини».
В текстах брахманических времен, таких как «Законы Ману» и «Манава Дхарма шастра» (около 200 г. до н. э.), женщине отводилась роль домохозяйки, что было ее дхармой. В «Йога-сутрах» Патанджали упоминания о женщинах отсутствуют. Однако, это не является свидетельством того, что женщины исключались из практики йоги.
В период VI и IX вв. в Индии приобретает популярность движение бхакти, олицетворяющее духовную преданность Богу. В противовес брахманизму, бхакти отличалось своим демократическим подходом и объявляло равенство всех людей перед Богом, независимо от пола и касты, а суровым аскезам противопоставлялись любовь и единство. Выражением преданности и любви к Богу служили хвалебные гимны. Авторами таких гимнов нередко становились в том числе женщины: сохранились свидетельства о женщинах-поэтах, отрекшихся от своих мужей, и посвятивших свою жизнь прославлению Бога.
Одной из таких женщин была Лалла Йогешвари (Лал Дэд), поэзия которой отсылает к философии йоги, тантры, и веданты. Учитывая эти свидетельства, можно предположить, что наряду с женщинами-поэтами существовали и женщины-йогини. К примеру, текст «Хатха-йоги Прадипики» утверждает, что практика йоги доступна любому, независимо от пола и касты. Также в тексте есть упоминания некоторых техник йоги, практика которых должна осуществляться совместно с женщинами, а также присутствует непосредственное упоминание йогинь: «Если женщина, опытная посредством своей практики, извлекает семя мужчины и сохраняет свое собственное с помощью (практики) ваджроли, она также становится йогиней».
В период двух столетий колонизации Индии происходят глубокие изменения как в политико-экономической, так и в социально-культурной сфере. Это время существенных реформаций в области прав женщин, одним из результатом которых стала демократизация и секуляризация йоги – практика стала официально доступна для женщин. Именно эти черты стали превалировать в современной йоге, известной нам сегодня.
Эволюция йоги в XX веке
Как мы видим, йоги древности не придавали первостепенного значения непосредственно физическому аспекту йоги: асаны и пранаямы служили инструментом для достижения более глубоких целей – концентрации, медитации, получения сиддхи (сверхспособностей), что в конечном счете должно было привести к достижению полного освобождения от мирских оков и иллюзии. В конечном счете показателями успеха в практике йоги являлось не совершенство в выполнении асан, а то насколько йог укрепился в управлении тонкими энергиями в теле и контроле сознания.
Разворот в идеологическом плане произошел в начале XX века, когда в Индию проник активно развивавшийся на западе культ физического тела. Во многом это было связано с деятельностью организации YMCA (Юношеская Христианская Ассоциация), которая использовала пропаганду здорового образа жизни и физического развития в качестве социализирующего фактора. Впоследствии идея о значимости физического воспитания получила продолжение в формировании предпосылок к борьбе за независимость Индии.
Борцы за независимость генерировали различные идеи для подъема патриотического духа. Одной из таких идей стало создание традиционной индийской физической культуры (школьная программа по физкультуре была построена в Индии по английской системе). Этому запросу прекрасно подходила йога, имевшая древние национальные корни. Для ее продвижения в обществе оставалось выработать свежий актуальный взгляд на практику.
Цели по популяризации йоги получили поддержку при дворце махараджи Майсура Кришнараджа Вадияра IV, куда был приглашен преподавать йогу Шри Т. Кришнамачарья. А спустя два года он получил во дворце отдельное крыло для своей йогашалы. В дворцовом отчете за этот год указано, что целью открытия йогашалы является физическое развитие учеников Майсура. Отвечая запросам махараджи, Кришнамачарья привнес в практику йоги много новых элементов, в том числе аэробных: его стиль отличался динамичными связками и переходами, а обязательным элементом практики стал комплекс Сурья Намаскар. Именно в это время в йгашале Кришнамачарьи обучались двое самых знаменитых из его учеников – Б.К.С. Айенгар и Паттабхи Джойс, которые впоследствии популяризировали йогу на Западе.
Йоги и современность
Со временем западные преподаватели стали создавать свои уникальные стили. На сегодняшний день в мире существует огромное количество стилей и направлений йоги. Нередко йогу сочетают с новыми эзотерическими практиками, психологическими тренингами, танцевальными и фитнес-программами. Однако, среди этого многообразия зачастую сложно разглядеть истинную цель практики йоги. Фактически, йога и медитация были адаптированы к западной культурной парадигме, а акцент практик сместился в сторону увеличения и совершенствования физических техник и поддержания психического здоровья, а не ментальной работы и методам духовного развития, как это было у йогов древности. Поэтому, интегрируя практику в свою жизнь, важно помнить, что йога дает возможность духовного развития, ее не стоит воспринимать как спорт или средство похудения.
Йог – это не тот, кто посещает групповые занятия два-три раза в неделю, практика йоги – это универсальный способ существования, который позволяет нам жить в гармонии с окружающим миром, людьми и самим собой. Древние тексты йоги учат нас тому, что все страдания и проявления психики возникают на уровне личности (пракрити), а на уровне сущности (пуруши) страданий не существует – здесь мы всегда свободны. И практика йоги должна вести нас к этой свободе: свободе от личностных страданий, переживаний и прочих уловок сознания.
Важно помнить опыт и наставления древних йогов о том, что практика должна вести нас через контроль своего сознания к состоянию единства с миром. И все методы йоги направлены именно к этой цели, а не к освоению как можно большего числа сложных асан. Тот, кто овладел всеми аспектами психики и есть йог. Но если в древности для того, чтобы заниматься духовным развитием требовалось отрешение от мира и одиночество, а йога практиковалась в основном аскетами или в закрытых школах, то сегодня практика доступна каждому.
Современный йог – это обычный человек, живущий обычной жизнью, он больше не обосабливается от общества, а напротив, вносит в свой вклад в общую эволюцию.
Путь йога – это осознанный выбор духовного гармоничного развития, который доступен сегодня каждому, вне зависимости от национальной и религиозной принадлежности, пола, возраста и профессиональной деятельности. Главное помнить о целях этого пути.