Не существует достоверных данных, как давно зародилась йога, но для всех практиков и исследователей очевидно, что это древнейшая дисциплина, чья история исчисляется тысячами лет.
В этом эссе речь пойдет о сравнении традиционного и современного подходов к йоге и, говоря о традиционном, я буду иметь в виду йогу достаточно большого периода. С начала нашей Эры, когда были написан фундаментальный текст по йогической науке – «Йога Сутры» Патанджали и до 15-17 веков, когда были созданы такие основополагающие тексты уже непосредственно о хатха-йоге – «Хатха Йога Прадипика» Свами Сватмарамы и «Гхеранда Самхита».
Под «современной» йогой я подразумеваю учение, которое разошлось из Индии по всему миру в 20 веке, и которое несли людям такие Учителя, как Свами Шивананда Сарасвати, Свами Сатьянанда Сарасвати, Шри Тирумалай Кришнамачарья, Шри Паттабхи Джойс, Шри Б. К. С. Айенгар и др.
Пожалуй, основным, даже бросающимся в глаза отличием современного подхода от традиционного является открытость знания о йоге. Все базовые древние первоисточники призывают адептов держать свои занятия йогой в секрете, знания, получаемые ими от Учителя применять только в личной практике и не открывать ключей к йогическим техникам непосвященным людям. Но, если в древние времена йога считалась наукой для избранных, сакральным, закрытым знанием, то пропагандисты 20 столетия напротив старались привлечь в лоно йоги максимальное количество учеников.
Вызвано это было, в первую очередь, кастовой системой Древней Индии. Йога считалась дисциплиной, предназначенной для высших каст – браминов, кшатриев и, отчасти, вайшью. Низшие касты не должны были иметь к ней абсолютно никакого доступа.
Кстати, стоит заметить, что кастовая система, в отличие от современного общества, подразумевала отсутствие какого-либо социального лифта. Но при этом людей тогда, безусловно, одолевали те же страсти, порочные желания и стремления. И для шудры или неприкасаемого, единственным способом вырваться в этой жизни из клетки черной работы и нищенского существования, было обретение сиддх, то есть сверхспособностей, которые приходят к практикующему йогу при определенном уровне освоения знания. Достойный практик, получивший знания от просветленного мастера, не обращал внимания на сиддхи, как на побочный эффект, и двигался дальше с чистым сердцем, мечтая достичь освобождения. Будет чрезмерно наивно утверждать, что страстно жаждущие мирских благ шудры имели чистую душу и светлые помыслы. Безусловно, жажда власти и материальных благ, которой они могли руководствоваться, при наличии у них сиддх, могла привести к тяжелым для общества последствиям. Этого и старались избежать древние Учителя, закрывая йогическую науку от посторонних глаз, делая знание сакральным и доступным только людям с высокой духовной организацией.
В наше время практика доступна и богатым и бедным, и священникам и бизнесменам. Врачи, сварщики и медсестры могут заниматься в одном йога-клубе с трамвайным кондуктором и академиком. Мир изменился, и особенно изменился его ритм. В безумной гонке со временем, которую представляет наша реальность по сравнению с размеренной и медитативной жизнью древнеиндийского общества, никому и в голову не придет тратить по 8 часов в день на пранаяму, 4 часа на практику асан, а остальное время посвящать медитациям и шаткармам. Именно такой должна быть практика, чтобы перспектива обретения пресловутых сверхспособностей. И все только ради достижения призрачных сиддх, которые, возможно, позволят оставить сварочный аппарат и сесть за руль своего блестящего «мерседеса», сплюнув на ботинки услужливого швейцара. В наше время есть способы достичь этого космического счастья попроще и побыстрее. А в Индии Патанджали, других путей к верхним ступенькам социальной лестницы, кроме магических сиддх, не было. Кстати, секта наттхов, которые дали новый толчок развитию йоги в Средние Века, сохранили и развили знание (в первую очередь, именно, Хатха Йоги), происходит из низших каст. Наттхи были подпольной организацией, тайным закрытым обществом, но все же через самую доступную часть йоги (хатха-йогу) смогли интегрироваться в браминское учение, и дали ему много нового.
Ответ на вопрос о том, почему Учителя 20 века активно пропагандировали йогу и открыли двери в нее для каждого желающего, очень прост. Дело в том, что в начале 20 века Индия, уже несколько веков бывшая колонией Великобритании, стала испытывать сильный спад интереса коренного населения к собственной культуре, истории и традициям. Молодые люди становились все более и более ориентированными на западную культуру, были заинтересованы в том, чтобы строить карьеру по западному образцу и т. д. Учителя поняли, что существует реальный риск того, что древнее знание йоги будет просто утеряно – его никто не хотел изучать, число их учеников стремительно сокращалось. И они постепенно начали рассказывать миру о богатом и сложном мире йоги, в чем им несомненным подспорьем стал английский язык, которым многие из мастеров владели, получив английское образование в колониальных институтах.
Вторым ярким отличием от традиционного подхода стоит считать значительное смещение фокуса современной йоги на физические практики: асаны, пранаяму и, отчасти, шаткармы. «Йога Сутры» Патанджали упоминают об асане лишь вскользь, говоря, что она должна быть удобной и устойчивой, «Хатха Йога Прадипика» говорит уже об 11 тренировочных и 4 медитативных асанах. В «Гхеранда Самхите» асан уже аж целых 32. Основной упор же делается на правила и предписания по внутренней жизни человека, его жизни в обществе (Яма и Нияма), и в первую очередь на техники Раджа Йоги (Пратьяхара, Дхарана, Дхьяна), то есть на работу с сознанием и тонкими энергиями, через которые и можно достичь состояния самадхи, цели йоги.
Тексты по йоге 20 века приводят невероятное количество асан, сложных физических техник, уделяют внимание мельчайшим подробностям выполнения йогических поз, их сочетанию и последовательности. Выходят труды крупных ученых, исследующие влияние той или иной асаны на физическое тело человека, составляются красочные атласы асан и т.д. По всему миру йога в первую очередь ассоциируется с активной акробатической работой на коврике, и совсем не с внутренним путешествием к освобождению, коим она, не смотря ни на что, по-прежнему является. При этом, интересно, что проведшие всю жизнь за изучением йоги древние индийские риши (мудрецы) не оставили ни одного труда, описывающего и анализирующего работу, скажем тазобедренных суставов в разных асанах. Их это не интересовало, они искали другое.
Связано это изменение, конечно, с расширением географии йоги, резким увеличением количества учеников и с доступностью физической части практики – как для исполнения, так и для объяснения.
Сам образ жизни индийцев, их культурный бэкграунд и жизненные взгляды не требуют большого количества физических упражнений. Когда йога попала из тихих и жарких индийских ашрамов в запыленные, холодные офисы, забитые толстыми и вечно объевшимися людьми на грани нервного срыва, то новые адепты стали требовать у древней науки совсем другой аспект знания. Голодные до физической активности и жаждущие снятия стресса западные ученики вынудили индийских учителей отойти от традиционного подхода и предлагать на своих занятиях в первую очередь последовательности асан и, если оставалось время, то немного пранаям. Эта тенденция нарастала по мере роста числа западных учеников, распространения учения по миру, и окончательно закрепилась в наши дни.
Отчасти это также вызвано третьим фактором, о котором я хотел бы упомянуть. В древности йогическое знание передавалось исключительно напрямую от учителя ученику в виде бесед, наставлений, которые зачастую проходили в весьма размеренном ритме и длились годами и десятилетиями. Современная йога преподается через книги, журналы, брошюры, видео-уроки и на классах в йога-клубах, где преподаватели проводят более 6 занятий в день у объемных и смешанных по составу групп учеников. Йога подстроилась под сумасшедший темп больших западных городов и предоставляет ученикам возможность хотя бы на 2 часа вынырнуть из этого аквариума с пираньями и обратить внимание на то, что они привыкли считать собой. Если индийские Учителя древности вели своих подопечных от физического тела вглубь, к тонким телам, к душе, к великому Абсолюту, то современные йога-инструкторы могут лишь помочь людям хотя бы вспомнить о своем физическом теле, понять и почувствовать его. Очень немногие из них делают шаг дальше и исследуют себя вглубь.
Да и сами преподаватели разительно отличаются от тех, кто нес знание о йоге сотни лет назад. Йога предполагает, что учитель передает ученику то, что пережил, осознал и интегрировал в жизнь сам. В отличие от самореализованных, просветленных учителей древней Индии, достигших освобождения, большинство йога-инструкторов сегодня – это вчерашние ученики йога-клубов, получившие сертификат стандартного образца и зарабатывающие себе и своей семье на хлеб буквально в поте лица. Все в том же самом бешено гудящем клубке материи под названием «мегаполис».
Резюмируя, можно сказать, что не смотря, на то, что практика хатха йоги и йоги вообще значительно изменилась со времен Патанджали и Сватмарамы, она продолжает выполнять свои задачи. Изменился подход, изменилась аудитория, окружение и атмосфера вокруг практики. Но сама практика так или иначе ведет все к тем же целям – на пыльном ли коврике среди пыхтящих потных тел в нью-йоркском подвале, или у лотосных стоп просветленного гималайского учителя в залитом индийским солнцем ашраме. Ведет к пониманию себя, своей сути, осознанию своей души, ее необъятности, слиянию с вселенским Абсолютом и освобождению.
Работа студента Московского Университета Йоги Пивоварова Евгения