Хатха-йога это один из видов йоги. Это работа с телом, которая состоит из асан, пранаям, шаткарм, бандх и мудр. Но работая с телом, мы проникаем в глубины самих себя и работаем с энергиями. Хатха-йога описана в средневековых текстах: «Хатха-йога прадипика» (прадипика переводится с санкрита как «прояснение» или «освещение») автор Сватмарама, «Шива-самхита» (самхита переводится как «сборник») по преданию автором считают бога Шиву, «Гхеранда-самхита».
Хатха переводится как «усилие» или «напряжение», ведь делая, например, асаны мы должны прилагать физические усилия. Также это слово переводят как слияние энергии ума (ха) и праны (тха), или слияние мужского и женского.
Можно представить себе древнего йогина и современного йогина и таким образом рассказать о разнице традиционного и современного подходов в Хатха-йоге.
Древний йог жил как отшельник, отрекался от материального и мирского. Обычно он уходил в джунгли или в горы, где он мог находиться в уединении. И там он занимался только своей практикой, оставаясь наедине с природой и с самим собой. Селился йог в пещере или отстраивал себе небольшой домик из подручных материалов. В тексте «Хатха-йога прадипика» есть описание того, как должно быть устроено жилище йога. Йогин почти не общался с людьми, чтобы ничто не отвлекало его от практики. Он жил на подаяние. Люди приносили ему необходимую еду. Или, возможно, ему могло хватать плодов с деревьев, растущих вокруг его жилища. В те времена йога не могла быть доступной каждому желающему, это знание было скрыто от посторонних. Сами йогины хранили свою практику в секрете. У каждого практика обязательно был гуру, учитель, от которого он получал знания. Вся информация передавалась от учителя ученику в устной форме. Эта традиция передачи устного знания сохранилась в Индии до сих пор. Целью древнего йога было достижение самадхи, слияние с Богом и выход из колеса перерождений.
Традиционная йога стала превращаться в современную йогу постепенно. В конце 19в. Свами Вивекананда рассказал об индийской культуре и философии западным людям. В те времена даже и сами индусы мало знали о своей культуре. Вивекананда способствовал тому, что йога стала более открытой и о ней узнали простые люди. В начале 20в. Свами Шивананда сделал йогу еще более доступной. Он был врачом и при этом йогом, поэтому смог проанализировать асаны и пранаямы и шаткармы с позиции медицины. И сделал вывод, что Хатха-йога полезна для здоровья, что она может излечить многие болезни и помочь многим людям. После этого популярность йоги начала расти, все больше простых людей стали заниматься. Потом йога проникла на Запад. В 1960е годы в Индию стали ездить учиться йоге американцы и европейцы. Они учились у Паттабхи-Джойса, который преподавал Аштанга-Виньяса йогу и у Айенгара. Эти гуру йоги давали своим ученикам в основном асаны.
Из всего этого сложилась современная Хатха-йога.
В современном мире знание йоги доступно любому обывателю. Но сегодня мы видим, что в Хатхе делается большой упор на практику асан. Асаны делают для развития физического тела, а также для оздоровления всего организма. Иногда люди интересуются пранаямой и делают очистительные практики (шаткармы). Современный практикующий обычно занят еще и работой, семьей, другими делами. Жизнь в мегаполисе обязывает йогина совмещать практику и обычную жизнь. Йога помогает современному человеку сохранить равновесие и спокойствие внутри себя. Помогает сохранять гармонию, которую так легко потерять, живя в бешеном ритме современного города.
Мало кто в наше время может посвятить себя практике йоги целиком и может начать жить так, как жили йоги в древние времена. Обычно людям этого и не нужно. То есть, им не нужна настолько глубокая и серьезная йога, потому что большинство людей живут на уровне первых трех чакр.
Но если есть стремление и интерес, то дерзайте!
Работа студентки Московского Университета Йоги
Углубить свои знания о йоге вы можете на Годовом курсе изучения йоги или курсе подготовки профессиональных преподавателей йоги ТТС 208 и ТТС 250/280.