Философия йоги описана в древних индийских текстах Упанишадах, а также в книге «Йога-Васиштха». Слово йога происходит от санскритского корня «юдж», который переводится как «соединять», «связывать». В индийской философии существует понятие Брахман – Высшее сознание, Высший разум, Бог. И понятие Атман – персональная душа человека. Основная идея философии йоги состоит в том, что весь мир пронизан Брахманом, его энергией, то есть Вселенской душой или Богом. В каждом живом существе и в каждом явлении отражается Брахман. Отражение Брахмана в живых существах называют Атман – личная душа. Практика йоги нацелена на соединение Атмана с Брахманом, то есть соединение йогина с Богом.
Еще одной важной идеей в философии йоги является идея о перерождении, колесе Сансары. Эта идея существует в Индии очень давно и заключается в том, что человек живет не один раз, что его душа переходит из одного тела в другое, перерождается. Конечная цель практики йоги – слиться с Брахманом, раствориться в нем и больше не рождаться в этом мире. То есть выйти из колеса Сансары.
А теперь о привлекательной технике йоги. Для меня это Чакра-садхана. Эта техника заключается в работе с чарками. Практикующий сосредотачивается на чакрах в определенном порядке. В это время дышит капалабхати и делает задержки дыхания. А затем сидя в позе лотоса, произносит биджа-мантры для каждой чакры.
Чтобы понять, как работает эта техника и как она связана с философией йоги, нужно рассказать от чакрах и об энергетических каналах в теле человека.
Все наше тело пронизано энергетическими каналами – нади. По каналам циркулирует энергия. В «Шива-самхите» сказано, что в теле человека 72 тысячи нади. Три основных канала это Ида, Пингала и Сушумна. Сушумна – самый главный канал, расположен внутри позвоночника, Ида начинается слева от позвоночника в районе копчика, а Пингала справа. Вдоль Сушумны расположены чакры (в переводе с санскрита «колесо»), энергетические центры. В каждой чакре Ида и Пингала меняются местами.
Первая чакра Муладхара – корневая. Расположена в области промежности в районе копчика у основания половых органов. От нее отходят три главных нади. Вторая чакра Свадхистхана расположена на уровне приблизительно центра крестца или края лобковой кости. Третья чакра Манипура находится в районе пупка. Четвертая чакра Анахата находится в центре груди. Пятая чакра Вишуддха расположена в области горла, в районе щитовидной железы. Пятая чакра Аджня (или Агъя), «третий глаз» находится в межбровье. В ней соединяются Сушумна, Ида и Пингала. Седьмая чакра Сахасрара расположена уже вне физического тела – над головой в районе темени. Биджа-мантры каждой чакры (снизу вверх): лам, вам, рам, йам, хам, ом. Сахасрара – это уже связь с Абсолютом, с Брахманом, поэтому у этой чакры нет звука, нет биджа-мантры, хотя иногда для нее используют мантру шестой чакры ом.
Чакры описаны в «Шива-самхите». В этом же тексте описана энергия Кундалини, изначальная энергия. Она дремлет в основании позвоночника, свернувшись как змейка и закрывая вход в Сушумну. Практикуя Хатху, йогин очищает свои нади, уходят физические и энергетические блоки, которые мешали свободному движению энергии по каналам. Очищаются три главных канала. Работая с чакрами, йогин раскрывает их, то есть в чакрах тоже начинает свободно циркулировать энергия. Итогом практики должно стать пробуждение энергии Кундалини и подъем этой энергии по Сушумне через все чакры. Когда энергия достигает Сахасрары, происходит слияние йогина с Богом, Абсолютом, Высшим разумом.
То есть, работа с чакрами приводит к слиянию Атмана с Брахманом, что описано в философских текстах о йоге.
Что касается меня, пока я практикую чакра-садхану для того, чтобы испытать чувство легкости, улучшить настроение и получить заряд бодрости на целый день.
Работа студентки МосковскогоУниверситета Йоги
Углубить свои знания о йоге вы можете на Годовом курсе изучения йоги или курсе подготовки профессиональных преподавателей йоги ТТС 208 и ТТС 250/280.