Транскрибация лекции Кирилл Ржаного курса «5 балансирующих медитаций»
Далее мы разберём «ключи», которые позволяют сделать нашу концентрацию более устойчивой. Странно, что об этом очень мало информации, так как эти принципы являются главным фактором, помогающими усилить концентрацию и перейти в медитацию.
У нас есть органы восприятия: глаза, уши, кожа (тактильные ощущения), нос (обонятельные рецепторы), вкусовые рецепторы. В йоге это называется санскритским термином индрии. Большая часть нашего сознания формируется из сигналов, которые поступают из внешнего мира. Если говорить упрощённо, то сигналы от этих датчиков накладываются на имеющийся у нас в психике опыт и так формируется наше представление о мире. Наше субъективное отражение объективной реальности или индивидуальная модель мира.
Внимание – это одна из основных функций сознания. Внимание может быть произвольным (направляется волей) и непроизвольным (автоматическое реагирование), стимул – реакция. Например, в помещении работает телевизор, который захватывает внимание человека помимо его воли.
Внимание можно условно разделить на пять видов, согласно пяти органам восприятия: визуальное внимание, аудиальное, кинестетическое, внимание, связанное с восприятием вкуса и запахов. Восприятие информации, поступающих от внутренних рецепторов – интерорецепторов (рецепторы вестибулярного и опорно-двигательного аппарата, воспринимающие раздражения при изменении положения и движения тела и отдельных его частей в пространстве) мы относим к кинестетическому вниманию.
Чтобы хорошо сфокусироваться, наша задача задействовать все виды внимания. Мы должны собрать все лучи внимание в один большой луч. Тогда кроме объекта фокусировки в сознание будет минимум другой информации и концентрация будет устойчивой. Чтобы работать сразу со всеми пятью видами внимания требуется тренировка, поэтому рекомендовано начинать с трёх: визуальное, кинестетическое, аудиальное. Вижу, чувствую и прислушиваюсь к объекту.
Например, если мы фокусируемся на дыхании, то нам необходимо собрать все лучи внимания на поток воздуха. То есть, в идеале, мы чувствуем поток воздуха (температуру, ощущения соприкосновения с внутренней частью носа, носоглоткой, горлом, лёгкими), мы представляем этот поток воздуха (его форму, цвет) и прислушиваемся к звуку, который издаёт этот поток – звук дыхания. Когда мы удерживаем внимание по всем вот этим трем каналам, тогда ум собран. Концентрация внимания максимальна. Тогда не происходит такого, что визуально мы удерживаем какой-то объект, но при этом аудиальный канал слушает мысли или звуки из окружающего пространства. Это важно понимать!
Чаще всего в книгах о медитациях мы встречаем вход через один канал внимания – «Визуализируйте лотос в центре груди». Этот способ входа в медитацию может хорошо работать на его основателя, потому что он визуал, но не подходить другому человеку, потому что он кинестет. Примерно такая же ситуация обстоит с практиками медитации в индийских школах йоги. Например, рекомендуют всем учащимся медитировать с мантрой. Работа с мантрой лучше всего подойдёт людям с хорошо развитым аудиальным каналом восприятия, но не даст должной концентрации, например, для визуалов.
Поэтому важно подобрать под себя подходящий метод и стараться задействовать все виды внимания насколько это возможно. Тогда нас не отвлекают посторонние сигналы, сознание собирается в единый луч, концентрация становиться устойчивой и переходит в медитацию.
Давайте попробуем на примере.
Представьте в центре груди светящуюся сферу. Внутри груди, ближе к передней стенке позвоночника. Далее, продолжая представлять светящуюся сферу, удерживаем мыслеобраз и пробуем ее почувствовать. Как она ощущается, какая у нее температура, есть ли какая-то вибрация, покалывание, щекотит и.т.д. Заметьте все ощущения, которые возникают и удерживайте на них внимание.
Одновременно концентрируйтесь на мыслеобраз светящийся сферы и ощущение. А теперь попробуем прислушаться к этому объекту. Как может звучать эта светящаяся сфера? Какой звук может скрываться в этой сфере? Прислушивайтесь, исследуйте этот звук.
И вот теперь объединяем все три модальности: представляем светящуюся сферу в центре груди, чувствуем эту сферу и прислушиваемся одновременно. Удерживаем фокусировку 1-2 минуты.
Далее отдыхаем и повторяем упражнение. Представляем светящуюся сферу в центре груди, чувствуем эту сферу и прислушиваемся к ней одновременно. Удерживаем фокусировку 2-3 минуты.
Хорошо попробовали. Вот таким способом мы собираем все лучи внимания на объект, и тогда наш ум не витает в мыслях. Если мы стараемся концентрироваться всеми лучами внимания, то у психики не остаётся свободного ресурса на поддержание мысленной болтовни. Субъект сливается с объектом концентрации.
Помните, как в говориться в основном тексте по йоге «Йога-сутры Патанджали» – однонаправленный поток содержания сознания есть дьхяна (медитация). Т.е. когда фокусировка сознания становится устойчивой на объекте, собираются все лучи внимания и кроме этого объекта в сознании нет ничего, тогда возникает медитация. Или дхарана переходит в дхьяну, говоря йоговским языком. А уже медитация – это направленный поток содержания сознания. Когда концентрация получается легко. Для этого необходимо набраться терпения и тренироваться.
Даже 10 секунд концентрации – хороший результат для большинства людей в современном мире. Осознайте, какое количество процессов ежесекундно происходит в вашей психике, сколько задач решает ваш мозг. С практикой ваша концентрация будет становиться всё более лёгкой и устойчивой. Наберитесь терпения и практикуйте регулярно. Относитесь к практике медитации, как к увлекательной игре в самопознание, пробуждению новых способностей, улучшению самочувствия и здоровья в целом.