Совершенствуясь в личной практике и подбирая для себя наиболее подходящие комплексы и режимы практики хатха-йоги, часто мы встречаем аюрведический подход и рекомендации к подбору техник согласно нашей Практики.В этой статье мы рассмотрим специфику практики согласно психосоматическим особенностям людей.
Совершенствуясь в личной практике и подбирая для себя наиболее подходящие комплексы и режимы практики хатха-йоги, часто мы встречаем аюрведический подход и рекомендации к подбору техник согласно нашей Пракрити (комбинации дош или внутренних принципов, формирующие наш темперамент и психосоматическую конституцию в целом). Но то, что индийцы вложили в понятие доши, так называемые основные фундаментальные жизненные силы, которые формируют, говоря языком философии Санкхьи, беспричинную первопричину Вселенной, Пракрити, – западному уму, неглубоко погруженному в тонкости индийского символизма, понять суть такого похода крайне не просто, так же, как и ответить на многие странные вопросы аюрведических тестов для определения соотношения этих дош. Например: какие у вас ногти? Розовые или гладкие? А какой у вас лоб? Маленький или со складками? 🙂 (Д.Фроули «Аюрведическая терапия»). Поэтому в данной статье мы будем руководствоваться западным подходом к пониманию психосоматических классификаций человека.
Начнем с рассмотрения понятия психотип человека (синонимы: психотип личности; виды характера, психологические типологии). На сегодняшний день существует несколько тысяч самых разнообразных подходов к психологическим классификациям, которые выделяют те или иные различия между людьми. Многие умы и целые школы философии, начиная с Гиппократа и Платона, вплоть до современных ценностно-мотивационных классификаций и конституционально-генетического подхода (К. Конрад), а также эзотерической соционики и странным классификациям по знакам зодиака, мастям карт и т.д., занимались этой проблемой. И несмотря на то, что все подходы интерпретируют психотипы людей по-разному, большинство сходятся в одном:
– встречаются типы людей со сходными характерными («чистыми») чертами, поведением, и физическими особенностями.
– большинство людей представляют комбинацию различных психотипов.
Прежде чем придерживаться того или иного научного подхода к определению психотипа, необходим небольшой экскурс в историю медицины. Наиболее приемлемый вариант – это разработки Павлова, т.к. именно они являются основой любого современного научно обоснованного представления о психотипах и личности в целом.
Темпераменты (устойчивое объединение индивидуальных особенностей личности, через специфику протекания нервных процессов) по академику Павлову определяются соотношением трёх компонентов:
1. Сила (индивид сохраняет высокий уровень работоспособности при длительном и напряженном труде, быстро восстанавливается, не реагирует на слабые раздражители).
2. Уравновешенность (индивид остается спокойным в возбуждающей обстановке, легко подавляет свои неадекватные желания)
3. Подвижность (индивид быстро реагирует на изменения ситуации, легко приобретает новые навыки).
По этим компонентам, мы можем соотнести силу с общей реактивностью организма (физиологией), уравновешенность с гормональной системой (характером), подвижность с центральной нервной системой (ЦНС, разумом).
Эта сугубо научная основа получила неоднократное опытно-экспериментальное подтверждение и стала основой анализа любого существа, обладающего разумом (свойством ЦНС). Например от собаки Павлова и препарированной лягушки, до отбора и подготовки космонавтов, управления массами и многого другого.
Теперь, разобравшись в принципах, лежащих в основных научных подходах к классификациям психосоматических различий людей, мы может определить психотип, как врожденные особенности человека, основанные на свойствах работы его нервной системы, которые, при интеграции в окружающую среду, являются основой для формирования психологических и поведенческих проявлений в жизни, а также формирования его физического тела, как форме отражения сознания.
Для наиболее понятной иллюстрации психотипов с опорой на специфику тела, мы будем использовать классификацию характера по Э.Кречмера и типы темпераментов по У.Г.Шелдону т.к. они очень похожи. И если не вдаваться в тонкую разницу между их подходами, то используются обычно три (плюс один) типа телосложения — как основание для предположений о типе психики. Это астеники, атлетики и пикники (эктоморфы, мезоморфы и эндоморфы или церебротоники, соматотоники и висцеротоники). Существуют и другие названия. В теории различия есть, но на практике это об одном и том же.
Рассмотрим каждый психосоматический тип в его «чистом» проявлении.
Астеники обычно худощавы и тонкокостны, жира у них мало, мышцы бывают крепкими, но не бугрятся, вес тела отстает от его длины. Часто угловаты и нескладны, с высоким лбом, с вытянутым лицом, узкой грудной клеткой, узкими плечами и длинными конечностями.
Про таких говорят — «жилистый». Кожа да кости. Иногда даже «доходяга» J
Этому типу психики, свойственна сдержанность, замкнутость, педантичность и скрытность, особенно в чувствах. Считается, что люди такого склада склонны больше опираться на правила, схемы, структуры, логику и анализ, могут испытывать страдание за народ и одновременно быть абсолютно недоброжелательными к людям. Внешне робки, бывают упрямы, плохо приспосабливаются к скуке, повседневной неизменности и рутине, реакция быстрая, т.к. имеют подвижную психику. Склонны к шизофрении.
Атлетики. Люди среднего или высокого роста, узкие бедра, широкие плечи. Обычно физически сильные, имеют крепкие кости с развитой мускулатурой.
Выраженный атлетический тип ассоциируется с пловцом-чемпионом. Про таких говорят —«хорошо сложены».
Любят энергичные действия, мышечную активность, риск и приключения. Самоуверенные и слабо впечатлительные, сдержанные. Могут быть агрессивны, склонны опираться на силу (не только физическую, но и на нее тоже), плохо понимают чувства других, но скорее потому, что к ним невнимательны. Считается, что атлетики любят доминировать и озабочены проблемами власти. Может, поэтому они храбрее других. Часто имеют громкий голос!
И третий тип, что называется, «все при нем» или хорошего человека должно быть много!
Пикники —люди среднего роста и с плотной «бочкообразной» фигурой, их глубокая грудная клетка переходит в массивный, склонный к ожирению живот, который является своего рода центром данного типа телосложения (по сравнению с плечевым поясом у атлетиков). Лицо – круглое с мягкими чертами, круглая голова сидит на короткой шее, часто коренастая фигура. Жира у них обычно больше, да и величина в основном достигается не за счет великих мышц, а за счет общей добротности.
Все тело пикника производит впечатление мягкости и этакой «плюшевости».
Пикники любят комфорт и доброжелательное общение. Эмоционально уравновешены. Особое значение для них имеют проблемы близости, душевного тепла, дружбы, любви. Они чувствительны к ласке, вниманию, «поглаживаниям», благодушны и терпимы к людям. Обычно много кушают, выглядят расслабленно, даже вяло, т.к медлительны, но уравновешены и терпимы. Стремятся к благополучию и «чтобы их любили».
Важно понимать, что любая личность это комбинация нескольких психотипов с преобладанием одного или двух. Также часто встречаются изменения базового психотипа в течение жизнедеятельности, например, атлетик растолстеет и попадет в хроническую депрессию, пикник заболеет, исхудает и станет невротиком.
Из нашего описания очевидно, что разным психосоматическим типам людей, больше подходят и различные техники хатха-йоги, для достижения эффективности их личных целей.
Предположим, что целью практики является длительное поддержание интереса к регулярности практики и общая балансировка психического состояния в сторону «спокойной внимательности» (саттва), в стрессовых условиях мегаполиса.
Тогда общие рекомендации могут быть следующими.
Преобладающий тип астеник:
Практика для таких людей должна быть разнообразной и в меру динамичной, но обязательно включать в себя статичные техники с концентрацией внимания (дхарана) для стабилизации подвижной психики. Хорошо подходит согласование фиксации в асанах (не менее 4-х длинных дыханий) с виньясами. Рекомендовано включать в практику прогибы (Бхунжангасана, Чакрасана) и перевернутые техники. Основной комплекс следует завершать медитативными практиками.
Йога – комплекс для астеников:
– Суставно-мышечный разогрев
– Тадасана
– Уткаттасана
– Врикшасана
– Уттанасана
– Вирабхадрасана III
– Бакасана
– Виньяса (Чатауранга – Собака вверх – Собака вниз)
– Всадник
– Хануманасана
– Навасана
– Дханурасана
– Виньяса (Чатауранга – Собака вверх – Собака вниз)
– после проброса ног между руками, аккуратный переход в Сарвангасану
– Чакрасана
– Паванамуктасана
– Шавасана
Пранаяма:
– Полное йогическое дыхание с кумбхаками
– Бхрамари
– Созерцание внутреннего состояния не менее 5 минут или концентрация на дыхании.
Для атлетического типа:
У этого психотипа, практика должна быть особенно регулярной, т.к. мышцы спазмируются быстрее, чем у других психотипов. Подходит стиль практики с акцентом на силовые техники, средний ритм практики, много расслабляющих и успокаивающих техник. Обязательно нужно включить в комплекс сидячие и гибкостные асаны, балансы на руках, стойку на плечах с качественным расслаблением, и другие техники, снимающие умственное перенапряжение. Условно пропорции комплекса могут быть такими: Ха (сила, динамика) – 60%, Тха (расслабление, вытяжение) – 40%.
Йога- комплекс:
– Суставно-мышечный разогрев
– Тадасана
– Уттанасана
– Чатауранга дандасана
– Адхо мукха шванасана
– Вирабхадрасана II
– Эка пада каудиниасана
– Триконасана
– Самаконасана
– Ваджрасана
– Пашчимоттанасана
– Ардхаматсьендасана
– Наукасана (лодка на животе)
– Сарвангасана
– Ширшсана
– Шавасана
Пранаяма:
– Ситали
– Чандра бхедана
– Нади шодхана
Практика завершается концентрацией.
Преобладающий тип пикник.
Пикнику следует выбрать смешанный режим практики, согласуя приятные длительные фиксации асан с полезной динамикой: переходами, виньясами. Интенсивный режим практики с акцентом на положения стоя, активизирующим дыханием и минимальным количеством сидячих асан, поможет поддерживать природное внутреннее спокойствие с эффективной внешней активностью. Также будет не лишним, использовать принцип наполняющего дыхания (на вдохе воздух втягивается через ноздри в солнечное сплетение, с выдохом равномерно распределяется по всему внутреннему объему тела), это придаст легкость и состояние внутреннего комфорта и наполненности.
Йога-комплекс:
– Суставно-мышечный разогрев
– Капалабхати в положении стоя, затем задержка на вдохе, после полного выдоха Агнисара дхаути (не менее 3-х кругов)
– Уттанасана
– Уттхита Триконасана
– Париврита Триконасана
– Виньяса (Чатауранга – Собака вверх – Собака вниз)
– Вирабхадрасана II
– Канчаласана (всадник)
– Чатауранга верхняя
– Шашанкасана
– Дханурасана
– Адхо мукха шванасана
– Утанна падасана
– Ардхачакрасана (полу мост)
– Сарвангасана
– Шавасана
Пранаяма:
– Сурья бхедана
– Нади шодхана
– Бхастрика
Важно помнить, что хатха-йога – это только этап на пути восхождения к Высшей Йоге и духовная цель асан – подготовить нас к практике медитации. Выбирая медитативный метод, для более эффективного освоения, также имеет смысл придерживаться подходящей техники, согласно своему психотипу и ведущей системы восприятия. Как подобрать для себя подходящий ключ при работе с сознанием, где роль нервной системы недооценить сложно, – эта глубокая и интересная тема требует уже отдельного рассмотрения, о которой речь пойдет в следующей статье.
Кирилл Ржаной (для журнала Yoga Journal)