Слово «йога» в переводе с санскрита означает «единство», «союз», «связь». Союз мужского и женского начала, солнечной и лунной энергии, Человека и Творца. Мы, люди, все содержим в себе частичку Божественного начала, Создателя Вселенной. Цель нашей жизни – прекратить страдания, вырваться из вереницы перерождений, реализовать единство с Создателем. Каждый из путей йоги предлагают людям эту возможность, в зависимости от чаяний и способностей индивидуума.
Обычно рассматривают 5 путей йоги:
Хатха-йога – путь очищения нашего тела и сознания, стабилизации психики и обретения контроля над деятельностью ума. При этом используются как методы работы с физическим телом (диета, очистительные практики, специальные положения тела и отдельных его частей – асаны, мудры, бандхи), так и дыхательные практики (пранаяма), а также концентрация во время выполнения практик и медитация.
Раджа-йога – это путь постепенного развития духовных способностей. Он подходит людям эзотерической направленности, которым интересно исследование психической деятельности своего существа, расширение сознания, выход за пределы обычного ограниченного восприятия действительности.
Бхакти-йога – путь любви и молитвы, путь растворения в Высшем божественном проявлении, поклонения Богу. Подходит для религиозно-направленных людей.
Карма-йога – путь действия, путь отрешения от нашего «эго», всегда ожидающего благодарности за сделанное. Это – путь удовлетворенности не вознаграждением за сделанное, но самим процессом служения высшей цели.
Джняна-йога – путь воспитания знанием. Подходит для людей интеллектуального склада. Направляет ум на познание основных законов Вселенной, получение истинного знания, не засоренного нашими обычными представлениями о мире и нашем месте в нем.
В своем эссе я рассмотрю два из пяти названных путей йоги — Раджа-йогу и Хатха-йогу.
Раджа -йога в переводе с санскрита означает «Царская йога». Человек, который движется в таком направлении, в первую очередь получает «царскую власть» над теми мыслями, которые порождаются в его уме. В «Йога-сутрах» Патанджали достижение цели йоги определяется как прекращение колебаний ума, т. е. прекращение неконтролируемой работы ума, состоящей в бесконечном порождении мыслей. Есть красивое сравнение, что проще покорить весь мир, получить контроль над движением планет, можно даже владеть Вселенной, но намного труднее и нужнее обрести контроль над своим умом, своими мыслями.
Основу Раджа-йоги составляют медитации. В медитации человек вплотную обращается к содержанию своих мыслей. Мысли обуславливают все наши действия. Любое человеческое действие в мире порождено мыслью, даже если мы этого не осознаем в силу привычного отвлечения нашего ума. Тексты йоги говоря о том, что все, что проявляется в нашем мире является энергией в различных ее состояниях. Материальный мир – самая грубая форма этой энергии, самая плотная. Мысли — одни из наиболее тонких вибраций в тонком мире. Мысли материальны и порождают действия. Закон кармы является законом причины и следствия. И он применим к нашим мыслям. Контролируя наши мысли мы влияем на все наши проявления, в том числе, на действия в материальном мире. Наша личность слагается из наших мыслей. Управляя ними, мы можем менять структуру нашей личности, избавляясь от не нужных качеств и взращивая в себе нужные нам. Раджа-йога — наука, воспитывающая осознанность при выборе мыслей. Это искусство сохранять нужный мысленный настрой и устранять ненужный.
Деятельность нашего ума основана на познаваемых законах. Мы можем не понимать их до конца, но можем применять на практике. Например, наш ум является только инструментом в порождении мыслей. Ум их создает и осознает. Йогические источники описывают единственное пространство ума, в котором порождаются и осознаются мысли.
Другим таким законом является преемственность. Одна мысль порождает другую, похожую. Страх порождает чреду параноидальных мыслей. Доброта, любовь направляют наш ум в другую сторону и формируют совершенно иной настрой. В Раджа-йоге мы конкретно применяем это. Если регулярно включать позитив, то постепенно мы обнаружим, что постепенно радостные и добрые мысли занимают все больше места в пространстве нашего ума.
Раджа-йога также учит нас умению концентрироваться, разрывать наши привычные умственные шаблоны и паттерны. Постепенно мы становимся не рабами собственных мыслей, а «царями». Изменяя привычные тенденции наших мыслей, мир вокруг нас начинает изменяться.
Но контроль над мыслительной деятельностью является не целью, а скорее методом в Раджа-йоге. Истинная цель – самопознание. В классическом тексте «Йога-сутры» говорится о том, что практикующий, используя медитацию, учится контролировать свои мысли, после чего он способен испытать самадхи — состояние, где в уме нет никаких мыслей. Это глубинное состояние самопознания и единения с любым существом во Вселенной.
Поэтому настоящая йога начинается с признания и выполнения правил по взаимоотношению с самим собой и окружающим миром («Яма»).
«Ахимса» – нельзя применять, убивать, причинять вред;
«Брахмачарья» – умеренность во всем, особенно в плотских удовольствиях.
«Астея» – нельзя брать чужое.
«Сатья» – быть правдивым к себе и к другим людям.
«Апариграха» – не брать дары, быть умеренным.
Это простые и разумные правила. Большинство людей интуитивно понимают их и чувствуют, что нарушение этих правил несет в себе какую-то опасность, нарушает нравственные законы.
Нияма – вторая ступень йоги. Это то, что следует включить человеку в свою жизнь, как построить внутренний фундамент отношений с миром.
«Шауча» – поддержание чистоты внешней и внутренней.
«Сантоша» – способность быть удовлетворенным имеющейся ситуацией.
«Тапас» – самодисциплина, направление внутренней энергии к высшему.
«Свадхиайя» – непрерывное самообучение; развитие интеллекта, обретение новых знаний.
«Ишвара Пранидхана» – целиком и полностью положиться на Творца, посвятить ему себя и свои дела.
Если человек осознал, для чего нужно соблюдать яму, он сам интуитивно приступает к осуществлению ниямы, которая является самодисциплиной. И построив такую основу, мы можем двигаться к следующим ступеням.
Хатха-йога является основой Раджа-йоги. Ведь работать с мыслями мы можем только после обретения контроля над телом. Поэтому говорят, что Раджа-йога включает Хатха-йогу. Но по сути, второе объединено с первым.
Асаны Хатха-йоги не сопоставимы по силе воздействия с обычными физическими упражнениями.
Во-первых, отличается цель занятий. Мы не только приводим физическое тело в порядок, добиваемся красивой формы, здоровья и привлекательности, но совершенствуем тело через мысленное осознание асан, использование нашего дыхания и контроля потоков праны для улучшения здоровья физического тела.
Во-вторых, физическая культура обычно воздействует на тело через движение и включение всех его возможностей. Хатха-йога основной упор делает на позициях, в которых значительное внимание уделяется силе и здоровью позвоночника, как основе нашего здоровья.
И, наконец, хатха-йога способна действовать на внутренние органы через потоки энергии и дыхания, при этом оказывая действие на железы внутренней секреции, что улучшает здоровье нашего организма изнутри. Это невозможно в случае с физической культурой.
Результаты занятий Хатха-йогой не заканчиваются обретением благополучия физического тела. Мы развиваем не только физическую выносливость, силу, гибкость, но улучшаем способность ума к концентрации, улучшаем память, что делает более «сильными» создаваемые нами мыслеобразы.
Итак, работа с физическим телом в Хатха-йоге укрепляет его, прорабатывает каналы, по которым течет наша внутренняя энергия и уравновешивает движения праны, что является основой для покоя ума и успешной медитации.
Основным упражнением Раджа-йоги является медитация. Патанджали называет три ступени медитации – дхарана, дхьяна и самадхи.
Вначале практикующий отстраняет свои чувства от объектов, располагающихся вне нас, и концентрируется на каком-то одном образе. Это дхарана — концентрация. Здесь нужно усиленно направлять внимание на непрерывное сосредоточение на нужной мысли. Если долго это практиковать, наступает следующий этап — дхьяна (сосредоточение). Ум все больше интегрируется в объект медитации и все мысли постепенно связываются с этим объектом. Дхьяна — ничем не прерывающийся поток осознавания мыслей, связанных с объектом. В состоянии самадхи практикующий может осознавать не внешний поток мыслей, связанных с объектом, но его истинную суть, которая скрыта внутри. Ум полностью объединен с объектом. Когда объект исчезает, остается только состояние самадхи вне объекта — состояние, где нет того, кто медитирует, нет процесса медитации и нет объекта медитации. Практикующий познает сам себя.
Таким образом, практика йоги включает работу на всех основных уровнях: от физического тела и морально-нравственного воспитания, до глубочайшего пробуждения истинных духовных возможностей человека.
Работа студентки Московского Университета Йоги Новиковой Ирины
Углубить свои знания о йоге вы можете на Годовом курсе изучения йоги или курсе подготовки профессиональных преподавателей йоги ТТС 208 и ТТС 250/280.