Огромные скорости, высокий темп жизни современного человека, гонка за достижением положительного результата, постоянный стресс, недосыпание – все это приводит к разрушению личности. У человека начинаются проблемы с физическим и психическим здоровьем. Возникают различные заболевания, в основном психосаматического характера, происходит набор лишнего веса, возникает депрессия. Если человек начинает осознавать невозможность, неправильность такого стиля жизни, у него возникает потребность в духовном развитии и он начинает искать пути реализации этой потребности. Существует универсальная наука освобождения человека от различных ограничений (физических (болезни), психических (страхи, комплексы, негативные программы), ментальных (неправильные установки, разрушительные идеи), наука о гармоничном взаимодействии самим с собой и окружающим миром. Эта наука – ЙОГА.
Основной точкой приложения йоги является сознание человека, его ум. Через ум человек получает знания о мире, о своем месте в нем, живет либо в страдании либо в блаженстве. Поэтому научиться управлять своим умом – одна из важнейших задач йоги.
Человека во все времена интересовала возможность управлять своим организмом и познавать окружающую реальность, чтобы адекватно с ней взаимодействовать. Поэтому йога как наука о естественном развитии человека и универсальный метод, открывающийся любому ищущему и практикующему, возникла в древние времена. Но йога – не застывшая традиция, а постоянно развивающаяся наука и технология, успешно применяемая в современном мире.
Йога работает не только с внешней оболочкой человека (физическое тело), но и меняет человека полностью изнутри. Состоит она из восьми ступеней. Первые две (ямы, ниямы) – морально-этические кодексы, которые позволяют человеку начать путь работы над собой. Эти правила не есть то, сто следует прочитать и забыть, им нужно следовать всю жизнь. (описаны в первом эссе).
Тело и ум постоянно находятся во взаимодействии. Йога – это наука, которая не разграничивает тело и ум, а объединяет их сущность. Когда ум и тело работают слажено, энергия равномерно распределена между ними. В результате возникает гармония. Цель йоги – возвращать ум к спокойствию и гармонии, освобождать его от беспорядка и утомления. Ощущение порядка и тишины приходит с практикой асан и пранаям.
Асаны успокаивают и расслабляют, укрепляют железы и жизненные органы, снабжают свежей кровью мозг, делая его бдительным, но расслабленным. Регулярная практика асан восстанавливает силу и выносливость, влияет позитивно на стресс, заболевания, успокаивает нервы. Практика пранаям позволяет накапливать энергию, улучшает функции головного мозга, приводит в равновесие симпатическую и парасимпатическую нервные системы, улучшает обменные процессы, обладает очистительной функцией (дыхательных путей, крови и пр.), происходит массаж внутренних органов, развитие легких. Асаны и и пранаямы являютя третьей и четвертой ступенью практики йоги и позволяют подготовить тело к более высоки практикам.
Пратьяхара, дхарана соотвественно являются пятой и шестой ступенями практики йоги. Пратьяхара – это техника отвлечения чувств от объектов. Патанджали в «Йога-сутрах» говорит о том, что «при отсутствии связи со своими объектами органы чувств следуют внутренней форме сознания – это и есть отвлечение. Благодаря ему достигается полное подчинение органов чувств».
Дхарана – это полная концентрация ума на каком то объекте или мысли. Если в пратьяхаре человек учится контролировать свои чувства, удаляя их от объектов чувственного восприятия, то дхарана – это стадия глубокой концентрации ума, когда поток мыслей останавливается и уделяется внимание только одному объекту. Совершенствуясь в дхаране, практикующий достигает дхьяны (медитации или созерцания), седьмой ступени, когда в уме медитирующего остается только объект концентрации, возникает единство воспринимающего и воспринимаемого. И уже на конечной (восьмой) стадии самадхи, медитация становиться на столько глубокой, что достигается единство с Абсолютом (или Вселенской душой).
«Практика Йоги развивает у человека состояние совершенного телесного здоровья, спокойствия ума и психологической устойчивости, совершенной интеллектуальной ясности и более высокого духовного знания и осознанности – состояние, в котором он будет способен приносить пользу, как самому себе, так и всему человечеству» – Свами Сатьянанда Сарасвати».
Работа студентки Московского Университета Йоги
Углубить свои знания о йоге вы можете на Годовом курсе изучения йоги или курсе подготовки профессиональных преподавателей йоги ТТС 208 и ТТС 250/280.