Термин «кризис» происходит от греческого kreses — решение, поворотный пункт, исход. В психологии определяется как тяжелое состояние, вызванное какой-либо причиной или как резкое изменение статусов персональной жизни. Кризис несет в себе энергию тамаса – разрушения, и является неотъемлемой частью нашей жизни. Ведь для того чтобы в жизнь пришло что-то новое – что-то старое должно уйти. Как говорил великий мастер ОШО: «Когда кажется, что в жизни все рушится, начинайте думать о том, что построите на освободившемся месте».
Кризисы бывают не только в материальном мире, очень часто мы можем ощущать что внутри нас разрушается какое-то «идейное начало» великого дела. В моем понимании можно выделить несколько кризисных точек на пути йоги: страх, мотивация, прогресс, понимание. Каждая из этих точек может стать как финальным пунктом назначения так и новой ступенью на пути к развитию.
«Даже самое долгое путешествие начинается с первого шага» – это правда в отношении всех начинаний, и в том числе и йоги. Хоть первый шаг может показаться незначительным, он самый трудный. Самое сложное – это прийти на первые несколько занятий, вот отправная точка на пути в йоге. Когда человек, который долгое время хотел начать практиковать йогу первый раз приходит на настоящий йога-класс он может быть напуган тем, что он не совсем понимает суть всего происходящего. Непонятные санскритские термины, дыхательные практики, сложные асаны и медитация может напугать новичка. Он будет чувствовать себя явно отстающим среди людей которые, как ему кажется, уже все знают и понимают. Страх быть худшим, быть неопытным, не знающим – очень негативная эмоция особенно когда массово навязывается идея быть первым и лучшим. Это первый кризис с которым мы встречаемся на пути йоги.
В этот переломный момент как никогда важна мотивация с которой человек пришел в йогу. Если им движет истинный интерес, то он с энтузиазмом воспримет все сложности и быстро адаптируется к практике. Но так сложилось, что уже почти десятилетие йога является не только глубокой духовной практикой, но и модной тенденцией в о области фитнеса тела. Если мотивация человека более примитивна и йога для него это просто спортивный интерес или дань моде, то он может уйти в «фитнес направление» йоги. Это тоже не плохо, ведь со временем даже физическая работа в асанах трансформирует наше сознание и у практикующего может возникнуть интерес к более глубокому познанию йоги. Самое главное – это не бросить все с самого начала. Здесь так же очень важную роль играет умение преподавателя правильно объяснить и вдохновить.
Еще более актуальным вопрос мотивации становиться для регулярности и постоянства в практике йоги. В Йога Сутрах Патанжали определено, что если практика выполняется с полной верой, без прерывания и в течении довольно длительного времени, то она становиться Абхьясой. Абхьяса – это повторяемая и настойчивая практика, одно из условий для концентрациии и остановки «читта вритти» – колебаний ума. Если человек с помощью йоги пытается решить какие-либо проблемы со здоровьем (болезни, лишний вес и т.д.), то ,когда проблема уже решена, мотивация себя исчерпывает и занятия прекращаются. Тоже самое может случиться если улучшения долго не наступают, недостаток веры и отсутствие столь желанных быстрых результатов может демотивировать практикующего. Вера – очень важный фактор, поскольку только через веру мы проявляем настойчивость и получаем энергию для продолжения практики. Ученики йоги не должны допускать прерывания практики, духовный последователь должен продолжать свою практику, ее непрерывность означает духовную зрелость.
Если предположить, что наш йог все же продолжил свое саморазвитие на пути йоги, то через некоторое время он может столкнуться с кризисом прогресса. При регулярной практике результаты не заставят себя ждать. Практикующий может очень скоро проследить улучшение своей физической формы, стабилизацию психического состояния, некую трансформацию на духовном уровне. Но исходя из личной практики и общения с давно практикующими йогинами больше всего на этом этапе мотивирует именно прогресс в выполнении асан. Наше эго только и ждет момента чтобы подпитаться энергией от мысли «Вот оно! Получилось! Я такой молодец!». Все идет так хорошо, мы уже, как нам кажется, идеально выполняем многие асаны и вот наступает тот самый момент когда мы застряли на одном месте. Еще более усердные тренировки не приносят никакого результата, наша зацикленность на «недоступных формах тела» только множит напряжение, от которого с помощью йоги мы, наоборот, должны избавляться. Чаще всего именно в этот момент наступают паузы в практике, иногда короткие, а иногда довольно затянувшиеся.
На этом этапе очень важна поддержка учителя, гуру и его наставления. Важно понять, что йога это не только то, что происходит на коврике, а глубинная трансформация. Если асана проработана только на физическом уровне, а на уровне подсознания мы ее «не прожили» – прогресс невозможен. Форсирование результатов может даже навредить. После коротких пауз, когда тело отдохнуло и отвыкло от нагрузки – практикующий может снова почувствовать как происходит работа в уже доступных ему асанах. Мотивация вернется, ментальное напряжение уменьшиться и со временем практика йоги будет углубляться. После более длительного перерыва вернуться к занятиям тяжелее.
Последний кризисный этап – понимание. Он наступает вследствие одного или нескольких повторений предыдущего этапа – прогресса. Это можно сравнить с восхождением на вершину горы, когда вместе с восторгом приходит чувство ограниченности стремлений – «нам дальше некуда идти» и можно только спуститься , чтобы подняться снова. В такие моменты , если все время до этого йога воспринималась поверхностно, должно прийти понимание глубины этой духовной практики. В такие моменты появляется осознание того, что что-то упускается, а именно духовная составляющая йоги. Может пробудиться интерес к познанию предмета йоги, его истории и духовной концепции в целом. В поисках понимания человек обретает абсолютно новый смысл своей практики, знания, которые в корне меняют мотивацию практикующего. Вся жизнь становиться йогой. Если же этого не происходит, то чаще всего йога остается «фитнессом», который вписывают в обычную ежедневную жизнь со всеми ее привязанностями, желаниями и ложными отожествлениями. В последствии времени на занятия становиться меньше, меняются приоритеты, а вместе с ними и регулярность практики.
Возможно мое виденье кризисов в занятиях хатха-йогой ограничено шаблонным представлением о процессе погружения человека западного типа в йогу. Но мы не рождаемся в Индии и не воспитываемся с детства в концепциях философии сакхья. Мне кажется, что нами чаще всего движут понятия нашей культуры: спортивный интерес, здоровье, мода, хобби. Именно поэтому, в нашем случае, йога это постоянная эволюция от простого к сложному. Пройдя все этапы мы приходим к финальной точке – пониманию. И мне кажется, что после этого этапа – кризисов больше не возникает, потому, что йога или остается с вами навсегда и становиться неотъемлемой частью вашего существования, или отходит на второй план.
Работа студентки Московского Университета Йоги Александры Сокол.
Углубить свои знания о йоге вы можете на Годовом курсе изучения йоги или курсе подготовки профессиональных преподавателей йоги ТТС 208 и ТТС 250/280.