К чему стремится каждый человек на Земле? Что имеет большую ценность для каждого человека, ради чего люди готовы пойти даже на крайние меры? Из-за чего развязывались войны и революции? Что было не доступно для многих людей с давних времен и до 19 века? Чем, подкрепленным конституциями демократических республик, так дорожит современный человек? Свобода. Все хотят быть свободными, чувствовать себя свободными и быть свободными на основании закона. Но, к сожалению, не каждый осознает то, что по мимо физической свободы, существует еще и свобода ментальная, духовная, свобода ума.
Когда мы начинаем расширять границы восприятия и осознавать, что бытие не ограничено пределами Вселенной, только тогда мы становимся действительно свободными. Когда мы понимаем, что все законы-это лишь свободная игра ассоциаций, мы переступаем границы Вселенной. Также, с этим понимаем, к нам приходит потребность в отрешении: от привязанностей, вещей, забот и проблем.
Существует 2 пути отрешения:
1-ый путь связан с рассуждением и полным отказом от работы – это путь Джняна йоги.
2-ой путь Карма йоги, и на этом пути работа никогда не прекращается.
Карма йога – это познание тайны труда для обретения свободы. В данном контексте труд должен быть во имя высшей цели, так как истинная свобода не в этом мире, а за его пределами.
Джняна йога– это йога знания, процесс духовного осознания через абстрактно-философские поиски истины.
Карма – это закон причины и следствия. Причина, в данном случае, это действие, а следствие-результат действия. В Карма йоге, в природе человека заложено знание факта об его истинных целях. С течением жизни человек не узнает что-то, а раскрывает это, снимает покровы незнания. Карма же-это действие, направленное на снятие этих покровов, ею определяется, что мы заслуживаем и что можем усвоить в каждый данный момент жизни. Мы такие, какие есть, благодаря своим прежним действиям и своими настоящими действиями мы создаем свой будущий облик. В Карма йоге под действием подразумевается труд. Благодаря труда мы раскрываем свой внутренний потенциал, свою истинную природу ума. Основная сложность-научение работать ради самой работы, ради процесса, а не ради результатов. Раскрытие тайны о силе, устремленной наружу без корыстных побуждений, дает, в результате, развитие внутренней силы, и приводит нас к идеалу Карма йоги-Бескорыстный труд раскрывает знание, присущее нам. Бескорыстный труд приравнивается к медитации или молитве, а результат этих действий-воспитание себя, самоотречение, самообладание и постижение истинной природы ума.
На пути Карма йоги не следует забывать, что у каждого человека свои обязанности: у воина, у служителя церкви, у семьянина. Осуждаться должна не сама работа, а эмоции страха и слабости, возникающие на пути. Лишь непротивление есть проявлением высшей силы.
Одним из основных вопросов, существующих в учении Карма йоги, является вопрос долга. Тут следует понимать, что мир нам ничего не должен и мы должны быть благодарны за то, что можем что то сделать для мира. Помогая миру, мы, в первую очередь, помогаем себе. Мир-это нравственная школа, в которой мы учимся для нашего духовного роста. Достигнув определенных успехов в самообладании, постигнув его тайну с помощью бескорыстного труда, внешний мир перестает воздействовать на человека. Человек получает власть над собой. Среди уединения и тишины, он находит напряженную деятельность, а среди напряженной деятельности-тишину и уединение.
Возвращаясь к закону причины и следствия, можно добавить, что он работает согласно законам физики: мысли создают определенные колебания и все умы, находящиеся в состоянии одинакового напряжения, одинаково реагируют на эту мысль. Следовательно, дурная мысль притягивает к себе миллионы подобных, существующих в атмосфере. Поступая плохо, мы, во первых, раскрываем себя для дурных влияний и во вторых, творим зло, которое может повлиять на других. Согласно Карма йоге, совершенное действие(мысль) не может быть уничтожено, пока не принесет своего плода.
Следовательно, необходимо искоренить плохие мысли, слова и действия из нашей сегодняшней жизни и бескорыстно трудиться, на благо всех живых существ, для раскрытия своего истинного потенциала ума.
Рассмотрим второй путь достижения свободы – джняна йогу. Путь джняна йога-это путь к познанию себя. На этом путь человек задается вопросами о смысле жизни и о своей истинной природе. Путь философских размышлений, медитаций, самопознания направлен на постижение Абсолюта. Абсолют (Брахман) -это первооснова мира, первоначало всего Сущего, вечное и неизменное, противостоящее относительному и обусловленному Бытию.
Для достижения Абсолюта человек должен освободить от влияния страстей и желаний свой разум и душу. На данном пути развития, человека уже не интересуют земные удачи, слава и почести, удовлетворение личной гордости и тщеславия. Основной задачей становится развитие высшего «Я» для слияния с Абсолютом. Существуют 4 этапа подготовки ко встрече с высшим «Я»:
Вивека (различение) – ясное понимание, что такое истина, а что-нет. Согласно ведам, истина постоянна, а все непостоянное-майя (иллюзия). Вивека дает понимание того, что весь материальный мир-иллюзия, и лишь душа (атман)-истина. Практика вивеки ведет к следующему этапу.
Вайрагья (непривязанность) – понимание того, что все вещи вокруг-непостоянны ведет к развитию внутренней непривязанности. Вайрагья-это решение принятое ни умом, а сердцем.
Шесть сампат («6 добродетелей») – контроль ума; контроль чувств; умение просто жить, но иметь высокое сознание; выносливость (принятие любых условий жизни); абсолютная вера; однонаправленность ума.
Мумукшутва-состояние, когда человек достигает мокши(освобождения).
Одновременно с развитием высшего «Я» человек получает знания от учителя тремя способами: сравана (слушание); мамона (обдумывание); нидидьясана (медитация, опыт). На этапе слушания учитель бескорыстно передает свои знания ученику, при этом учитель является посредником между Богом и учеником. Сравана помогает размышлять. На этапе обдумывания учитель дает ученику время разобраться в полученной информации и рассмотреть ее с разных точек зрения. После этого майя (иллюзия) исчезает, истина становится очевидной и наступает 3 этап-нидидьясана-глубокая медитация, опыт и настоящие знания.
Таким образом мы видим, что путь джняна йога осознанный и требующий некоторого аскетизма. Принимая решение стать свободным и идти по пути познания себя для слияния с Абсолютом, человеку открываются понимание многих аспектов жизни : материальный мир-это майя, а атман-это истина; все вокруг непостоянно и лишь вера, духовные практики и отрешение от мирских забот и проблем – путь к свободе, развитию и к Богу.
Эссе студентки Московского Университета Йоги Евгении Лагуновой
Углубить свои знания о йоге вы можете на Годовом курсе изучения йоги или курсе подготовки профессиональных преподавателей йоги ТТС 208 и ТТС 250/280.