Когда человек приходит на занятия по йоге, групповые или индивидуальные, у него есть определенные цели: преодолеть телесный недуг, сделать тело красивым и подтянутым, достичь спокойствия и расслабления, духовного развития и т.д. В зависимости от поставленных перед преподавателем задач, он специфическим образом строит занятие. Любое занятие отвечает принципам: ахимсы (непричинения вреда), построения от простого к сложному (ни один преподаватель не даст своему ученику для выполнения сразу сложную форму асаны или динамической последовательности), учета противопоказаний ученика, правил компенсации и режима «напряжение-отдых» и т.д. Поэтому важно соблюдать перечисленные требования, для того, чтобы не идти слишком длинным путем в практике, либо развивать свое тело и поддерживать его здоровье. Для того чтобы достижение целей занимающимися было наиболее быстрым и эффективным, должным образом необходимо подойти к его структуре.
Разновидности асан
Понятие «Асана» в переводе с санскрита означает: «сидячая поза», «место для сидения», «поза». В тексте «Йога-сутры Патанджали» указано одно из его определений: «это положение тела, которое удобно и устойчиво». В «Хатха-йога прадипике» асана определяется как «специальное положение тела, которое открывает энергетические каналы и психические центры». Известно, что бог Шива дал человечеству 8 млн. 400 тыс. асан, самые важные из которых – это позы сидя, т.е. те, которые полезны при медитации. В современной литературе принята следующая классификация асан:
По внешней форме: стоя, сидя, лежа, перевернутые, наклоны вперед и боковые наклоны, прогибы назад, скрутки, на баланс.
По характеру влияния: скрутки, перевернутые, силовые, растягивающие, сдавливающие, комбинированные.
По своему результату: терапевтичные, медитативные.
Но какой бы ни была принимаемая асана, она должна фиксироваться комфортное время, не должна передерживаться, должен исключаться любой возможный дискомфорт, а особенно болевые ощущения. Асана удерживается в режиме спокойного дыхания. Практика двигается от простого к сложному, т.е. развивается постепенно, в рамках индивидуальных возможностей. В идеале, у преподавателя должно быть несколько вариантов выполнения асаны (вариант упрощения, усложнения и исключения, т.е. асана, которой можно заменить данную на занятии в случае противопоказаний). Также очень важно помнить про режимы напряжения и расслабления и их чередование. В момент усталости необходимо выйти из асаны (она все равно уже не будет работать) и отдохнуть. Хорошими асанами для расслабления являются шашанкасана, баласана, промежуточная шавасана.
Важно помнить про необходимость компенсации. Так, после наклонов выполняются прогибы, после скрутки в одну сторону необходимо скрутиться в другую и, желательно, завершить симметричным вытяжением. После силовых поз выполняются асаны на растяжение. После перевернутых также есть свои компенсирующие положения, например, матьсьясана.
В практике йоги нет случайных элементов, все должно быть скоординировано и приведено к равновесию.
Порядок асан в комплексе
Теперь стоит рассмотреть последовательность асан в комплексе, ведь йога – это наука, а не случайный набор асан. Традиционно, в йоге рассматриваются две схемы построения урока. Первая приведена в линии Шри Кришнамачарьи, согласно которой урок строится следующим образом: асаны стоя, затем дается блок асан сидя, лежа на животе, лежа на спине и перевернутые (возможно, с добавлением виньяс между позициями). Вторая же характерна для линии Шивананда йоги или Бихарской школы йоги, где, наоборот, начинают с перевернутых положений, затем выполняют асаны лежа на спине, лежа на животе, положения сидя и, только потом, стоя. В данной традиции, это объясняется спецификой развития человека в онтогенезе, и что именно такая последовательность является наиболее соответствующей и естественной. Таким образом, выбор остается за практикующим и зависит напрямую от школы, в рамках которой он практикует.
Какая бы линия преемственности ни была выбрана, возможны еще варианты проведения занятия. Любое занятие рекомендуется начинать с настроя на практику. В качестве такой настройки хорошо подходит исполнение мантры «Ом», например. Затем стоит провести разминку (15-20 минут), т.к. на теплое, подготовленное тело практика идет безопаснее и эффективнее. Далее можно включить активизирующее, дополнительно разогревающее дыхание, например, капалабхати, бхастрика (желательно, с кумбхакой после них). Далее идет основной комплекс асан. И здесь также существует множество вариантов. Если это специализированный класс, скажем, класс для здоровой спины, то основной комплекс будет направлен на поддержание красивой осанки, снятие блоков с этой области, исправление определенных дефектов. Также может быть класс на увеличение подвижности тазобедренных суставов, против варикоза, подготовка к хануманасане и т.д. А возможен более универсальный комплекс, прорабатывающий все сегменты позвоночника или системы тела человека. У каждого комплекса свои задачи. В конце занятия лучше включить успокаивающие пранаямы (нади шодхана, бхрамари), медитативную технику, шавасану (15-20 минут) и, также, исполнение мантры «Ом» или любое другое завершение практики. Это общая схема, которая, конечно, может иметь авторские модификации.
Некоторые особенности практики йоги
Важным аспектом построения комплекса йоги является также учет фазы суток. Утром рекомендуется более активная, тонизирующая, силовая, активизирующая симпатическую нервную систему практика, вечером же более спокойная, медитативная, активизирующая парасимпатическую нервную систему.
Также существует принцип Шивы и Шакти, или сознания и энергии. Шива – активное начало, мужское, что и распространяется на практику, которая более подходящей является для мужчин, более силовая, ставящая определенные физические или личностные задачи. Принцип Шакти больше свойственен женским классам, это более динамичная практика, потоковая, спокойная.
Некоторые мастера, при этом, рекомендуют не впадать в крайность того или иного подхода, а практиковать оба, умело их сочетая. И именно в этом рождается гармоничный организм, а не только мужское или только женское.
Хочется отметить важность чакральной системы при построении урока. Так, асаны стоя или некоторые асаны на улучшение подвижности таза задействуют муладхара-чакру (например, хануманасана, супта хастападангуштхасана). В наклонах корпуса вперед стимулируется свадхистана-чакра (падахастасана, пашчимоттанасана, джануширшасана). Манипура-чакру можно активизировать скрученными позами или некоторыми сдавливающими (ардха матсиендрасана, париврита паршваконасана, майюрасана). Благодаря прогибам можно проработать анахата-чакру, например, с помощью чакрасаны, уштрасаны, бхуджангасаны. Перевернутые позы (сарвангасана, халасана, и их контрпоза матьсьясана) стимулируют вишуддхи-чакру. В балансах, например, в бакасане, стимулируется аджна-чакра. А в ширшасане и, в подготовительной к ней, пранамасане, в адхо мукха врикшасане происходит актизизация наивысшей сахасрара-чакры. Таким образом, подход от асан стоя к перевернутым способен включить наиважнейшие чакры в организме человека.
В завершение хочется сказать, что вариантов построения комплекса существует очень много, все зависит от поставленной задачи и необходимости проработки определенной области тела, но более универсальное занятие способно удовлетворить практически все потребности тела и духа. В конечном итоге, важен не сам набор асан (хотя он отвечает за травмобезопасность), а то, насколько каждое движение согласовано с дыханием, насколько человек способен отбросить все мысли и пребывать в потоке практики, соединив тело и сознание.
Работа студентки Московского Университета Тамары Булановой
Углубить свои знания вы можете на курсах изучения йоги в Московском Университете Йоги