Тот, в ком жир или слизь избыточны, должен выполнять шаткарму (шесть очищающих техник) прежде (пранаямы). Другим, в которых доши, то есть слизь, ветер и желчь, сбалансированы, не обязательно делать их. (Хатха Йога Прадипика).
В теле человека имеются три компоненты, или три склонности, или три «жидкости»:
- капха, «слизь»,
- питта, «желчь»,
- вата, «ветер, газ».
В йоге и в аюрведе они носят название тридоша. Сбалансированные пропорции этих трех компонентов помогают телу правильно функционировать, но если имеет место избыток одного из них и недостаток другого, то в результате перегревания или недостаточного нагревания тела возникают признаки нездоровья.
Перед началом занятий пранаямой любые дисбалансы в дошах должны быть устранены — количество избыточного жира в теле должно быть уменьшено, слизь, закупоривающая дыхательный тракт, должна быть удалена, газы из желудка и кишечника — удалены. В хатха-йоге имеются шесть особых практик, которые были специально разработаны для этих целей. Совокупность этих практик называется шаткармой. Шат означает шесть, карма — действие. Если доши уже сбалансированы, то нет необходимости практиковать шаткарму.
Дхоути, басти, нети, тратака, наули и капалабхати; это известно как шаткарма или шесть очищающих процедур.
Хатха-йога в значительной степени известна благодаря этим шести очищающим техникам. Хотя их всего только шесть, каждая из них имеет большое количество вариантов.
Дхоути
- антар (внутренняя) дхоути
1) ватсара дхоути — выталкивание воздуха через анус,
2) варисара дхоути — прокачивание большого количества воды через кишечник,
3) вахнисара дхоути — быстрое расширение и сжатие брюшной полости,
4) бахис-крита дхоути — мытье прямой кишки в руках.
- данта (зубная) дхоути
- хрид (сердечная) дхоути
1) данда дхоути — введение мягкого бананового ствола в желудок,
2) вастра дхоути — глотание длинной тонкой веревки,
3) ваман дхоути — извергание содержимого желудка.
- мула шодхана (очищение прямой кишки)
может выполняться двумя способами:
- введением в задний проход тумерикового корня,
- введением в задний проход среднего пальца.
Басти
- джала (водяная) басти – в джала басти вы всасываете воду в толстую кишку через анус, а затем выталкиваете ее.
- стхала (сухая) басти. В стхала басти вы всасываете в толстую кишку воздух.
Нети
джала (водяная) нети — пропускание теплой соленой воды через нос,
сутра (нитяная) нети — пропускание мягкой нити через нос,
гхрита (масляная) нети — пропускание через нос прозрачного топленого масла,
дугдха (молочная) нети — пропускание через нос молока.
Тратака
представляет собой непрерывное пристальное вглядывание в точку концентрации. Она имеет две практики:
антар (внутренняя) тратака и
бахир (внешняя) тратака.
Наули
Когда мышцы отделены вправо, это дакшина наули,
когда мышцы отделены влево, это вама наули, и
когда мышцы отделены посередине, это мадхьяма наули.
Капалабхати
Последняя карма — капалабхати, которая имеет три практики:
ваткрама капалабхати — подобна бхастрика пранаяме,
вьютк-рама капалабхати — всасывание воды через нос и выталкивание ее через рот,
шиткрама капалабхати — всасывание воды через рот и выталкивание ее через нос.
Эти шесть фундаментальных очищающих техник представляют собой наиболее важные аспекты хатха-йоги и ее исходную форму. Сегодня, однако, более широко известны асана и пранаяма, и сейчас мало кто искусен в шаткарме.
Практики шаткармы являются очень мощными, и им нельзя научиться из книг или от неопытных людей. В Индии существует традиция — других людей может учить лишь тот, кто сам, в свою очередь, был обучен гуру. Практикующий будет совершать ошибки и в том случае, когда он практикует самостоятельно, без руководства гуру.
Говорят, что практики шаткармы являются секретными, потому что практикующий должен получать персональные инструкции о том, что ими действительно следует заниматься, и о том, как их выполнять, — и все это в соответствии с индивидуальными потребностями. Для этого важно иметь квалифицированного и опытного учителя. И, конечно же, как это сказано в данной шлоке, практикующий не должен разглашать свою персональную садхану, он должен держать ее в секрете.
Шаткарма особым образом увеличивает жизненные способности практикующего. Практики шаткармы никогда не разрабатывались специально для лечения, но лишь для создания гармонии в теле и уме и для подготовки к дальнейшим практикам. Поскольку они влекут за собой плавное и совершенное функционирование систем тела, то неизбежным становится тот факт, что в результате практики ум освобождается от завихрений и возмущений и, таким образом, может лучше концентрироваться и двигаться вперед, по направлению к дхьяне.
Совокупное воздействие шаткармы на организм можно суммировать одним словом — очищение. Когда различные системы тела очищены, общим результатом является то, что энергия может свободно течь по телу. Возрастают способности человека работать, думать, переваривать пищу, ощущать вкус, чувствовать, переживать и так далее, а также развивается большая осознанность. И не удивительно, что йоги, достигшие совершенства и знающие реальную степень человеческих способностей, очень высоко оценивают шаткарму.