Яма и нияма в «Йога-сутрах» мудреца Патанджали определяются как первые ступени йоги, предшествующие асанам и пранаямам. С правил яма ниямы начинается путь самосовершенствования и внутренней эволюции человека.
К понятию «яма» относятся этическо-моральные принципы поведения человека, которые направлены на регулирование общения с другими людьми, а в нияме делается акцент на создание внутренней системы ценностей и духовных принципов. И то, и другое, является основой для формирования полноценной гармоничной личности, способной позитивно взаимодействовать с другими людьми и со всеми живыми существами.
Яма и нияма требуют колоссальной внутренней дисциплины и самообладания. Они концентрируют ум на том, что приносит пользу и добро и ограничивают от соблазнов и пороков.
Взаимодействие с людьми проходит не без трудностей и научиться правильно общаться это целое искусство. Контакты людей между собой начали регулироваться еще в древние времена, когда составлялись первые законы и появлялись мировые религии, очень строго описывающие, что можно и что нельзя делать.
Яма призывает людей к ответственности и напоминает об обязанностях, которые присуще соблюдать нам как социальным существам. Суть того, что описывается в яме очень похожа на заповеди в религиозных текстах. В основе лежат ненасилие и невреждение другим людям.
Первая яма – ненасилие (ахимса) – пожалуй даже не требует детального описания. Любое насилие, физическое и ментальное, над собой или над другими, является отклонением и не позволяет гармонично развиваться ни одному из участников в этом действе, причиняет заметный невооруженным глазом вред и в прямом смысле калечит.
Вторая яма – правдивость (сатья) – может сыграть плохую шутку с тем, кто ее нарушает. Ложь не доводит до добра, лучше горькая правда, чем сладкая ложь – все мы знаем эти пословицы. Они возникли не просто так, ведь невозможно пребывать в ясном сознании, если намеренно вводить себя и людей в заблуждение.
Третья яма – нежадность, неворовство (астейя) – как мне кажется, очень перекликается со второй. Украв чужую вещь, человек пытается убедить себя и других, что эта вещь его, то есть снова прибегает ко лжи. Также нечестным путем приобретенные вещи по определению не могут нести в себе ничего хорошего, ведь они энергетически связаны со своим настоящим хозяином, таким образом вор вредит не только тому, у кого он украл нужный человеку предмет, но и себе.
Четвертая яма – воздержание (брахмачарья) – подвержена большому соблазну ее нарушить, потому что люди все-таки животные и инстинкты в них сильны, а борьба сознания и инстинктов бывает очень ожесточенной. Недаром чакры низменного человеческого начала и божественная находятся так далеко друг от друга. Полностью отдаваясь плотским желаниям невозможно достичь единения с божественным. Если же говорить о социуме, то в обществе распутное поведение также порицается, человек, ведущий разгульный образ жизни не удостаивается уважения, не считается надежным.
Цель любого человека, как это заложено в нас природой, – продолжить свой род, передать знания и умения, и люди ищут подходящих для этого кандидатов. Распутные юноши и девушки как правило для такой миссии не подходят по множеству причин, от неуверенности в сознательности такого человека и будущей помощи в воспитании потомства, до вероятности заражения некоторыми заболеваниями.
Зачастую это происходит неосознанно, инстинкты сами подталкивают людей производить потомство с более подходящими для этого личностями. При этом совсем секс не под запретом, эта яма говорит лишь о том, что заниматься им следует ограниченно, с проверенным человеком (супругом) и для предназначения продолжить род, не впадая в бездну плотских утех.
Пятая яма – ненакопительство (апариграха) – означает отсутствие привязанности к чему-либо. Желание обладать, алчность живет в каждом человеке, часто желание заполучить что-либо движет людьми и является мотивацией для действий. Иногда жадность приводит к тому, что человек идет на воровство и нарушает не только апариграху, но и астейю. В психологии крайняя степень поведения, когда человек накапливает и хранит неиспользуемые вещи, называется патологическим накопительством и считается болезнью.
С точки зрения течения энергии в этом тоже есть смысл, ведь в каждую приобретенную или полученную в дар вещь мы вкладываем определенные эмоции, и когда пространство вокруг нас захламлено множеством вещей с разной энергетикой, очень сложно «собрать мозги в кучу», сосредоточиться на чем-либо, сосредоточить внимание внутри. Я не раз замечала, что после генеральной уборки гораздо легче заниматься йогой, выполнять запланированные дела и пребывать в ясном сознании. Апариграха учит тому, что не необходимые вещи не нужны.
Все пять ям учат людей корректировать свое поведение, с помощью запретов на конкретные действия входить в поток положительной энергии, контактировать с людьми с взаимными положительными эмоциями.
Также формулировка правил с отрицательной частицей «не» заставляет людей прилагать умственные усилия для лучшего понимания ям и нахождения ответов на вопрос «если это запрещено, то как мне поступить, чтобы не нарушить правило? Какое действие подойдет для выполнения той или иной ямы?».
В целом человек, соблюдающий вышеуказанные правила (даже не будучи йогом) в глазах людей предстает цельной, сформировавшейся личностью, к такому человеку люди тянутся, потому что чувствуют, что ему можно доверять, что он предсказуемый (в хорошем смысле), надежный и не причинит вреда себе и окружающим.
Нияма больше направлена на духовное развитие человека, основанное на самодисциплине. Если яма для нормального человека является более естественной, и отклонения в ее исполнении как правило даже на бессознательном уровне воспринимаются людьми негативно, то с ниямой все сложнее.
Человек подвержен лени и соблазнам, и, если все вокруг им подвержены, значит, считается, что все в порядке. Редко кто занимается серьезной самодисциплиной и контролем ума. Но в йоге без этого ничего не получится.
Рассмотрим первую нияму – шауча (чистота тела, речи и ума) – она кажется не такой уж сложной. Касательно чистоты тела, в наши дни, живя в городе, помыться и почистить зубы проще, чем тысячу лет назад. Но можно заблудиться, чем и как правильно это делать.
В социуме очень высоко ценится опрятность и чистота, этому уделяется огромное внимание также в сфере рекламы. Конечно, человек, одетый в чистую одежду, от которого приятно пахнет и который следит за собой воспринимается позитивно, с ним хочется общаться гораздо больше, чем с тем, кто не соблюдает гигиену.
А что насчет еды? То, что мы кладем внутрь нашего организма тоже можно приписать к пункту чистоты тела. Найти правильную, экологически чистую и полезную еду бывает не так просто. Однако сейчас большое внимание уделено этому, открывается много магазинов с экологической едой, существует множество журналов о здоровом питании.
Часто люди, которые питаются правильно, регулярно и здоровой пищей, воспринимаются как диковинка, но все больше люди задумываются о своем здоровье и какую роль еда в нем играет.
Чистота речи заключается в произнесении фраз, которые несут максимум смысла, литературно правильны и содержат только необходимые слова. В речи практически всех людей присутствуют те или иные слова-паразиты, случаются разговоры ни о чем.
Йоги, живущие по принципу яма ниямы стараются оградить свою речь от подобных разговоров. И несложно заметить, что великими ораторами становятся люди, чья речь чиста и точна, слушать их доставляет удовольствие, как читать хорошую книгу, поэтому люди тянутся к ним.
Чистота ума является очень сложным пунктом, крайне тяжело контролировать свои мысли и даже в критические моменты думать о важном и высоком. Все поступки людей зарождаются от мыслей, и те, кто мыслит о светлом и добром, никогда не смогут совершить зла.
Вторая нияма – скромность и удовлетворенность настоящим (сантоша) – призывает к тому, чтобы человек с благодарностью принимал то, что дается ему в этой жизни. Человек, довольный тем, что у него есть, способен не зацикливаться на повседневном, отрешен от проблем и суеты, наслаждается настоящим и в состоянии трезво оценивать ситуацию.
Только приняв сантошу возможно ясно смотреть на мир и вообще открыться миру. Люди, которые никогда не могут принять то, что у них имеется, всегда недовольны, жалуются и говорят о своих проблемах, всегда находя новые поводы поныть.
Все мы люди и у всех бывают моменты неудовлетворенности настоящим, но если человек находится в этом состоянии все время, с ним становится невозможно общаться, близкие ощущают, что это настроение будто тянет их самих на дно, и постепенно отворачиваются от такого человека.
Третья нияма – самодисциплина и аскетизм (тапас) – тренирует волевые качества, расширяет границы невозможного для человека. Это так называемый выход из зоны комфорта, когда тело и разум подвергаются сильнейшим нагрузкам, в связи с чем повышаются стрессоустойчивость и выносливость.
При контакте людей и вообще в жизни неоднократно возникают ситуации, которые требуют сильного духа и умения взять себя в руки. Тренировка тапаса позволяет достойно держаться в критических ситуациях, а также расширяет круг ситуаций, в которых человек способен выполнять необходимые действия: работать, заниматься йогой.
Четвертая нияма – самопознание, самообразование, формирование культуры мышления (свадхьяя) – указывает на важность постоянного самообразования, желания получать и расширять знания. В обществе очень высоко ценятся люди, умеющие поддержать беседу, обладающие широким кругозором, своим мнением и способные вести тактичный разговор. Серьезное занятие йогой предполагает постоянное совершенствование не только в практике асан, но и в духовном развитии, расширении знаний.
Пятая нияма – смирение и принятие Бога в качестве цели своей жизни (ишвара) – аспект исключительно духовный. Все предыдущие ямы и ниямы позволяют очистить ум и тело для возможности принять Бога и соединиться с ним, быть достойным такой чести. Высокодуховные люди все свои действия рассматривают через призму принципов ямы ниямы и не могут переступить через них, поэтому их взаимодействие с другими людьми крайне вежливо, положительно и наполнено исключительно светлой энергией.
Яковлева Варвара