Если мы изучаем йогу, то сложно уйти от традиционных санскритских терминов, упоминаемых в первоисточниках йоги. Такие термины, как прана, буддхи, чакры, Атман, коши, авидья, вивека и прочие – это неотъемлемая часть йоги, это её язык описания. Можно сказать, что это формы мышления, которые позволяют нам понять суть практики йоги. И если вы хотите разобраться в том, что древние подразумевали под йогой, то необходимо научиться мыслить в этих категориях.
Большая часть этих понятий не имеет прямого перевода на западные языки. Чтобы разобраться в понятийном языке йоги, полезно изучать первоисточники йоги (Упанишады, Йога-сутры Патанджали, классические тексты по хатха-йоге и другие йога шастры).
Причем однократного прочтения этих трактатов будет недостаточно, необходимо прочитать различные переводы, ознакомиться с 2-3 комментариями различных Мастеров, анализировать, стараться проводить параллели. Тогда есть вероятность, что у вас сложиться целостное представление, что такое йога, а что ей вовсе не является. И это важно. Иначе вы можете потратить пол жизни на игру в йогу, а в итоге разочароваться, даже не прикоснувшись к ней.
Рекомендую вам ознакомиться с таким трактатами, как «Йога-шастра» Даттатрейи, «Шива-самхита», «Авадхута-гита», «Дживанмукта-гита». Читайте труды Свами Вивекананды, Шри Ауробиндо – это кладезь мудрости, знаний и вдохновения.
Ведь без понимания философии и психологии йоги, вы просто останетесь гимнастами, в лучшем случае преподавателями физкультуры. Но это не то, на что изначально направлена йога. В лучшем случае Вы получите лишь 10% того, что может дать вам эта наука.
Помните, что йога больше о познании природы ума, о навыках обретения контроля над своей психикой. Выполнение упражнений йоги без внутренней работы не сделало ни одного акробата Просветленным, Освобождённым. И вряд ли сделает.
Поэтому, раз вы пришли в Университет йоги и хотите лучше разобраться в том, чем вы занимаетесь, углубить знания, то настройтесь на старательное исследование этой науки. И, конечно, исследование себя через йогу.
Здесь важно понимать, что наша задача не только разобраться в терминах и философии йоги. Очень желательно сопоставить традиционную информацию с современными научными обоснованиями, хотя бы там, где это возможно. Также важно подтвердить знания на собственном опыте, иначе это будет слепой верой, уводящей в очередные иллюзии.
Учитывать современные научные открытия очень полезно. Эти знания позволяют отфильтровать наиболее практически применимые знания. И если кто-то думает, что знания древних это единственная Истина, а современная наука в области физиологии, психологии, системах физического развития ничего не добилась, то вы крупно ошибаетесь. В этом вы сами неоднократно сможете убедиться в процессе обучения.
Скажу вам больше, что в самой Индии сейчас занимаются йогой на основе знаний и систем, разработанных на Западе. Да и мы живем не в древней Индии. Поэтому комплексный подход к изучению йоги (традиционный и современный) будет наиболее беспроигрышным, даст навыки, которые вы сможете использовать в своей повседневной жизни.
(фрагмент лекции по теории и практики йоги К.Ржаного)