Йога – это система позволяющая привести в баланс и гармонизировать тело, ум и сознание человека. И в ней существуют методы позволяющие прийти к этому, и один из таких методов являются шаткармы – очистительные техники. В одном из авторитетных текстов по йоги «Хатха-йога Прадипика» мудрец, йогин, и, собственно, автор Сватмарама ставит приоритетом именно шаткармы, считая, что, прежде всего, мы должны очистить тело и все его системы, которые под действием ментальных и физических загрязнений, не позволяют нормально функционировать внутренним органам. Обиды, негативные эмоции, злость, неправильное питание, вредные привычки не позволяют поддерживать организм в здоровом состоянии. А так как наше физическое тело взаимосвязано с энергетическим, то все эти загрязнения наносят существенный вред и сознанию, делая его примитивным, зависимым от обстоятельств, и блокируя энергию. Этот дисбаланс тела и ума приводит к расстройству трех дош – фундаментальных первоэлементов нашего тела, которые отвечают за физиологические процессы в организме. Эфир, воздух, огонь, вода и земля – это пять первооснов нашего тела. Соответственно сочетание эфира и воздуха образуют Вата дошу, воды и огня – Питта дошу, воды и земли – Капха дошу. Все эти элементы присутствуют в организме.
И их равновесие — залог крепкого здоровья и долгой жизни. Шаткармы являются теми методами, которые приводят в баланс доши и позволяют органам функционировать правильно. Всего выделяют шесть основных очистительных техник, которые в свою очередь делятся на много вариантов:
-
Дхаути – техники очищения пищеварительного тракта. Процедуры позволяющие очистить весь организм.
-
Басти – йогическая клизма, позволяющая очистить толстый кишечник.
-
Нэти – очищение носовой полости.
-
Тратака – практика созерцания объекта, направленная на очищение глаз.
-
Наули – массаж внутренних органов по средством сокращения отдельных мышц живота.
-
Капалабхати – техника очищения носовых проходов и стимуляции головного мозга. Ее еще называют практикой «Сияющего черепа».
Хотелось бы поподробнее остановиться на технике йогической клизмы – Басти. И понять ее физиологическое и энергетическое влияния на организм. В «Хатха-йоге Прадипика» шлока 26 Свами Сватмарама пишет: «Сидя в уткатасане по пупок в воде, введи трубку в анус и сожми его. Это очищение водой называется басти – кармой».
Традиционно басти выполняется с соленым раствором в пропорции одна столовая ложка на литр воды. Но в данной работе я бы хотела сделать упор на другом виде раствора, а именно на отваре трав и рассказать о его воздействии на организм с физиологической и энергетической точки зрения.
Как я писала выше, в нашем теле существует фундаментальные первоэлементы – доши. Суть басти как раз и заключается в уравновешивании дош. Согласно Аюрведе, чаще всего из равновесия выходит Вата доша, а за ней следует дисбаланс Капхи и Питты. Считается, что Вата, является регулирующей дошей подобно нервной и эндокринной системам в нашем организме, которые функционируют как единое целое. Они отвечают за слаженную работу всех внутренних органов. Подобно им Вата отвечает за внутреннюю регуляцию организма и его гармоничное функционирование. Основными свойствами Ваты является – импульсивность, чрезмерная подвижность, эмоциональные колебания, непостоянство, ветреность. И любые жизненные отклонения от нормы приводят к расстройству Вата доши. Нарушение сна, питания, чрезмерные психоэмоциональные напряжения все это является причиной для ее дисбаланса.
Басти, это прекрасный способ ее регуляции, а соответственно и всех физиологических процессов организма. В Аюрведе для этой процедуры используют различные средства, но в данной работе я бы хотела рассмотреть два основных, которые более доступны как для понимания, так и для использования. Это варианты очистительной басти ее еще называют Нируха басти, что в переводе означает «удаление», и питательной, Анувасана-басти , что обозначается как «задержка». Очистительная, Нируха басти очищает от токсинов и позволяет убрать все отходы из толстого кишечника, за счет этого высвобождается то количество энергии, которое было заблокировано из – за них. А Анувасана басти не только очищает, но и глубоко питает все ткани. Что является необходимым условием в расстройстве Вата доши. Правильная работа всех трех дош зависит от комплексного подхода к их регуляции. Для этого питательную басти можно чередовать с очищающей, либо выполнить ее после окончания основного курса Нируха басти. Так же прежде чем приступить к выполнению этой практики следует ознакомиться с противопоказаниями: это любые воспалительные процессы в стадии обострения в органах малого таза и брюшной полости, при злокачественных опухолях любой локализации, а так же во время менструации и беременности. Следует относиться к своему здоровью с уважение и соблюдать принцип ненасилия – ахимса. Прислушивайтесь к своему организму, и если вы чувствуете болевые ощущения или неприятные симптомы следует воздержаться на некоторое время от этой техники, или проконсультироваться со своим преподавателем.
В «Хатха – йога Прадипика» Свами Сватмарама указывает, что прежде чем приступить к выполнению очищающей басти необходимо набраться опыта в выполнении Наули и Уддияна бандхи. А что бы понять их работу требуется некоторое время, которого у начинающих практиков не так много. Поэтому для тех людей у кого эти техники пока не освоены, можно применить классическую очистительную клизму называемую кружкой Эсмарха в положении лежа на спине с поднятым тазом. Курс составляет семь дней в течении которого следует отказаться от употребления чая и кофе.
Очистительная басти выполняется с использованием водных отваров очищающих и успокаивающих трав, в которые входят следующие виды, снижающие основные проявления Вата доши, а именно запоры, склонность к метеоризму, психоэмоциональные перепады. В этом случае будут подходить травы с обволакивающим, противовоспалительным , абсорбирующим , и успокаивающим действием. Это корень алтея, корень солодки, семена льна, семя подорожника, сушеница топяная, пустырник, синюха голубая. Эти травы влияют непосредственно на нижние отделы пищеварительного тракта, а так же оказывают успокаивающее действие на нервную систему. Во время процедуры активно стимулируются парасимпатические нервные окончания, находящиеся в крестцовом сплетении, что способствует снятию тревожности, улучшению качества сна, и снижению внутреннего напряжения.
Из всех видов трав, которые были описаны выше, не обязательно использовать все, достаточно двух. Один вид в качестве обволакивающего средства, а другой успокаивающего. В своей практической работе я использовала следующие травы: корень алтея и сущеницу топяную. Почему именно их?
– Корень алтея обладает прекрасными обволакивающими свойствами, снимая раздражение и воспаление слизистой оболочки. В его составе содержится значительное количество растительной слизи (35 %) состоящую преимущественно из полисахаридов и крахмала (37%), а так же включает яблочную кислоту, жирные масла и незаменимые для человека аминокислоты.
– Сушеница топяная прекрасное средство для мягкого воздействия на нервную систему, оказывает успокаивающее действие, снимает признаки тревожности. А так же является средством повышающее иммунитет и усиливающая перистальтику кишечника. В ее составе большое количество биологически активных веществ, аскорбиновая кислота, эфирные масла, что оказывает непосредственное влияние на работу не только желудочно – кишечного тракта, нервную систему, но работу сердца, сосудов и слизистых оболочек.
Но не смотря на такое большое количество положительных эффектов, имеются и противопоказания к использованию данных видов трав, что необходимо учитывать при применении: Сушеница топяная противопоказана при следующих заболеваниях: гипотонии и тромбофлебите. Корень алтея при нарушении дыхательной функции легких и хронических запоров.
Курс басти рассчитан на 7 дней и выглядит следующим образом:
– Первый день вводиться 0,5 литра отвара.
– Второй – 1 литр.
– Третий день необходимо дать отдых организму.
– Четвертый – 1,5 литра.
– Пятый и шестой день делается отдых.
– Седьмой день – 2 литра.
Отвар для очистительной басти: 1 чайная ложка сущеницы топяной и 1 столовая ложка корня алтея заливается одним литром кипятка, и настаивается один час. По истечению этого времени отвар необходимо процедить, и остудить до температуры примерно 40 градусов. В первый день курса согласно выше упомянутой схеме ввести раствор, лежа на боку. Затем можно перевернуться на спину. Под таз лучше подстелить полотенце или любой другой вид ткани. После введения повернуться сначала на правый бок, затем на левый, далее слегка помять живот, для того что бы равномерно распределить отвар. Так же можно выполнить одну из перевернутых асан, либо агнисара- дхаути крию – динамические движения живота вперед и обратно назад к позвоночнику (одна из комбинаций Уддияна бандхи). После чего опорожнить прямую кишку. Очистительная басти позволяет вывести все скопления шлаков из толстого кишечника, появляется внутреннее спокойствие и ясность ума, возрастают жизненные силы, улучшается состояние и цвет кожи. Уходят застойные явления в области малого таза. За счет большого скопления кровеносных сосудов в области прямой кишки, происходит очищение крови и плазмы. И как говориться в «Чарака Самхите» – наиболее авторитетном тексте по Аюрведе: «Басти чистит с головы до ног». А очищая грубое тело, мы очищаем и тонкое составляющее нашего существа, что существенно сказывается на сознании
Питательная клизма является дополнением к очистительной, и готовиться немного иным способом. В ее основу могут входить растительные масла, молочные смеси и бульоны. Объем этой басти составляет всего 200-300 мл, и при введении она удерживается достаточно продолжительное время в течении нескольких часов, поэтому ее следует выполнять перед сном лежа в постели. Если на ранних этапах выполнения не удается удержать в себе этот раствор, необходимо посетить туалет и повторить процедуру снова. Питательная басти вводиться медленно, что бы исключить раздражение толстого кишечника и не вызвать преждевременное его опорожнение.
Состав для питательной басти готовиться перед сном: 1 столовая ложка семян подорожника и ½ чайной ложки корня синюхи голубой залить одним стаканом кипятка. Настоять один час и процедить. Добавить 50 грамм теплого кунжутного масла. И лежа на левом боку, медленно ввести при помощи спринцовки или кружки Эсмарха в прямую кишку. И по возможности удерживать введенный объем продолжительное время.
– Семена подорожника являются ценным лекарственным растением, обладающий противовоспалительным, заживляющим, и восстанавливающим действиями. Нормализует гормональный фон, очищает желудочно-кишечный тракт и регулирует перистальтику кишечника, а так же препятствует образованию различных кишечных заболеваний. С успехом применяется в лечении женских и мужских расстройствах половой сферы.
– Синюха голубая обладает высоким седативным, то есть успокаивающим действием, превосходя в этом валериану.
– Кунжутное масло это кладезь питательных веществ, микроэлементов, жирных кислот и витаминов. Оказывает влияние на все системы организма.
Противопоказания к применению отвара: не рекомендуется семена подорожника при повышенной кислотности желудка, и некоторых видах язвенной болезни желудочно-кишечного тракта, так же стоит воздержаться от применения в случае высокой свёртываемости крови и наличию тромбов. Синюха голубая и кунжутное масло не имеет противопоказаний, за исключение индивидуальной непереносимости.
Как я писала выше рекомендуется чередовать питательную басти с очищающей, эти способствует соблюдению баланса внутренней среды организма, а соответственно приводит к гармоничной работе всех трех дош.
Курс чередования питательной басти с очищающей выглядит следующим образом и может проводиться 1 – 2 раза в год:
– Первый день очищающая басти в объеме 0,5 мл
– Второй день питательная басти в объеме 0,2 мл
– Третий день отдых
– Четвертый день очищающая басти в объеме 1 литра
– Пятый день отдых
– Шестой день отдых
– Седьмой день питательная басти в объеме 0,3 мл
В тексте «Хатха-йога Прадипика» шлока 27-28 Свами Сватмарами пишет, что при помощи этой йогической клизмы «устраняется увеличение желез и селезенки, и все болезни, возникающие от избытка ветра, желчи и слизи, изгоняются из тела посредством басти, улучшается аппетит, разогревается тело, разрушаются избыточные доши и очищаются дхату (ткани), чувства и ум».
По мимо физиологического эффекта басти воздействует на наше тонкое энергетическое тело поднимая энергию апана вайю верх, которая обычно течет вниз и отвечает за все выделительные процессы в нашем организме. Ее изменение направления мы можем почувствовать как мягкую пульсацию в области пупка. Как правило, поднятие этой энергии ведет как к духовному росту, так и к развитию в практике, когда можно заметить, что асаны которые раньше давались с трудом, сейчас вы выполняете с большей легкостью, это говорит о чистоте не только грубого тела, но и энергетического. Высвобождается достаточное количество жизненных сил, повышается работоспособность. Можно так же заметить, что ум стал более спокойным без лишних колебаний, эмоциональные реакции на окружающий мир изменяются. Басти – это только малая часть очищения, но уже можно увидеть, сколько положительных эффектов она дает. Практикуя все шесть видов шаткарм появляется возможность гармонизировать все оболочки нашего существа, что способствует изменению тела, ума и сознания, а это и есть одна из целей Хатха-йоги. Гармонизируя три эти составляющие, появляется возможность перейти на более высокую ступень, которая приближает нас к главной цели – понимание своей истинной природы.
Работа студентки Московского Университета Йоги