Лекция с курса подготовки преподавателей йоги
История и философия йоги. Часть 1
Структура текста «Йога-сутр»
Состоит из четырех разделов (глав) и 196 афоризмов (сутр):
Первый раздел «О сосредоточении» (самадхи-пада) содержит 51 сутру.
В этом разделе йога с самого начала определяется как «преодоление колебаний ума (читты)» – читта вритти ниродха. В результате чего должно быть «установление в себе» духовного начала – Пуруши, который до этого принимает формы этих «колебаний».
Далее следуют: классификация указанных «колебаний», стратегии их преодоления и приближения к концентрации сознания. Одно из средств – почитание Ишвары, то есть божества, который понимается как Пуруша (человек, личность, дух, сознание) – это понятие отличается от смысла, заложенного западной традицией, специфическими характеристиками.
Сознание – первопричина, из него проявляются объекты и иные энергии. Пуруша – истинное наше начало, самость, анализ препятствий на пути к успокоению сознания, описание достижения «стабильности» сознания.
От личной практики и собственного усердия зависит результат того, что удастся реализовать и достичь. Название первой части – Самадхи, указывает сразу на обозначенную цель, к которой нужно стремиться.
Самая первая сутра гласит: «Итак, наставление йоге». Уже здесь есть намек на то, что нужно чему-то следовать – тому, что уже есть, и, возможно, оно не было изложено письменно ранее.
Вторая сутра первого раздела дает определение йоги – это ключевая сутра всех «Йога-сутр»! Вернемся к нему позже.
Второй раздел – «О способах осуществления йоги» (садхана-пада), содержит 55 сутр, здесь излагается учение о корневых аффектах сознания – клешах, которые являются основным препятствием на пути к освобождению, и о карме (как реализации этих корневых аффектов). Клеши – омрачения сознания, которые замутняют истинную природу йогина. Пуруша «забывает», кем он является в своей сути. Пракрити как оболочка покрывает изначальную субстанцию сознания – Пурушу. Такой эффект можно сравнить с колебаниями волн в океане: пока поверхность воды спокойна, можно даже увидеть дно, но все иначе, когда появляются волны. Волны нашего сознания вовлекают нас в круговерть страстей, привязанностей, зависимостей и реакций.
Также разбирается четырехчастная модель, близкая к схеме «четырех благородных истин» в буддизме: страдание, причина страдания, возможность избавления от него и средства этого избавления.
В этом же разделе изложены первые пять ступеней восьмеричного тренинга йоги (у страдания есть причины – это желания (камы): воздержание от основных страстей (яма), культивирование духовной дисциплины (нияма), выполнение телесных поз (асана) и дыхательных упражнений (пранаяма), освобождение чувств от воздействия внешних объектов (пратьяхара).
Рассмотрим 8 частей йоги для Освобождения:
Яма – начальная ступень, воздержание от чего-либо. Бог смерти в буддизме и индуизме тоже носит имя Яма. Он контролирует, ограничивает срок жизни. То есть ямы – дисциплинарные предписания, которые содержат этические и прикладные принципы, которые йогину рекомендуется придерживаться для успешной практики.
Нияма – предписания, которые, в отличие от Ямы, рекомендуется именно придерживаться. То есть Яма и Нияма формируют благоприятную среду для эффективной практики. Яма и Нияма описывают образ жизни, который рекомендуется вести йогину.
Асана – определенные позы на физическом уровне, на этой стадии практикующий учиться работе с телом. От длительности пребывания в асане зависит результат процесса самонаблюдения, обращение внимания внутрь себя, при этом тело не должно отвлекать разум на какой-либо дискомфорт. Если тело испытывает боль, то невозможно сконцентрироваться на психике и сознании.
Пранаяма – техники регулирования дыхания. Дыхание и движение мысли тесно взаимосвязаны. То есть если есть суета в мыслях, часто она сопровождается беспокойным дыханием. Наблюдение и работа с дыханием уравновешивают и психические функции.
Тело состоит из грубой и тонкой оболочки. Грубое тело – стхула-шарира – физическое тело и его функции, тонкое тело – сукшма-шарира – дыхание и связанный с ним психоэмоциональный фон. Если получается контролировать оба тела, то происходит перевод к пратьяхаре.
Пратьяхара – направление концентрации от внешнего восприятия чувств и объектов к внутреннему источнику.
Дхарана
Дхьяна
Самадхи
Последние три ступени будут рассмотрены далее.
В третьем разделе «О совершенных способностях» (вибхути-пада) содержится 56 сутр, в которых рассматриваются три высшие стадии йогического тренинга (саньяма): удержание сознания в одной точке (дхарана), ступень чистого созерцания (дхьяна), и конечное растворение созерцаемого в созерцаемом (самадхи), подразделяющееся, в свою очередь, на предварительное (сабиджа, «с семенами») и высшее (нирбиджа, «бессеменное»). При этом «бессеменное» растворение относится ко всем трем стадиям концентрации (включая и «растворение с семенами») как внутреннее – к внешнему, и как те – к пяти первым стадиям «восьмичленной йоги».
Основной объем раздела содержит подробное перечисление тех оккультных «сверхсил» (вибхути), которые рекомендуется достичь, применяя все ту же концентрацию (самьяму) к различным объектным сферам микро- и макрокосма. Первым результатом овладения этой техникой названо познание звуков, издаваемых всеми живыми существами, последним – непосредственное восприятие различий даже между двумя атомами.
Для того, чтобы йог не застрял на этом этапе, а помнил о конечной цели практики, Патанджали и начинает свой труд с главы самадхи-пада. Обозначая, что сиддхи – это промежуточная цель, но конечная – самадхи. Поэтому многие йоги и гуру определяют сиддхи или же вибхути как препятствия к самадхи.
То есть третий раздел говорит о потенциальных возможностях человека, его психики, сознания, воли при работе с внутренним инструментарием, то есть это есть внутренняя йога. Йог не должен позволять этим состояниям задерживать его на пути развития и мешать продвижению к высшей конечной цели.
В последнем, четвертом разделе «Об абсолютном освобождении» (кайвалья-пада) в 34 сутрах рассказывается о происхождении сверхспособностей (сиддхи), о карме и ее латентных «следах» (васанах).
Также Патанджали, настаивающий на объективности внешних вещей, полемизирует на эту тему с буддистскими идеалистами школы виджнянавада (йогачара). Здесь основные аргументы составителя «Йога-сутр» сводятся к указанию на самотождественность экстраментального объекта и различие в содержании воспринимающих его сознаний, а также на неизбежность регресса в бесконечность (при допущении того, что одни лишь содержания сознания воспринимаются другими содержаниями сознания).
Текст завершается характеристиками конечного освобождения духа – Пуруши, понимаемого как его «изоляция» (кайвалья) от любых ограничений телесности, психофизиологических функций и от воздействий внешних факторов и активности других субъектов.
Освобождение здесь понимается как достижение того состояния, при котором все внешние факторы, воздействующие на Пурушу, становятся неактивными. Изоляция чувств, ума, Пракрити, воздействие других существ – все остановлено. Это и есть полная свобода.
Согласно «Йога-сутрам», чтобы достигнуть Освобождения, необходимо избавиться от отождествленности с физическим телом, ментальными программами, освободиться от кармы и ее последствий (васан). Пуруша освобождается от психосоматической составляющей – Пракрити.
Предполагается, что йогин обладает потенциалом для обретения силы и соединения с внутренними источником, он должен слиться с ним и изъять самого себя из внешних, ограничивающих факторов. Чтобы не быть вновь захваченным, йог должен изолироваться в своей самодостаточности, кайваль, и не разменивать обретенную свободу и независимость на очередное облечение телесными оболочками.
33. Время, являющееся последовательностью видоизменений ума, подобным же образом прекращается, уступая Вечному Сейчас.
34. Состояние уединенного единства (кайвалья) становится возможным, когда три качества материи (гуны или силы природы) более не имеют никакой власти над Я. Чистое духовное сознание удаляется в Единое.
Определение йоги в «Йога-сутрах»
Патанджали дает определение понятию «йога» во второй сутре первого раздела, которая является ключевой сутрой всего текста:
Ум (читта) представляет собой ограниченное сознание эмпирического индивида, а волнения (вритти), связанные с деятельностью чувств и впечатлениями от воздействия внешних факторов, мешают самоуглублению и обращению к своей внутренней подлинной природе – вечному, никогда не рождающемуся и не умирающему сознанию-духу (Пуруше). «Нахождение» в себе Пуруши и утверждение себя в нем посредством неразрывной с ним «связи» (йоги) и есть цель практикующего йогу. Стоит отметить, что йога имеет также перевод как «ярмо, упряжка», которое надевается на животное, чтобы обуздать его, подчинить себе для выполнения какой-либо работы.
Ниродха – препятствие, не-порождение аффектов психики, обуздание и успокаивание ума.
Читта – это не буквально ум, потому что в санскрите есть масса терминов для всех проявлений сознания. Читта – это уменьшенное, ограниченное сознание, буквально «сознаньице».
Аштанга-йога является отличительной чертой практически всех современных вариаций раджа-йоги.
Итак, еще раз перечислим:
- Яма – принципы взаимодействия с внешней средой;
- Нияма – принципы взаимодействия с внутренней средой;
- Асана – объединение ума и тела посредством физической деятельности;
- Пранаяма – контроль над праной («жизненной энергией») посредством особых дыхательных практик;
- Пратьяхара – отвлечение чувств от контакта с их объектами;
- Дхарана – целенаправленная сосредоточенность ума;
- Дхьяна – медитация (внутренняя деятельность, которая постепенно приводит к самадхи);
- Самадхи – умиротворенное сверхсознательное состояние блаженного осознания своей истинной природы.
- Дхарана делает ум однонаправленным. Когда исчезает усилие в дхаране и субъект (медитирующий) сливается с объектом медитации, то наступает дхьяна. Устойчивая дхьяна приводит к самадхи.
Иногда эти восемь ступеней делят на четыре низшие и четыре высшие, из которых низшие соотносят с хатха-йогой (хотя этот термин в «Йога-сутрах» не употребляется), в то время как высшие ступени принадлежат специфически к раджа-йоге (этот термин также не упомянут в тексте). Одновременная практика трех высших ступеней называется самьямой.
Самьяма представляет собой совместную одновременную практику дхараны, дхьяны и самадхи как средство познания качеств любого объекта. Самьяма у практикующего йогу и достигшего высшей квалификации в ней, не требует уже каких-либо усилий. Напротив, она проявляется как естественное спонтанное состояние.
Отличительные черты учения автора «Йога-сутр»
Среди основных отличий философии йоги, представленных в «Йога-сутрах», от учения санкхьи можно выделить:
1) Введение концепции менталитета как читты, объединяющего функции различаемых в санкхье компонентов «внутреннего инструментария» (антахкарана) – интеллекта (буддхи), эготизма – формирование чувства «Я» (ахамкары) и ума (манаса); этот менталитет рассматривается на различных уровнях активности (читтабхуми);
2) Иную типологизацию состояний сознания (бхава), в которой главное место занимают основные, «корневые» аффекты, определяющие сансарное существование индивида – клеши;
3) Признание понятия Божества (Ишвары), являющегося «первым среди равных» духовных субъектов (Пуруш) и отличающегося от остальных неподверженностью кармическим аффектам и безразличием к их результатам, а также способностью быть носителем «семени всеведения» и объектом медитации и почитания для адепта-йогина.
Классическая йога – это атеистическое учение, в котором практикующий достигает Освобождения через собственное упорство в практике.
Список основной рекомендуемой литературы
Сергей Аблеев: Философия классической йоги: Освобождение сознания и горизонты человеческого духа в трактатах «Йога-сутра» и «Йога-Бхашья», Издательство: Свет, 2015 г.
Б.К.С. Айенгар: Аштадала-Йогамала. Том 1. Переводчик: Говорунов А.В., Бакунин К.А. Редактор: Пахомов С.В., Издательство: Наука, 2016 г.
Сурендранатх Дасгупта: Философия йоги и ее отношение к другим системам индийской мысли. Переводчик: Стрельченко О.В., Редактор: Пахомов С.В., Издательство: Наука, 2008 г.
Индийская философия. Энциклопедия // Редактор: Степанянц М. Т., Издательство: Академический проект, 2009 г.
«ЙОГА-СУТРЫ» ПАТАНДЖАЛИ и «ВЬЯСА-БХАШЬЯ» перевод с санскрита, введение, комментарий и реконструкция системы Е.П. Островской и В.И. Рудого М.: Центр исследований традиционных идеологий Востока «Asiatica», 1992 г.
Фридрих Мюллер: Шесть систем индийской философии, Издательство: Искусство, 1995 г.
Лекция с курса подготовки преподавателей йоги
Автор: Сергей Лобанов