Лекция с курса подготовки преподавателей йоги
Термин «йога» – многозначен, помимо физической дисциплины, он подразумевает название одной из шести ортодоксальных философских школ, известна она как школа йоги Патанджали.
Это первая школа индийской философской мысли, которая сама себя назвала словом «йога», применяя этот термин для самоидентификации. Подразумевается при этом как философская школа, так и психофизическая практика самосовершенствования.
Чтобы соотнести данную школу с другими направлениями индийской философской мысли и ознакомиться с философией йоги, мы рекомендуем книгу индийского ученого Сурендранатха Дасгупты «Философия йоги и ее отношение к другим системам индийской мысли», в которой автор рассказывает о философии йоги и ее отношении к другим системам индийской мысли.
Первый период истории йоги (V в. до н.э. – I в. н.э.) совпадает с начальным этапом эволюции санкхьи, где йога соответствует «практической» части, а санкхья – «теоретическим» выкладкам. Вместе с тем, отдельные пассажи эпических текстов, в которых очень настойчиво внушается мысль о нераздельном единстве санкхьи и йоги, уже свидетельствуют о начале обособления последней.
Процесс разделения санкхьи и йоги был весьма длительным, обособление конкурирующих школ санкхьи и примыкающих к ним школ йоги происходило в течение I – IV веков.
Цитаты из авторитетных текстов, признаваемых обеими традициями, которые приводятся в комментарии Вьясы к сутрам йоги (самый первый исторический комментарий к сутрам), позволяют предположить, что многие из отделившихся школ на самом деле продолжали считать своими и санкхьяики и йогины одновременно. То есть какие-то подходы оставались общими, а некоторые – расходились.
О формальной самостоятельности йоги можно говорить только начиная с IV-V веков, когда был создан базовый текст школы «Йога-сутры», приписываемый некоему Патанджали (не грамматист Патанджали, несмотря на многочисленные попытки доказать их идентичность).
Составитель «Йога-сутр», кем бы он ни был, опирался не только на более древнюю традицию самой йогической психотехники, но и ее систематизацию, которая восходит к I тысячелетию до нашей эры. Составление собрания сутр йоги – афоризмов – было отчасти стимулировано успехами буддийской йоги – школы йогачары, буквально «путь йоги» (ее синоним – виджнянавада), которой индуистская традиция и противопоставила «ортодоксальную» йогу. Следовательно, кто бы ни был автором «Йога-сутр», он был знаком с буддийским подходом философии и описании методов йоги.
Другим стимулом для появления йоги стало уже давнее стремление йогинов обособиться от санкхьяиков с целью создания отдельной даршаны. Текст «Йога-сутр», который можно рассматривать как «практическое» приложение окончательно сформировавшегося дуализма санкхьи к психотехнической практике йоги с учетом специфических мировоззренческих позиций, состоит из четырех разделов.
(Индийская философия: Энциклопедия. Отв. ред. М.Т. Степанянц М.: Вост. лит.; Академический Проект; Гаудеамус, 2009 г.)
То есть йога существовала задолго до написания сборника как система практик и идей, но первой попыткой системного изложения стали «Йога-сутры».
Кто же такой Патанджали?
С точки зрения индийской традиции, Патанджали – это мудрец. В текстовых памятниках индуизма Патанджали описывается как воплощение Шеши – мифического змея, поэтому часто изображается как получеловек – полузмей. Также считается, что Патанджали упал с неба в виде змейки в ладонь мудреца Панини, что, очевидно, основано на народной этимологии имени Патанджали (pat- падать, anjali- ладонь).
Хотя традиция отождествляет его с другим Патанджали – лингвистом, автором «Махабхашьи» – обширного комментария к знаменитой индийской грамматике Панини, большинство исследователей считает их разными лицами, жившими в разное время.
Иногда змею ассоциируют с Кундалини, но так или иначе мы можем предположить, что Патанджали был реально существующим человеком, жизнь которого гораздо позже обросла легендами.
Часто исследователи называют время его жизни – II век до нашей эры и считают, что именно этот человек является автором «Йога-сутр», вне зависимости от того, сам ли он записал их, скомпоновал или продиктовал кому-то. В любом случае, йога получила философское обоснование и толкование.
«Сутра» буквально означает нить – в те времена письменные принадлежности были несколько иного характера, поэтому основным способом запоминания было заучивание, а запоминать легче тексты, сформулированные либо как афоризмы, либо в стихотворной форме, так они легко нанизываются на нить памяти. Поэтому каждая из даршан имеет свои сутры, например, Веданта-сутры, Миманса-сутры, Санхкья-сутры и есть, соответственно, Йога-сутры – базовая составляющая конкретной даршаны.
Патанджали не создал, а зафиксировал учение йоги. До него уже существовали какие-то записи школы йоги, но они не сохранились. Постепенно сутры обретают статус высокоавторитетного текста, даже среди тех школ, которые «генетически» никак не связаны с йогой Патанджали, обычно они с большим уважением относятся к Йога-сутрам.
Вьяса-бхашья
Главный комментарий к Йога-сутрам известен как «Вьяса-бхашья» – его автором считают легендарного мудреца Вьясу, которому традиционно приписывают также и написание «Махабхараты», Пуран и некоторых других текстов индуизма. С появлением этого комментария и формируется собственно философская доктрина йоги. Данный комментарий датируется обычно IV – VI веком нашей эры.
Более поздние комментарии:
– «Таттва-вайшаради» («Искусность в достижении истины») Вачаспати Мишры (IX-X века);
– «Раджа-мартанда» («Царское солнце») царя Бходжи (Х век);
– «Мани-прабха» («Свет драгоценности») Рамананды Сарасвати (XVI век);
– «Йога-варттика» («Разъяснение йоги») Виджнянабхидшу (XVI-XVII века), также завершает йогическую эгзегезу (истолкование йогических текстов) составлением компендиума «Йогасара-санграха» («Резюме сути йоги»). Оба этих текста отражают попытку синтеза йоги, санкхьи и веданты, и представляют йогу как высшее учение, содержащее в себе все остальные системы, и высший путь духовного освобождения.
После этого сколько-нибудь значимых комментариев не составлялось, хотя даже в наши дни «Йога-сутры» переводят и адаптируют под современный язык, но эти переводы не привносят в философию йоги чего-либо принципиально нового, и являются любительскими переводами с переводов, чаще всего английских.
Полный академический перевод «Йога-сутр» и «Вьяса-бхашьи» на русский язык был выполнен питерскими учеными Е.П.Островской и В.И.Рудым:
Издание сопровождается обширным предисловием и комментариями, перевод выполнен непосредственно с санскритского оригинала и представляет собой ценный труд для изучения философии йоги на русском языке.
Йога Патанджали
Йога Патанджали как философская школа относится к шести классическим даршанам брахманизма и идейно ближе всего к дуалистической санкхье. Система этой йоги представляет собой практику достижения главной цели санкхьи – освобождение и «изоляция» (кайвалья) индивидуального духа от всякой связи с пракрити (включая и функции психики – йога определяется как прекращение активности ума – читты).
Основные положения школы зафиксированы в «Йога-сутрах», в которых Патанджали зафиксировал наставления и идеи своих предшественников. Йога рассматривается как 8-стадиальный (аштанга; ашта – восемь, анга – часть) праксис, то есть тренинг.
Другие научные переводы непосредственно с санскритского:
«Йога-сутры» Патанджали
Йога-сутра Патанджали (санскр. पातञ्जलयोगसूत्राणि pātañjalayogasūtrāṇi) – базовый текст индийской философской школы йоги (даршана-шастры), оказавший огромное влияние на восприятие йоги в Индии и остальном мире. На него так или иначе ссылаются все сколько-нибудь значимые учителя школ йоги. Исследователи обычно датируют этот текст промежутком со II века до нашей эры до V века нашей эры.
Некоторые исследователи пришли к выводу, что «Йога-сутры» не являются текстом одного автора, а представляют собой результат компиляции разных традиций. Это предположение отчасти объясняет и сложности с датировкой текста.
Лекция с курса подготовки преподавателей йоги
Автор: Сергей Лобанов