Айенгара — статичная йога с упором на правильность выполнения и выравнивание при помощи опор, если описывать коротко. Давайте копнем глубже.
Что такое йога Айенгара
Это разновидность хатха-йоги, но со своими особенностями. Практика построена таким образом, чтобы методично и постепенно проходить путь от простых асан (упражнений) к сложным. Преодоление физических барьеров помогает укрепить дух, в то время как ум-контролер расслабляется и «выдыхает».
Каждый может выбрать, на чём сконцентрировать внимание, но работа исподволь проходит на всех уровнях. Следуя за квалифицированным преподавателем, проникая в глубины учения, вы получите такие результаты, на которые даже не рассчитывали.
Путь Мастера
Основал эту школу удивительный человек — Беллур Кришнамачар Сундарараджа Айенгар — йог, который практиковал более 70 лет. Ныне он заслуженно считается выдающимся Мастером йоги. И сейчас вы поймете почему.
Начало его пути было темным и сложным: бедность, болезни, постоянное недоедание, тяжелый труд, отсутствие поддержки от родных — мальчику пришлось самому стать себе опорой (возможно, поэтому в авторской практике присутствуют разные инструменты поддержки для выполнения упражнений).
С 15 лет Сундарараджа жил в семье сестры, где занятия йогой были обязательны. Несмотря на физическую слабость, ему приходилось осваивать древнюю науку самостоятельно. Занятия без проводника, без понимания, как отнестись к своему телу бережно, приводили к травмам и ужасным болям. Но в итоге молодой йогин укрепил здоровье, а следом и дух, который вынужден был пройти эти и другие испытания. Позже Беллур учился у великого гуру Кришнамачарьи (который был его зятем, но долго отказывался учить его), а в 1937 году начал преподавать сам.
Признание не пришло к усердному молодому человеку в один момент: Сундарараджа не соответствовал старой школе йоги, которая в те времена не признавала публичных, а тем более массовых занятий йогой. Он неоднократно терял работу, жил за чертой бедности, постоянно делал асаны, чтобы утихли боли от грыж. Удивительно, но находились люди, которые ему завидовали. Погружаясь в историю этого невероятного человека, нельзя не обратить внимание на то, сколько раз вселенная проверяла его на прочность и готовность идти к своей цели — овладеть мастерством йоги.
Беллур женился, потому что таковы были обычаи. Но в юной Роме он нашел не только спутницу жизни, но и ту поддержку, которой ему так не хватало с самого детства. После замужества девушка жила с матерью Беллура, пока он работал в Пуне. Пять месяцев у него не было денег даже написать ей письмо, пока наконец ему не предложили стать постоянным преподавателем йоги в школе. Тогда йогин смог забрать к себе молодую жену. Девушка мудро поддерживала мужа, не роптала на судьбу (по крайней мере, именно так говорил сам Айенгар) и даже стала ученицей супруга. В скором времени Рома Айенгар сама стала преподавать йогу женщинам. Дети пары также пошли по пути родителей.
Считается, что именно Б.К.С. принес йогу в западный мир, сделал ее доступной, понятной для нашего поколения. Он путешествовал и преподавал, но и тут не обошлось без испытаний на прочность: расовая дискриминация, отношение как к слуге, демонстративное неуважение — с ним не желали сидеть за одним столом, в его комнате не убирали, вне занятий он должен был находиться только у себя.
К счастью, темные времена закончились: Папа Римский обратил на него пристальное внимание, потому что многие священники, как оказалось, занимались у Айенгара или по его методу. Эта новость облетела все европейские газеты. Также Беллур помог поправить здоровье 80-летней королеве Бельгии Елизавете, которая в свою очередь научила его верить в свое предназначение и следовать ему. Каждый человек нам учитель, согласно йоге.
До конца своих дней Сундарараджа продолжал заниматься самообразованием, особенно в области анатомии, чтобы его занятия приносили только пользу и облегчение. Учитель помогал ученикам соотнести асаны и пранаямы с ощущениями в теле, чтобы те осознанно подходили к практике и учились слышать себя.
Классические знания и собственные изыскания пытливого ума Беллура вылились в практику Айенгары, какой мы ее теперь знаем. Примечательно, что сам Мастер не делил йогу на течения и воспринимал ее единой системой, у которой с течением времени менялся лишь язык: «Нужно учитывать разницу [этих] времен: любой учитель может говорить только на языке своего времени, иначе его не поймут».
За свою долгую жизнь Сундарараджа выступал и преподавал, писал настоящие бестселлеры о йоге, делился знаниями со всеми желающими — у его школы миллионы последователей, а центры Айенгары открыты по всему земному шару.
Особенности школы
Эта практика заботлива для тела как раз потому, что ее создатель на себе ощутил всю «прелесть» жесткого и резкого подхода. Поэтому Айенгара для начинающих — безопасный и комфортный вариант. Преподаватель дает простые упражнения и реквизит для их выполнения, а также подробно описывает, как делать ту или иную асану. Ученик работает в пределах своих возможностей, которые растут с каждым занятием. Интересное наблюдение: опоры могут облегчить асаны для новичков, а могут сделать их более сложными для тех, кто давно занимается: главное — знать, как использовать.
Чем помогают блоки, одеяла, ремни и валики:
- позы можно держать дольше;
- мышцы расслабляются и привыкают;
- тело постепенно становится податливым;
- возвращается гибкость и сила.
Как и любые физические нагрузки, Айенгара начинается с разминки, затем следуют асаны, которым посвящена неделя: стоячие, сидячие, перевернутые, восстановительные — все с идеальной отстройкой. Основная поза — Тадасана — поза горы, в которой стоят прямо и уверенно. На самом деле – это важная асана, потому что она учит нас базовым вещам — правильно стоять и распределять вес. Именно с нее начинается отстройка остальных асан стоя, которые, к слову сказать, способствуют похудению.
В конце каждого занятия Шавасана — поза трупа — одна из любимых поз многих учеников: в ней нужно просто лежать и расслаблять все мышцы, что, кстати, тоже не так просто, как кажется.
Группы асан варьируются от недели к неделе. Учитель корректирует правильность: ювелирно точные позы — суть метода. Со временем практики усложняются, но тело уже будет к этому готово. Заскучать в такой йоге не выйдет даже продвинутому уровню: больше 200 разнообразных асан, 14 пранаям (дыхательные упражнения) и их комбинации для вытяжения, выравнивания, баланса, концентрации, силы, гармонизации и управления дыханием.
Отличия от других систем йоги:
- постепенное выравнивание с учетом возможностей тела;
- точность поз;
- использование инвентаря;
- увеличенное время асан.
Пребывание в статике будет воздействовать не только на мышцы тела, но и на «мышцы» ума: как йога работает с внутренним миром ученика поговорим дальше, но сначала ознакомьтесь с советами для новичков.
Рекомендации перед началом занятий
- Выбирайте комфортную, но не мешковатую одежду, чтобы преподаватель видел, правильно ли вы располагаете тело в пространстве.
- Занимайтесь на пустой желудок, чтобы не ощущать дискомфорта.
- Перед занятием пейте мало, чтобы не прерываться на походы в туалет.
- Айенгар рекомендует упражняться рано утром или поздно вечером.
- В начале практики не закрывайте глаза, если об этом не попросил учитель.
- Дыхание во всех асанах нужно выполнять носом. Следите за вдохом и выдохом, старайтесь не задерживать воздух, если об этом не попросил учитель.
Каким бы подготовленным ни был преподаватель, необходимо, чтобы ученик в начале занятия сообщил о своем состоянии здоровья, хронических болезнях, любых других ограничениях, которые ему известны: учитель предостережет от выполнения асан, которые не подходят при определенных болезнях (например, перевернутые асаны не рекомендуются при головокружении, повышенном кровяном давлении и т.д.). Предупредите учителя, если занимаетесь в период менструации или беременности; не следует делать асаны в первый месяц после родов.
Важно прислушиваться к своему телу и его ощущениям. Если появился дискомфорт или боль, прекратите упражнение, не гонитесь за группой, не бойтесь отстать. Будьте бережны к своему организму. Не стесняйтесь попросить о помощи преподавателя: лучше уточнить и сделать правильно, чем молча стоять в позе, от которой не будет толку.
Другая грань йоги
Айенгар описывает йогу как искусство, которое помогает беспокойному уму прийти к гармонии, стать сфокусированным и спокойным. Сначала человек должен научиться контролировать что-то осязаемое, например, свое тело, а уже потом переходить к неуловимому и эфирному — духу и разуму.
Изучая любые течения этой философии, не забывайте про основу. Человека, который хочет постигнуть йогу, называют садхаки — искатель истины. Найдет ее тот, кто сможет угомонить свой ум, перестанет вспоминать прошлое и переживать по поводу будущего. Искатель должен жить в настоящем моменте. В этом ему помогут 8 ступеней йоги. В классификации опираемся на фундаментальный труд Патанджали «Йога-сутры».
Шаг первый — Яма. На этом этапе ученик старается усмирить свое эго, а нижеперечисленные принципы подходят для ценностного ориентира в повседневной жизни. Здесь важно:
- говорить правду (сатья);
- не причинять никому вреда — ненасилие (ахимса);
- потреблять осознанно (апариграха);
- не брать чужое (астея);
- не давать желаниям брать над собой верх (брахмачарья).
На второй ступени, Нияме, учатся смотреть внутрь себя. Тут также есть свои 5 правил:
- чистота внутренняя и внешняя (шауча);
- самоконтроль, усердие (тапас);
- радость от того, что имеешь, скромность противоположная алчности (сантоша);
- смотреть вглубь себя, познавать (свадхьяя);
- посвятить себя божественному, следовать по своему пути (ишвара-пранидхана).
Асана — в переводе с санскрита «сидячее положение» — третья ступень йоги. Этот принцип объединения тела и ума физическим упражнением уже знаком читателю. Патанджали же подразумевал под асаной позу, в которой удобно долго находиться и медитировать: позу лотоса — Падмасану. Но кто пробовал, тот знает, что долго в ней может усидеть лишь тот, чье тело некоторым образом подготовлено — мышцы эластичны, зажимы не мешают опустить колени на пол, а спина предательски не трещит по швам. Здесь мы понимаем, что перескакивать через ступени не выйдет. Только планомерная подготовка и работа над собой приведет как к внешнему, так и к внутреннему результату.
Пранаяма — следующий этап, контроль через дыхание. Даже не углубляясь в учение, человек на интуитивном уровне знает: чтобы успокоиться, надо подышать, глубоко и медленно. В йоге дышат осознанно: увеличивают время вдоха и выдоха, задерживают воздух. Глубокое погружение в эти принципы и понятное пояснение для современного человека есть в книгах Б.К.С. Айенгара, например, в «Пранаяме Дипика».
Пратьяхара — подразумевает контроль над своими чувствами, перевод внимания внутрь себя. Для внешних событий человек становится только наблюдателем. Мухе будет очень удобно сидеть на носу ученика, который постиг пятую ступень йоги.
Дхарана — расслабление ума через полный контроль и сосредоточение на конкретном объекте. Освоив ее, человек начинает видеть мир в истинном свете, а не через призму собственного восприятия.
Дхьяна — мечта для беспокойного ума. Созерцание, покой, медитация. Это возможно на седьмой ступени йоги.
Самадхи — просветление, высшая ступень, в которой сознание сливается со всем сущим. Достичь этого состояния можно, предварительно пройдя предыдущие 7 уровней.
То, что человек на верном пути, подскажут качественные изменения его тела и внутренних ощущений: «Признаки прогресса на пути йоги — здоровье, чувство физической легкости, устойчивость, ясность речи, благозвучный голос, приятный запах тела и свобода от вожделений. Ум уравновешен, безмятежен и спокоен».
Препятствия на пути
Последователи йоги знают, какие трудности могут встретиться на пути к просвещению. У этого даже есть своя классификация, согласно книге Айенгара «Йога Дипика»:
- стьяна — физическая или умственная усталость, измотанность;
- вьядхи — болезнь, которая забирает силы;
- прамада — равнодушие к занятию, скепсис;
- аласья — леность, апатия. Им Сундарараджа противопоставляет влюбленность: «Ученик похож на влюбленного, постоянно стремящегося к свиданию с возлюбленной и не поддающегося отчаянию»;
- самшая — сомнения в том, что этим вообще нужно заниматься, сомнения в методе или учителе;
- авирати — перевозбуждение, материальные желания;
- алабдха бхумикатва — отсутствие концентрации, постоянные отвлечения;
- бхранти даршана — неправильные или завышенные ожидания от йоги, уверенность, что сам лучше знаешь, как надо;
- анавастхитаттва — непостоянство, расслабление после первых успехов.
Когда вы только в начале пути, то кажется, что достичь последних ступеней йоги непосильная задача. Но не стоит понижать планку и использовать практики только для укрепления тела. Занятия Айенгар-йогой направлены на планомерное раскрытие внутреннего потенциала. Следуйте за учителем, и вы сможете удивить сами себя.
Подходит ли вам йога Айенгара
Занятия этой йогой укрепляют мышцы и суставы, делают тело сильным и гибким, приближают анатомию к витрувианскому человеку Да Винчи. Приходит в норму внутреннее состояние: появляется покой, сосредоточенность, усидчивость, развивается воля и сила духа.
Вот что говорил сам гуру о своей системе: «Этот метод идеально приспособлен для предотвращения душевных и физических болезней, для общего укрепления тела, что неизбежно развивает чувство уверенности в себе и своих силах. Он неразрывно связан с вселенскими законами: ведь уважение к жизни, правдивость и терпеливость необходимы для ровности дыхания, спокойствия ума и твердости воли».
Преподаватели школы Айенгара проходят более длительную подготовку, чем учителя других направлений, чтобы стать надежным проводником в практике для своих учеников.
Регулярные занятия йогой Айенгара помогут:
- снять стресс и успокоить ум;
- укрепить мышцы и связки;
- нормализовать вес, подтянуть кожу;
- наладить сон;
- укрепить легкие и привести в порядок дыхание;
- вернуть энергию и хорошее настроение;
- найти внутреннюю опору.
Как видите, йога Айенгара подходит всем, независимо от пола, возраста, телосложения и физической подготовки. Результатов может достичь каждый желающий, главное — заниматься регулярно и осознанно.