Если вы интересуетесь духовными практиками, йогой и медитацией, то уже слышали про так называемое «состояние свидетеля». Иногда его называют «Внутренним Наблюдателем» или ощущением присутствия. Достижение самадхи невозможно без освоения этого процесса, поэтому рассмотрим это состояние сознания подробнее и упражнения для его достижения.
Что это такое?
Путь к свидетельствованию самого себя лежит через восьмиступенчатую йогу-сутру Патанджали, древнюю методику совершенствования ума и тела, очищения мыслей и достижения состояния наивысшего блаженства. Человек начинает наблюдать за окружающим миром отстранённо, не испытывая ни чувств, ни эмоций, не вынося оценок происходящим вокруг него событиям. Многие сравнивают эту способность с просмотром телевизионной передачи: ваше внимание направлено на сюжет, но при этом вы понимаете, что у вас нет возможности участвовать в нём.
Достигать и удерживать «Внутреннего Наблюдателя» можно в состоянии «пратьяхары» во время регулярных медитаций. Чтобы научиться этому потребуется время и освоение методик, но контроль над чувствами сделает ваш внутренний психический мир упорядоченным и контролируемым. Это приведёт вас к следующей ступени йоги Патанджали: дхарани, состоянии максимальной концентрации.
Как это работает
Понимать, что такое состояние свидетеля нам поможет эффект от этого состояния разума. Сознание человека становится чистым от образов внешнего мира, отсутствует движение, ощущается вечность и пустота. Все предметы и явления осознаются чётко, но действия человеку становятся не нужны. В йоге такое состояние называют «Вайрагья» – в переводе «иссушение страстей или эмоций», «отрешённость». Достижение вайрагьи имеет специфические признаки:
- эмоции не управляют разумом и личностью, вас ничто не печалит и не радует, душа полностью спокойна;
- вы не чувствуете привязки (в том числе и эмоциональной) к вещам, событиям, воспоминаниям, людям;
- вы чувствуете себя не участником событий, а «зрителем» разыгрываемого спектакля; нет никакого желания вмешиваться в происходящие события;
- появляется впечатление, что происходящие события никак не связаны с вами, как будто абстрактная картинка, которую вы видите в книге или журнале; это означает, что состояние свидетеля достигнуто.
Таким образом, вы стали ещё чуть ближе к «самадхи» – к осознанию своей истинной природы. И только в таком состоянии возможно Бесконечное Существование, Бесконечное Сознание и Вечное Блаженство.
Многие наставники для облегчения достижения «вайрагьи» предлагают освоить йогу-нидру. Эта специфическая техника направлена не только на улучшение режима сна, но и на активацию скрытых творческих резервов сознания. Многое будет зависеть от установки, которую вы будете задавать самому себе перед сновидением, связываясь со своим сознанием напрямую. Можно раскрывать творческий и интеллектуальный потенциал или, наоборот, приказать своему разуму стать спокойным и уравновешенным.
Также можно использовать техники контроля дыхания (пранаямы) с различными интервалами задержки. Такой навык хорошо и просто организует и упорядочивает сознание человека. Чем беспокойней наш разум, тем чаще мы дышим, и наоборот, попробуйте дышать медленнее, постепенно наращивая интервалы между вдохами. Вы сразу заметите, что начинаете успокаиваться, не предпринимая никаких специальных действий для этого. Если проявить настойчивость и задержаться в этом состоянии, то должно появится ощущение присутствия, к которому мы и стремимся.
В чем ценность
Состояние наблюдателя ценно как само по себе, так и в качестве духовного этапа развития личности. Поэтому освоение данной техники является обязательным для личностного роста.
В качестве самостоятельной техники «Внутренний Наблюдатель»:
- даёт возможность для беспристрастного глубокого анализа и оценки событий внешнего мира;
- позволяет привести мысли и эмоциональную сферу в спокойное состояние;
- даёт возможность воссоединиться со своим внутренним «Я» и установить с ним прочную связь;
- помогает в переоценке ценностей, жизненных установок, целей;
- способствует снижению стресса;
- улучшает мышление, память, другие психические функции.
В качестве духовного этапа ощущение присутствия внутреннего свидетеля напрямую связано с этапом пратьяхары и пранаямы (различные способы дыхания во время медитации). Это четвёртая и пятая ступени восьмиступенчатой йоги Патанджали, соответственно невозможно освоить последующую ступень, если вы пропустили одну из них. Состояние наблюдателя как раз является критерием успешности освоения пути истинного йогина. Достижение пранаямы означает полное отрешение от внешних стимулов мира и внутренних раздражителей. Только после этого можно переходить к шестой ступени – дхаране – максимально возможной концентрации на одном объекте. Как вы сами понимаете, пока разум неспокоен и не очищен от эмоций и оценок, такое действие для него невозможно.