Согласно Адвайта-веданта, цель жизни – раскрыть свою истинную природу. Как правило, это называется самореализацией, а для религиозных людей – осознанием Бога. Есть много способов добраться до «пункта назначения». И йога способна помочь найти верную дорогу. Вообразим себе гору, вершина которой и представляет собой духовную цель, в философии индуизма называемой мокшой и обозначающей «освобождение из круговорота рождений и смертей и всех страданий и ограничений материального существования». Теперь представим людей, стоящих по разные стороны горы. Для того, чтобы достичь вершины, каждый из них должен идти в своем направлении. Все люди разные, с разными характерами, темпераментами, типами личности и подходами к жизни, и соответственно каждый должен найти и принять собственный путь к достижению единой цели. Путей также много, как и людей. Все эти пути можно сгруппировать в четыре основные.
Свами Шивананда также говорил, что каждый человек идентифицирует себя с одним из четырех конкретных элементов: интеллектом, сердцем, телом и разумом.
«Бхагавад-гита» выделяет три вида йоги:
Джняна (Гьяна) Йога – Путь мудрости и знания. Достижение цели через познание истины. Джняна-йога подходит философским и интеллектуальным натурам.
Бхакти Йога – Путь любви и преданности. Дорога к «вершине» через познание чистой любви. Бхакти-йога подходит для людей эмоционального типа.
Карма-йога – Путь бескорыстного служения. Самоотверженность действий и полное бескорыстие помогут активным натурам получить желаемое освобождение.
Четвертый путь – это путь самоконтроля и чувства собственного мастерства или Раджа Йога, описанная в «Йога-сутры» Махариши Патанджали – основателя философии йоги. Самореализация происходит через обеспечение совершенного контроля разума.
Рассмотрим подробнее два из указанных направлений: карма-йога и раджа-йога.
Во второй сутре, которая является ключевой сутрой всего текста, Патанджали даёт определение слова «йога» – «योग: चित्त-वृत्ति निरोध». «Йога есть прекращение деятельности сознания» в переводе Е.П. Островской и В.И. Рудного. В изложении Вивекананды оно звучит как «Йога есть удержание материи мысли (Читта) от облечения в различные образы (Вритти)». Хотя я больше склоняюсь к определению «Йога есть обуздание волнений (вритти), присущих уму», т.е. это блокирование посредством медитации типовых проявлений сознания, а не самого сознания.
Раджа-йога базируется на осознании того, что наш ум создает наш мир. Жизнь, со всеми радостями и болью, ощущениями счастья и неудовлетворенности, есть творение нашего ума. Йог, достигший контроля сознания, является истинным хозяином или царем своего мира. Он контролирует свои желания и ощущает абсолютное спокойствие и довольство, которые и составляют истинное счастье. Поэтому часто раджа-йогу называют «царской йогой».
Раджа-йога сравнивает ум с озером. Из-за ветра – внешнего фактора – или под влиянием подводного течения – внутреннего фактора – это озеро становится взволнованным – образуются волны. Точно так же из-за внешних отвлекающих факторов, например сенсорных восприятий, и внутренних отвлекающих факторов, таких как память или бессознательное впечатление, происходят изменения сознания – «мыслительные волны» или вритти в терминологии раджа-йоге. Эти волны мешают найти свое подлинное Я. Только если ум совершенно неподвижен можно определить свою истинную природу.
В практике раджа-йоги существуют восемь ступеней (отсюда и название аштанга-йога), приводящих к абсолютному контролю над сознанием и позволяющих впоследствии обрести желаемую свободу:
- Яма – правила поведения и ограничения;
- Нияма – соблюдение религиозных предписаний и посвящение себя духовным практикам;
- Асана – обретение устойчивости ума и тела посредством физической деятельности;
- Пранаяма – накопление запасов праны или жизненной энергии посредством дыхательных упражнений;
- Пратьяхара – абстрагирование от чувств за счет концентрации ума;
- Дхарана – целенаправленная сосредоточенность ума;
- Дхьяна – медитация, позволяющая достичь однонаправленности ума посредством концентрации на форме, мысли или звуке;
- Самадхи – кульминация медитации и умиротворённое состояние осознания своей истинной природы.
В «Хатха йога Прадипике» говорится о том, что хатха-йога – основа для раджа-йоги. В то же время мысль сводится к тому, что хатха-йога и раджа-йоги являются на самом деле одной йогой, в которой хатха представляет собой подготовительный аспект, а раджа – ее кульминационную стадию.
Если раджа-йога заключается в обуздании «мысленных волн», то в карма-йоге происходит борьба с присущим человеку эгоизмом, который основан, как правило, на духовном невежестве. Идея заключается в практике самоотверженных действий без мысли о корысти или награде. Согласно учению «Бхагавадгиты» в результате таких действий становится возможным обретение «мокши (спасения) или любви к Богу (бхакти)». Это подтверждает и Паттанджали в «Йога-сутрах»: «Практиковать карма – йогу, а также выполнять физическую работу необходимо не потому, что вы нуждаетесь в их результатах, а потому, что они необходимы для вашей духовной жизни».
И действительно, каждая работа или деятельность является в какой-то мере учителем, позволяя получить различные навыки и новый опыт, что способствует саморазвитию и совершенствованию. Через изменение отношения к работе или действиям, не поддаваясь влиянию предубеждений и не руководствуясь симпатиями и антипатиями, развивается способность менять отношение к окружающим вещам, людям и событиям, тем самым влиять на свою карму и даже трансформировать ее.
Карма-йога учит правильному образу жизни, правильному отношению к людям и правильным действиям в любых обстоятельствах. И в это же время она находится в неразрывной связи с другими направлениями йоги, помогая не терять истинную цель жизни.
Работа студентки Московского Университета Йоги Цыпкиной М.А.
Углубить свои знания вы можете на курсах изучения йоги в Московском Университете Йоги.