Целью данной работы является исследование понятия мантра и механизма работы практики мантры, описание ключевых характеристик и понятий по данной теме. Для меня актуальность темы связана с тем, что в начале своей личной практики йоги и медитации, я практически не использовала мантры, но читая классическую литературу по йоге, и попробовав такие практики как ом-медитация (повторение мантры ОМ 108 раз), медитация с использованием мантры Со-Хам, я вижу и чувствую очень большой потенциал техник мантра-медитации для моего личного духовного роста. В настоящее время на тему мантры очень много доступной информации, но ее большая часть кажется популярными спекуляциями на данную тему, далекими от исходного смысла данного слова (чего только стоят множество «секретных» мантр, обещающих богатство, процветание и прочие блага). Поэтому для меня стало интересным и важным детально разобраться в этой теме, понять историю вопроса, нюансы практики, и использовать полученные знания в своей личной практике.
Таким образом, задачами данной курсовой являются:
1. Изучить специальную литературу по рассматриваемой теме.
2. Рассмотреть содержание ключевых понятий (мантра, джапа-медитация).
3. На личном опыте применить практики мантра-йоги и проанализировать данный опыт.
Определение понятия мантра
Согласно определению в философском словаре «мантра (санскр. “стих”, “заклинание”) — первоначально фраза или звук (комбинация звуков) из текстов Вед, обладающие сакрально-очистительным или вдохновляющим действием. Впоследствии индуистская и буддистская традиции стали считать мантрами любые фразы и звукосочетания, наделяемые особыми свойствами».
Другие определения из философских и энциклопедических словарей также сводятся в первую очередь к тому, что мантра – это, прежде всего звук, комбинация звуков или форма речи, обладающая особым действием.
Для людей практикующих мантру и понимающих, что значит это особое воздействие определения мантры гораздо более глубже, так, например, Свами Шивананда пишет, что «в слове мантра слог ман происходит от первого слога санскритского слова “думать”, а тра из трап, что значит “защищать”, освобождать из рабства сансары феноменального мира. Мантра есть божественность. Это божественная сила, проявляющаяся в звуковом теле». Его ученик Свами Вишнудеванда дает следующее определение: «Мантра – это мистическая энергия, заключенная в форму звука». Свами Сатьянанда Сарасвати в комментариях к «Хатха Йога Прадипика» поясняет, что «Мантра — это санскритское слово, составленное из двух корней. Один корень означает «повторение», другой — «свобода». «Повторение и свобода» — вот значение слова «мантра». Мантра — это звук, а звук является аспектом энергии — мощной энергии, которая может воздействовать на ум».
В данных определениях обращает на себя внимание несколько разный перевод с санскрита корней слова мантра, что видимо обусловлено теми смыслами, который каждый практикующийвкладывает в свое определение мантры, а также много-смысловыми значениями санскритских слов. Но при этом все определения едины в том, что мантра — прежде всего энергия и сила звука, которая влияет на человека.
История
История появления мантры объясняется следующим образом: великие мудрецы древности в состоянии глубокой медитации услышали вибрации звука, которые соответствовали проявлениям космического сознания или различным явлениям природы и выразили эти вибрации в форме мантр, позже они были записаны в Ведах. Считается, что у каждой мантр есть свой мудрец, через которого эта мантра стала доступна людям. Таким образом, мантрам придавали большое значение еще на заре ведического периода, и мантра «ОМ» со времен Яджурведы приобрела «универсальный престиж: ее отождествляли с Брахманом, Ведами, со всеми великими богами; Патанджали (I, 27) утверждал, что она выражает сущность Ишвары»8. В тантре и йоге мантра стала считаться одним их средств, ведущих к спасению. По мнению Мирче Элиаде популярность и «обреченность на успех» этого метода объясняется, прежде всего, той видимой легкостью, с которой спасение может быть обретено просто путем повторения мантр. Хотя при более детальном рассмотрении становится очевидным, что легкость действительно лишь видимая и для обретения спасения путь повторения мантры необходимо выполнение множества условий и долгая регулярная практика.
Характеристики и виды мантры
Каждая мантра состоит из комбинации звуков, имеющих своим источником 50 букв санскритского алфавита. При этом по значению или смыслу выделяют несколько видов мантр:
1. Сагуна-мантры: мантра того или иного божества, как правило, содержит имя Бога и используется практикующими для того, чтобы Бог проявился в них. Такая мантра при повторении за счет звуковых вибраций может стимулировать пробуждение формы божества, мантра как бы сама является божеством. Поэтому мантру нужно повторять правильно, уделяя внимание слогам и ритму. Переведенная, она перестает быть мантрой, поскольку вновь образованные после перевода звуковые вибрации больше не соответствуют божеству и не могут пробудить его.
У сагуна-мантры есть шесть обязательных составляющих:
есть мудрец (риши), который передал эту мантру другим, он — пророк этой мантры (например, мудрец Вишвамитра — риши Гаятри-мантры)
мантра написана стихотворным размером
существует божество-покровитель мантры — главенствующее божество
у нее есть биджа (семя), оно придает мантре особую силу, это — суть мантры
она обладает динамический силой, энергией
она имеет килаку (колышек, клин, пробку), который запирает чистое сознание, скрытое в мантре – как только пробка устранена с помощью постоянного длительного повторения, проявляется чистое сознание и практикующий обретает видение своего божества.
2. Ниргуна-мантры: в отличие от сагуна-мантр, ниргуна-мантры не имеют формы. Нет ни божеств, ни персонализированных аспектов Бога, которые нужно пробуждать. Считается, что эти мантры существуют для тех практиков, которые не привержены определенному божеству и воспринимают вселенную как единую энергию. Такая абстрактная мантра создает вибрацию, в которой медитирующий отождествляется со всем Космосом, с Вселенной, Высшим сознанием.
Пример абстрактной мантры:
СоХам
Я – то, что я есть.
Тат Твам Аси
То есть Ты.
«То» – это вечный Брахман, а «ты» – это медитирующий. Тат Твам Аси – одно из величайших ведантистских утверждений, заявляющих о тождестве индивидуума и Брахмана, абсолютной основы творения1.
3. Биджа-мантры: биджа-мантры или мантры с семенем являются односложными мантрами и не имеют конкретного значения. Кроме мантры Ом это такие мантры, как Клим, Айм, Хрим, Шрим и т.д. Считается, что такие односложные мантры предназначены для более быстрого очищения ума. Они действуют непосредственно на нади (энергетические каналы), они вибрируют в чакрах (энергетические центры) — каждой чакре соответствует своя биджа-мантра: муладхара – Лам, свадхистана – Вам, манипура – Рам, анахата – Ям, вишудха – Нам, аджна – Ом, сахасрара – АУМ. Биджа-мантры действуют подобно массажу на тонком уровне, устраняя блоки и позволяя энергии двигаться свободнее.
Существует также классификация мантр по истории происхождения:
Ведические: написаны на языке Вед, требуют долгого начитывания для начала действия, всегда начинаются с ОМ.
Пуранические: используются имена божеств, в практике применяется также изображение божества, начинаются с Ом и далее имя божества.
Тантрические: состоят из множества биджа-мантр, считаются достаточно сложными.
Медитативное повторение мантр называют Джапа, Джапа-медитация или Мантра йога, Мантра-медитация. Она может быть индивидуальной или групповой. Групповая мантра-медитация называется киртан.
Рекомендации для практики
Для практики мантра-медитации даются следующие рекомендации:
Время и продолжительность: лучшим временем для джапы считается брахмамутра (с 4 до 6 утра). Конечно, если нет возможности практиковать в данное время, то можно делать это и в любое другое удобное время. Главное в практике мантра-йоги — регулярность — то есть ежедневная практика и продолжительность. Начинать можно с 15-20 минут ежедневно и постепенно увеличивать время практики. Можно также использовать любое свободное время в течение дня для произнесения мантры в уме, особенно это рекомендуется при работе руками, когда ум не занят.
Поза: здесь рекомендации такие же, как и при выборе позы для медитации — любая удобная поза в положении сидя с прямой спиной, в которой можно комфортно находиться продолжительное время (сиддхасана, сукхасана, подмасана, ваджрасана). По возможности лучше сесть лицом на север или восток.
Место: традиционно считается, что лучшие места для джапы – это места паломничества, места на берегу священных рек, побережье моря, любое другое место на природе. Святые места усиливают эффект мантры. Но если невозможно найти такое место, то можно практиковать и дома.
Перед практикой рекомендуется омыть все тело или как минимум ладони, ступни и лицо.
В мантра-медитации рекомендуется использовать джапа-малу: четки из 108 бусин. Использование малы помогает усилить концентрацию и сохранить бдительность. Малу необходимо перебирать лишь средним и большим пальцами правой руки, указательный палец не используется. Руку необходимо держать у сердца, не опускать ниже пупка, также лучше прикрыть ее чистым платком или тканью, чтобы мала была не видна практикующему или посторонним. Перебирая четки, не переходят через Меру (большую разделительную бусину) малы – дойдя до нее нужно развернуть четки в обратную сторону.
Практика: важно четкое произношение мантры — без ошибок. Говорить нужно не слишком быстро, но и не медленно. «Не совершайте джапу торопливо, подобно наемному работнику, который торопливо пытается закончить свою работу. Творите ее медленно, с бхавой, однонаправленностью ума и безраздельной преданностью»3. Спустя некоторое время после начала практики ум может начать блуждать и может клонить в сон, или будут отвлекать посторонние мысли. Здесь может помочь следующая рекомендация: повторять какое-то время мантру вслух, затем – шепотом, потом – в уме. Это называется манасика-джапа (джапа в уме), упам-су-джапа (бормотание) и вайкхари-джапа (громкая, слышимая). Или же наоборот можно начать с мантры про себя, а при потере концентрации переключиться на мантру вслух или увеличить скорость произнесения. Можно также концентрироваться на сердечном лотосе (анахата-чакра), либо на пространстве между бровями (аджна-чакра). Рекомендуются соединить мантру с дыханием. Когда джапа закончена, не нужно сразу же немедленно приступать к повседневным делам. Необходимо посидеть еще несколько минут в тишине, осознать свое состояние, сделать несколько глубоких вдохов и выдохов и только затем закончить практику.
Выбор мантры: традиционно считается, что мантра должна быть передана от Учителя к ученику, так как именно инициация дает энергию для активации мантры. Согласно Свами Шивананда «посвящение в божественное имя, торжественная мантра-дикша — это один из святейших и наиболее значимый из священных ритуалов в духовной жизни. Получить гуру-мантру от осознавшего Бога святого и сат-гуру – это редчайшая из удач и наиболее ценное из божественных благословений, которые только могут быть посланы человеку»3. Понятно, что в современных условиях жизни не каждый практикующий может получить такое посвящение, но это не означает, что невозможно практиковать мантра-йогу. Для практики можно выбрать любую мантру, которая кажется подходящей практикующему и созвучна его внутреннему настрою на практику. Но важно, выбрав мантру практиковать ее продолжительное время, не меняя. Для начала рекомендуется выбирать более короткую мантру, так проще концентрироваться и произносить мантру корректно без ошибок. Лучше всего выбрать мантру ОМ, так как она считается универсальной. Если же выбирать сложную мантру, то необходимо найти человека, который поможет отстроить правильное произношение мантры (это может быть учитель санскрита, учитель йоги).
Эффект и воздействие
Известно, что каждое слово обладает силой: определенные слова могут вызвать образы или ассоциации в нашем сознании, другие слова могут вызывать сильные эмоции и чувства, слова могут заставить плакать или смеяться, побуждать нас к действию или же вызвать покой и умиротворение. Слова великих произведений литературы действуют на миллионы людей спустя сотни и тысячи лет. Профессиональные психологи, гипнотизеры или ораторы могут также особым образом воздействовать на людей посредством слова. Все это доказывает, что слово является носителем энергии и силы, воздействующей на сознание человека. Когда слова произносятся с сильным чувством и смыслом, то звуки слов производят особую вибрацию. Так и каждая мантра в своих вибрациях заключает определенную силу. В мантре концентрируется энергия сверхсознания и когда практикующий повторяет мантру, то эта энергия одухотворяет его сознание, обычные слова лишены такой энергии.
Мантра усиливает концентрацию внимания. Повторение мантры задерживает мысленный поток, направленный к объектам чувств. Это усиливает сосредоточение ума на познании истинного “Я”. Мантра успокаивает ум, наполняет его чистотой, делает разум сильным, улучшает память.
Каждое совершенное нами действие имеет определенное последствие, и оно оставляет отпечаток в сознании. В нашем подсознании хранится много отпечатков и впечатлений (то, что в йоге называют самскары). Они определяют наше поведение и деятельность ума. Впечатления и отпечатки могут быть положительными или негативными. Они определяют характер человека.
Если человек постоянно повторяет мантру, его ум наполняется чистыми мыслями, так как повторение мантры увеличивает хорошие мысли. “Человек становится тем, о чем он думает”, – это психологический закон. В уме человека, медитирующего на светлое и чистое, развивается склонность к добру, благости, мудрости и чистоте. Благодаря хорошим мыслям, ум человека преобразуется. Когда действие повторяется очень часто, впечатления усиливаются, и в уме образуются соответствующие привычки – получается, что тот, кто постоянно сосредотачивается на возвышенном через мантру, становится возвышенным. Свами Шивананда говорит об этом так: «повторение мантры стирает с зеркала ума пыль: похоть, гнев, жадность и т. д. Подобно тому, как отражательная способность зеркала проявляется, если убран покрывавший его слой пыли, ум, из которого удалена грязь, обретает способность отражать высокую духовную истину. Как мыло очищает ткань от загрязнений, так и мантра является духовным мылом, чистящим ум»3.
В древнем тантрическом тексте «Нарада-панчаратра» говорится: «Повторение мантры приносит умиротворение, блаженство и процветание. Нет никаких сомнений в этом»7. На физическом уровне мантра приводит к концентрации внимания, уменьшает стрессовые состояния, увеличивает жизненную силу, сокращает продолжительность сна, улучшает работоспособность, память, и наполняет жизнь спокойствием и гармонией. На духовном уровне мантра ведет к просветлению и связи с высшим сознанием – и для духовной практики, это, безусловно, высшие цели мантра-медитации.
При этом в Ведах также встречаются и мантры более «прикладного» характера – помогающие при отправлении, хронических болезнях, при бесплодии и т.д. И в настоящее время также мантры могут использовать в лечении, что широко применяется в Китае, Индии и Тибете, где считается, что появлению болезни предшествует некоторая форма тонкого энергетического нарушения. Лечение мантрами использует энергию звука как средство устранения этого нарушения, излечения первопричины, а не занимается работой с одними только симптомами. Через дыхание и потоки энергии, развивающиеся в теле при произнесении мантры, восстанавливаются равновесие расстроенных энергий и энергетические нарушения. О таком эффекте мантры говорил также и Свами Шиванада, который имел классическое медицинское образование: «мантры проникают в физическое и астральное тела пациентов и устраняют причины страданий. Они наполняют клетки чистой саттвой, божественной энергией. Они убивают микробы и оживляют клетки и ткани. Они – лучшие, сильнейшие антисептики и бактерициды»3.
Свами Шивананада также считает джапа-медитацю одним их самых эффективных средств духовной практики в наше время, так как «в кали-югу, когда умы людей стали весьма склонны отвлекаться, невозможны ни медитация, ни прославление, ни приношение жертв»3, тогда как мантра-медитация является доступным средством для всех независимо от возраста, пола и вероисповедания.
Мантра Ом
В любом тексте по мантрам отдельное внимание уделяется описанию мантры ОМ. Считается, что мантра Ом заключается в себе вибрацию создания Вселенной, является звуком первоосновы, и самой главной мантрой. Согласно Ведам и Библии зерно, из которого происходит грубое проявление материальной вселенной, представляет собой форму вечного звука. Ом состоит из 3х букв – А – У – М, что означает три состояния сознания, все сущее: А – это бодрствующее состояние, У – это состояние дремоты, М – это состояние сна. Производными ОМ являются аминь в христианстве и ахмин в исламе. Благодаря своей универсальности ОМ может использоваться каждым практикующим, указание на это встречается также и в Йога сутрах: «Следует повторять его {Ом), медитировать (на него) и осознавать (его значение)».
Личный опыт и вывод
Много лет назад в начале моей практики йоги мне непросто было принять и понять работу с мантрами, и сейчас я нередко бываю свидетелем такого же скептического отношения к мантрам на примере пропевания мантры ОМ в начале или в конце групповых занятий хатха-йогой, и это вполне естественно, потому что понять, как работает мантра невозможно на уровне рационального мышления современного человека, для этого недостаточно лишь интеллектуального знания. Спустя годы, когда логика и рациональность были навсегда забыты в отношениях с йогой, и я вновь попробовала работать с мантрами, я осознала на очень глубоком уровне, что мантры – это очень мощный инструмент духовной практики, потому что работая с мантрой мы не просто произносим слова, мы включаем наше сердце и сознание, мы пропускаем мантру через себя. Иногда мантры настолько сильны, что меняют пространство снаружи – из места, где часто читают мантры, не хочется уходить. Мантры меняют нас изнутри, разжигая внутренний огонь, и наполняют нас энергией. И это очень важный опыт на пути духовной практики, не зря согласно «Хатха Йога Прадипика» джапа считается одной из ниям, то есть принципом, которое необходимо соблюдать на пути к вышей цели йоги.
Работа студентки Московского Университета Йоги Любови Борисовой
Углубить свои знания о йоге вы можете на Годовом курсе изучения йоги или курсе подготовки профессиональных преподавателей йоги