Что такое йога? Откуда пришла к нам эта древняя практика и есть ли точное определение понятию “Йога”? Разбираемся в этом материале.
Первое упоминание о йоге приводится в Ригведе – первой и древнейшей из четырех вед, и применяется в смысловом значении «упряжка», «упражнение», «обуздание», «соединение», «единение», «связь», «гармония», «союз».
В Хатхе Упанишаде, древнем тексте, составленным между 300 и 400 гг. до н. э., йога определяется как твердое владение органами восприятия. Тело сравнивается с колесницей, чувства с конями, а ум с поводьями. Разум является возничим, а душа — хозяином, который едет на своей колеснице. Если с колесницей, лошадьми, упряжью или возницей что-то не в порядке, то страдать от этого будут не только колесница и возничий, но и сам хозяин колесницы.
В «Йога-сутрах» Патанжали описывается Раджа-йога, или йога управления умом. Патанжали даёт определение слова йога во второй сутре, которая является ключевой сутрой всего текста:
yogaś citta-vṛtti-nirodhaḥ (Йога — обуздание волнений, присущих уму).
Вивекананда переводит сутру как «Йога заключается в недозволении уму (читта) принимать различные формы (вритти)».
Согласно Паранджами, йога — это контроль изменений модификаций ума. Йога — это древнее искусство, основанное на знании о теле, уме и душе. Со временем ее продолжительная практика приводит йога к чувству умиротворения и ощущению своего единства со всем, что его окружает. Цель йоги заключается в устранении хаоса противоречивых мыслей и импульсов. Наш эгоизм порождает предубеждения, склонности и различные отклонения, такие как болезни, лень, сомнение, безразличие, жажда чувственных удовольствий и т. д., которые ведут нас к неизбежным страданиям. Йога позволяет избавиться от всех этих недостатков и дисциплинировать ум.
«Бхагавадгита» описывает йогу как контроль ума, искусство деятельности, осознание высшей природы души (атмы) и трансцендентности верховного божества (Бхагавана). Кришна учит, корнем всех страданий является возбуждённый эгоистическими желаниями ум. Единственным способом остановить пламя желаний является контроль ума посредством самодисциплины с одновременным вовлечением в возвышенную духовную деятельность. Воздержание от деятельности, однако, считается таким же нежелательным, как и чрезмерное вовлечение в неё. Согласно «Бхагавад-гите», высшей целью является освобождение ума и разума от материальной деятельности и их сосредоточение на духовном уровне через посвящение всех действий Богу.
Таким образом, согласно историческим первоисточникам, йога представляет собой науку и средства для обуздания человеком своего разнонаправленного мировидения, мироощущения и самоосознания (чаще достаточно или абсолютно эгоистически направленных) в целях направления себя по нужному вектору своего существования. Йога как путь к осознанию себя, пониманию собственной сути и назначения своего существования.
В философском смысле йога — это единение индивидуального «я» (души или дживатмы) со вселенским «Я» (Сверхдуши или Параматмы). Результатом этого единения становится чистое и совершенное сознание, в котором не существует чувства «я».
Свами Шивананда определяет йогу как единение, осознание единства. Древнюю философско-практическую систему целенаправленного совершенствования и расширения человеческого сознания вплоть до практического постижения им сущности мира, его устройства и абсолютного единства мирового бытия. В основе совершенствования высших аспектов сознания согласно йогическим концепциям обязательно должно лежать гармоничное развитие всех низших – «инструментальных» – составляющих человеческого существа – «плотного» (органического) и «тонкого» (энергетического) тел, низшего – логического – разума, или интеллекта, эмоциональной сферы, интуитивного разума и т.д.
В своей книге «Древние тантрические техники йоги и крии» Свами Сатьянанда Сарасвати пишет, что йога – это не древний миф, преданный забвению. Это самое ценное наследие настоящего. Это насущная потребность сегодняшнего дня и завтрашней культуры. Йога представляет собой трансцендентный внутренний путь к совершенному единству и гармонии, является средством развития нового и более простого взгляда на жизнь и ее кажущиеся сложности, приводит к соединению тела, ума и сознания.
Шри К. Паттабхи Джойс в книге «Йога-Мала» определяет йогу в значении упайя, что означает путь, которому мы следуем или посредством которого можем чего-то достичь. «Ум жаждет постичь высшее. Как рыцарь ищет короля, которому он может служить, как ученик ищет наилучшего Гуру, как женщина ищет идеального мужа, так человеческий ум стремится найти Единую Сущность. Рыцарь, который добродетелью и праведными деяниями завоевывает сердце и благословение своего господина, и сам воистину обретает королевский характер. Ученик, который праведностью и силой ума завоевывает сердце своего Гуру, становится одним целым с Гуру. Праведная жена, преданная своему мужу, становится едина со своим мужем. Так и ум, который осознает себя как часть Сущности или стремится к Сущности, не сможет существовать отдельно от Сущности. Таким образом, йога — это путь, с помощью которого ум может поместить себя в Сущность».
Таким образом, йога — это внутренний опыт, сводящий в единое целое тело, чувства, ум и разум с глубинным внутренним «Я». Самый древний и наиболее основательно разработанный в философско-космогоническом и практическом отношениях метод осознанного гармоничного самосовершенствования человека. Она начинает с того, что возвращает человеку полноту самоконтроля — столь редкую в наше время способность сознательно управлять своей собственной волей и личной силой. Тем самым восстанавливается естественное состояние внутреннего равновесия и покоя, не зависящее от внешних обстоятельств.
Работу выполнила студентка Московского Университета Йоги Любовь Езова.
Узнать больше о древней практике вы можете на курсах изучения йоги и курсах подготовки профессиональных преподавателей йоги.