Я твердо убеждена, что не существует единой идеальной системы питания для всех. Ну хотя бы изтого факта, что традиционные системы питания, как правило, очень привязаны к особенностям климата тех стран, в которых они создавались. Они про то, какая пища в принципе там в ходу, при какой температуре какая пища лучше\\хуже сохраняется, следовательно, будет чаще\\реже использоваться из чисто гигиенических соображений, а это в свою очередь опосредует, какой ферментный состав крови у жителей за века наработался и что в связи с этим они могут переваривать в кишечнике, а что нет, что для них будет ядом, так как при отсутствии необходимых ферментов для переработки, эти продукты будут просто гнить и отравлять организм.
Так что, что хорошо индусу, плохо удмурту. Кстати, есть такая система, где по крови определяют состав ферментов и назначают диету из полезных продуктов и исключают те, которые, как яды, не перевариваются.
Тем не менее, есть какие-то общие, зарекомендовавшие себя принципы здорового питания:
– Легко усвояемая пища
– Простая по составу пища
– Небольшие порции
– Во время приема пищи не должно выпиваться много воды, лучше до за минут 20-30
– Минимальная термическая обработка продуктов
– Живая пища, несущая энергию, а не химическая, мертвая для изъятия из нее жизненнойсилы
– Сезонная желательно(касательно овощей и фруктов)
– Обращать внимание , как на сознание и самочувствие воздействует пища: баластовая,утомляет или прибавляет силы и состояние умеренного удовлетворения вызывает или перевозбуждает, агрессию в настрой добавляет.
Йоги считают еще помимо саттвичности, простоты, наполненности праной и минимальной термической обработки пища должна еще и облегчать, утончать прану, сознание.
Я к этому пока иронически отношусь (может из-за отсутствия соответствующего опыта), считаю, что когда у тебя внутри гниет мясо или рыба (поскольку этот продукт плохо вообще сохраняется в Индии), особеннов некоторых ее областях, то о какой концентрации на просветлении своего сознания может идтиречь? Хотя сам по себе отказ от приема в пищу мяса и рыбы не способен привести кпросветлению.
Мне повезло, у меня хороший очень контакт со своим организмом, так сказать развитоесоматическое сознание, когда прямо изнутри, нутром, так сказать, чувствую, что мне хорошо, а что плохо, что хочется, а что нет, при чем это может быть как процесс прислушивания к себе иславливания сигналов, а может просто автоматический интуитивный позыв к той или иной пищесейчас.
Я могу есть необходимый мне продукт неделю подряд, а потом , «как отрежет». Я пробовала заставлять себя есть очень полезные продукты, но на которые внутреннего согласия не возникало, так вообще совсем противоположный эффект – не переваривается, газообразование, мутное сознание, ригидность.
Правда, так было не всегда, поначалу у меня были постоянные проблемы с пищеварением еще с детства, приходилось постоянно прислушиваться к симптомам,ощущениям – это, думаю, и развило некий навык сейчас слушать и слышать себя, ну а когда налаживаешь контакт с собой, то все как-то гармонизируется и успокаивается. Правда, вот именно стрессы и непростые эмоциональные переживания, когда буквально «не в себе» от происходящего, мое пищеварение тоже разбалансируется, поскольку спокойствие и присутствие в себе затруднено.
В целом, если размышлять над йогическими принципами питания, то здесь для меня главными являются принципы разумности, баланса и медитативности. Разумно – значит не переедать, даже если полезно, и не есть только потому, что все говорят, что это обходимо – исходить из чувства себя. Баланс – разнообразно питаться, привнося разные полезные вещества в организм. Медитативность – есть осознавая сам процесс принятия пищи и акцент на вкусах. Это очень успокаивает ум и можно находиться в реальных ощущениях потребностях организма, а не в идеях от ума на предмет, сколько еще и чего съесть. Это такое самоподдерживающее, самодостаточное, саморегулируемое состояние йоги! К нему и стремлюсь.
Работа студентки Московского Университета Йоги Чумаковой Анны
Углубить свои знания вы можете на курсах изучения йоги в Московском Университете Йоги.