В традиционном смысле йога – это продукт религиозно-философской системы индуизма и буддизма, метод самопознания, психопрактика. Это наработки и прозрения сотен и тысяч искателей духа, истины и смысла бытия. Это бесценное сокровище, тысячелетиями выкристализовывавшееся в храмах, келиях, ашрамах и пещерах аскетов. Чтобы найти эти волшебные ключи к телу и сознанию человека, йоги прошлого были вынуждены уходить от мира в уединение. Только там, в тишине и сосредоточении могло проявится великое знание о законах жизни на земле и в космосе, о смысле воплощения человека, о его возможностях и ограничениях. Прозревая то, к изучению чего западная наука только начинает приближаться, великие йоги древности описывали это поэтическим языком в священных писаниях и трактатах. Конечно же они делали это на понятном современникам языке и в присущих тому времени терминах и образах. В иносказательной форме описывались свойства и уровни человеческой психики, сознания. Боги индуизма – это по сути архетипы и уровни человеческого сознания. Религия в древние времена выполняла примерно ту же функцию, что и психология и психотерапия современности – налаживание связи сознания с личным и коллективным бессознательным и за счет этого снятие напряжения с психики, процесс интеграции всех уровней личности – и сознательных и бессознательных.
В результате развития научно-технического прогресса в сознании западного человека произошел раскол: он либо отрицает религиозный подход к изучению человека и берет на вооружение только научный, либо наоборот, отбрасывает науку и ударяется в махровое средневековье и сектанство. Ни тот, ни другой подход не несет всей истины. И такому человеку сложно воспринять всю полноту и все возможности, которые открывает перед нами йога. Поэтому, на мой взгляд, не оправдан ни уход в жесткую изоляцию от социума и использование йоги в качестве ухода от реальности, ни использование её исключительно как гимнастики для тела. Это было как в известной шутке забиванием гвоздей микроскопом.
В современном мире с его бешенным ритмом и массой соблазнов, способных свести с ума, йога является бесценным инструментом по стабилизации и упорядочиванию человеческой жизни и психики. Бесконечное разнообразие практик и техник йоги способны воспитать и развить массу качеств, которые нужны современному человеку, чтобы действовать максимально эффективно и реализовать весь свой потенциал. Асаны и пранаяма – прекрасный способ сохранить здоровье и держать в форме физическое тело. Тратака (концентрация на объекте) поможет научиться концентрироваться на задачах. Практика пратьяхары может помочь оградить психику и мозг человека от нескончаемого потока мусорной информации, навязываемой СМИ и рекламными компаниями. Медитация успокоит ум, наладит связь с бессознательным.
Однако, Карл Густав Юнг писал в своем труде «Йога и Запад»: «Техника йоги применима исключительно к сознательным уму и воле. Такое предприятие обещает успех лишь в том случае, если бессознательное не обладает заслуживающим внимания потенциалом; иначе говоря, если в нем не содержится значительная часть личности. В противном случае сознательные усилия останутся тщетными. Все судороги ума породят карикатуру или вызовут прямую противоположность желаемому результату.»
Рискну не согласиться с признанным гуру психотерапии. На мой взгляд, йога работает и с бессознательным тоже. Та же йога-нидра. Правда, это наработка уже современная. Поэтому, на мой взгляд, современный преподаватель йоги должен также владеть информацией и основными техниками западной психотерапии, чтобы эффективно работать с таким тонким механизмом как психика человека.
И вообще, я считаю, что мы живем в уникальное время, когда есть доступ к огромному количеству ранее недоступной информации. И наша задача – используя наработки древних мудрецов и современных ученых, синтезировать нечто более объемное и многогранное, чтобы максимально облегчить жизнь человека и дать ему новые смыслы, направления и возможности развития.
Эссэ студентки Московского Университета Йоги Мельничук Ольги