Фрагмент лекции курса для преподавателей
Чтобы разобраться в исследуемой теме, дадим сначала определения.
Адвайта – воззрение, основным постулатом которого является утверждение, что реальность едина. За всеми явлениями, феноменами мира стоит единая и неделимая субстанция, единое космическое сознание, Абсолют (Брахман).
Исходя из этого можно дать следующее определение:
Адвайта-веданта («не-двойственная веданта») – это индийская философская система, наиболее известная разновидность веданты, придерживающаяся недуализма (недвойственности). Истоками являются воззрения мудрецов, изложенные в Упанишадах, философски осмысленные и развитые Гаудападой и Шанкарой. Ряд индологов считает веданту Шанкары естественной, логичной и наиболее точной трактовкой Упанишад.
Джняна-йога («путь познания») – один из четырех основных видов йоги в философии индуизма. Вид йоги, который ведёт человека к истине посредством изменения его знаний, относящихся к самому себе и окружающему миру. Это йога людей интеллектуального пути, йога мудрости, йога обретения духовного знания, путь исследования, путь к интуитивному знанию, а не интеллектуальному. Она освобождает человеческий ум от оков иллюзорной концепции мира, направляет его к истинному знанию, демонстрирует основные законы вселенной.
Основные концепты адвайта-веданты:
Идея Атмана, Брахмана и их единство. Обнаружив Атмана внутри себя, мы познаём и Брахмана. Атман – «сам», «самость», Я – дух, подлинное Я, дыхание (в Ригведе). Познание Атмана – познание себя, не эмпирического Я, а глубинного Я. Брахман – абсолютная, высшая реальность, надличностный абсолют, душа мира, первооснова вещей и феноменов.
«Ты есть То».
«Я есть Брахман».
«Я не есть моё тело, мои чувства, мои эмоции».
Цель практики веданты и джняна-йоги Упанишад – реализация тождества Атмана и Брахмана.
Чуть более тысячи лет назад, после засилья в Индии буддизма, великий брахман и санньясин Шанкара (Адишанкарачарья, 788-820 гг. н.э.) начал активно возрождать и проповедовать адвайта-веданту. К этому времени она превратилась в некое элитарное, закрытое учение, доступное лишь группам интеллектуалов из санньясинской среды. Шанкара активно путешествовал по Индии, дискутировал с буддийскими учёными-монахами, решительно отвергая при этом буддизм.
«Хоть буддизм и похож на адвайта-веданту – он отвергает авторитет и свидетельство Вед. А апелляция к своему опыту – «я просветлен», не является праманой, достоверным свидетельством». Шанкара способствовал тому, что многие последователи буддизма стали отходить от него и возвращаться в религию брахманов.
Вся суть философии адвайта-веданты содержится в стихе Шанкары «ожерелье потока познания Брахмана»: «Брахман истина, мир – иллюзия. Живая душа воистину Брахман, а не иное. Это ведомо нам из истинных писаний. Так говорит (трезвонит, настойчиво напоминает) веданта».
По классической адвайта-веданте Шанкары существует 15 ступеней раджа-йоги.
Из текста Шанкары «Незаочное постижение» к ним относятся: яма (чего стоит придерживаться, а именно идеи «всё есть Брахман»), нияма и тьяга (освобождение), мауна (молчание), деша и кала, асана (положение, в котором хорошо думать о Брахмане) и мулабандха (равновесие членов), дехасамья и дрикстхити, прана-самьяна (движение мысли о Брахмане, а не дыхательные упражнения), а также пратьяхара и дхарана (удержание рассудка, внимания на Брахмане), атмадхьяна и самадхи.
И последний стих этого текста – «Эти шаги раджа-йогой зовутся. А те, кто ещё не созрел, с хатха-йогой её сочетают». Внешней, постуральной йоги, в классической адвайта-веданте мало и отношение к ней было как к чему-то вспомогательному. Обширного арсенала различных асан и крий в ней нет. Достаточно принять устойчивое положение тела, чтобы можно было сидеть и часами медитировать.
Мир и место человека в нём с точки зрения учения Упанишад и веданты
Если представить весь мир как океан – это всё есть Брахман, абсолютная реальность, Бог-абсолют. А тот Брахман, который укладывается в наше представление, когда мы начинаем мыслить о нём как о сверхразумном существе, божестве, господе – называется термином Ишвара, повелитель. Ишвара – это не весь Брахман, а преломление идеи Брахмана в уме человека. Т.о. сам Брахман больше, чем понятие Бог.
Адвайта-веданта признаёт эту идею (наличие Брахмана и Ишвары), но считает, что идея Ишвары – временная уступка непросветлённому сознанию. Когда сознание станет просветлённым, человек понимает, что нет никакого Ишвары помимо единого Брахмана. Далее, человек вырывается из этого океана сознания, единого безбрежного Брахмана, благодаря авидье (невежеству), которая во взаимосвязи с желаниями засасывает его в Мир, в круговорот, поток сансары. И человек начинает проходить на земле 4 стадии жизни (ашрамы) – брахмачарья (жизнь ученика), грихастха (как домохозяин, семейная жизнь, социальная реализация), винапрастха (уход от дел, «лесное обитание», медитация и молитвы) и санньяса (жизнь в отречении, как аскет, странник, подвижник, монах).
Вторую и третью стадию можно «пропустить». В течение жизни человек выполняет различные практики – бхакти (благочестивая, эмоционально окрашенная вера в божество и почитание его – пение гимнов, молитв, поклонение), дхьяна (она же раджа-йога, аштанга-йога – разного рода медитативные, созерцательные практики), карма (послушание, делать дела не ради себя самого, а потому что сказал наставник, посвящая их общине с целью изжить эгоистическую мотивированность).
С точки зрения адвайта-ведантизма, эти три практики не ведут непосредственно к просветлению, освобождению, а только подводят к нему. А к уровню просветления и реализации выводит только джняна-йога. Но джняна-йога это не просто интеллектуальное знание, а знание, которое сочетает черты интеллектуального, над-интеллектуального и интуитивного знания. А конечная цель всего – реализовать, что «Я не есть Атман, это тело, эти чувства, этот ум, которые порождены майей. Я есть безграничное космическое сознание, Брахман». И проснуться от сна, от майи (иллюзии, видимости).
Майя – это определённая энергия, которая скрывает от нас единство всего сущего и истинную природу вещей. Именно она не позволяет нам видеть вещи такими, какие они есть. Удалить покров майи, вырваться из круговорота рождения и смертей – это и есть мокша, освобождение (т.н. нирвана в буддизме).
Т.о., в адвайта-веданте совершенством джняна-йоги является осознание единства индивида, Атмана с Брахманом. В адвайте джняна-йога выступает как первичный путь к достижению мокши. Это путь самоосознания, на котором индивид с помощью своего ума отличает реальность от иллюзии и осознаёт своё тождество с Брахманом. Полностью осознав это, индивид достигает стадии мокши.
Этапы пути самореализации в джняна-йоге по адвайта-веданте:
- Шравана – «слушание». В правильном месте, от правильных наставников, с правильным намерением. Изучение веданты под руководством учителя, в изложении наставников. Восприятие теории ведантистского учения.
- Манана – анализирование, обдумывание изученного, раскладывание по полочкам всей полученной информации. Усвоение наставлений и размышления об истинах веданты до полного устранения из ума каких-либо сомнений в истинности слов риши и формирования полной убеждённости.
- Нидидхьясана – переход к незаочному рассуждению, переход от умственного размышления об истинах веданты к их медитативному переживанию. Размышления над истиной «Я – Брахман» и другими священными формулами Упанишад. Начинается с концентрированного размышления, до исчезновения всех мыслей. Если происходит проблеск, пробуждения, то происходит переход на четвёртый уровень.
- Атманубхава/ анубхути – опыт пребывания «в себе», реализация себя. Постижение себя как единого Брахмана.
Чтобы это всё получилось, нужны квалификационные качества – адхикары. Они перечисляются в Брихадараньяка упанишаде:
- Вивека-джняна – способность различать между вечным и приходящим, между Атманом и не-Атманом, умение отделять от Атмана то, что им не является. Т.е. способность отделять атрибуты опыта от себя, от Атмана.
- Вайрагья – бесстрастие, как результат вивеки, равновесие. Умея различать, ты можешь практиковать бесстрастность, избегая крайностей – рага (страстная привязанность к чему-то и зависимость) и двеша (отвращение). В наставлениях мудрецов веданты говорится, что «истинный мудрец не видит разницы между куском глины и куском золота, он одинаково смотрит на них. Он одинаково выслушивает и похвалу, и оскорбления».
- Шесть добродетельных качеств для практики – умиротворённость (спокойствие ума), контроль, отстранённость, терпение, концентрация (сосредоточение), вера (не религиозная, а вера в себя и действенность пути – непоколебимая уверенность).
- Устремлённость на мокшу, освобождение.
В современном мире можно выделить несколько интересных методов «работы» в джняна-йоге.
Самый известный метод называется «нети-нети». Переводится с санскрита как «не то, не то».
Во время практики этого метода ученик задается вопросами, при ответах на которые понимает, чем он является. Вопросы при этом достаточно просты, но обладают глубинным философским смыслом: «Я – есть тело?», «Я – есть разум?», «Я – есть чувства?» и другие.
Получая собственные ответы на эти вопросы, человек приходит к тому, что он – это нечто намного большее, чем просто тело, сознание, ощущения и так далее. Таким образом, прорабатывая вопросы о том, кем он является, человек приближается к постижению своей сущности.
Вторым методом является отстраненное наблюдение. Во время практики человек равнодушно вглядывается внутрь себя. При таком способе нужно обладать хорошей концентрацией внимания и уметь глубоко погружаться внутрь себя.
Фрагмент лекции курса для преподавателей