Если вы только начали практиковать йогу и не хотите ограничивать практику только занятиями асанами, а намерены расширять свое понимание йоги, то советую прочитать книгу «Сердце йоги» Дешикачара. Книга написана Тирумалай Кришнамачарья Венката Дешикачаром (1938-2016 гг.), более известным как Т. К. В. Дешикачар, сыном и учеником Тирумалая Кришнамачарьи, одного из тех учителей, который, можно сказать, подарил нам современную йогу.
В своей книге Дешикачар пишет: «Суть учения моего отца заключается в следующем: не человек должен перекраивать себя под йогу, а йогические практики должны подбираться так, чтобы они подходили человеку. Я даже готов сказать, что именно это отличает отношение моего отца к обучению от повсеместно распространенного сейчас подхода, предполагающего наличие определенной хорошо организованной структуры, в которую вы должны вписаться».
Дешикачар не с рождения нашел себя в йоге. В своих воспоминаниях о детстве Дешикачар рассказывает, что йога его интересовала меньше всех из его братьев и сестер. Какое-то время он искал себя. Он получил образование в сфере гражданского строительства и получил титул бакалавра. Однако, он не пожелал дальше реализовываться в технических науках, так как успел понять, что его истинное предназначение – это йога и просвещение людей. Опираясь на учения своего отца, Дешикачар продолжил развивать йогу. С 1970-х годов он учил во многих частях мира и издал много книг, которые стали бестселлерами, в результате чего его имя и учение стали известны во всем мире.
В 1976 году Дешикачар основал «Кришнамачарья-йога-мандирам» (КЙМ), клинику йога-терапии и центр йоги в Мадрасе в качестве некоммерческого общественного благотворительного фонда, преподающего йогу внутри Индии. Под руководством Дешикачара КЙМ предлагал подготовку учителей и индивидуальное обучение асанам, пранаямам, медитации, философии йоги и повторению ведических мантр, а также новаторские исследования влияния йоги на людей, страдающих шизофренией, диабетом, астмой и депрессией.
Если сравнивать стиль йоги Дешикачара с другими разновидностями йоги, то станет очевидной его терапевтическая направленность. Кришнамачарья изучал йога-терапию, дополняя древние мудрости своими разработками, а затем передал знания своему ближайшему последователю, то есть сыну. Преемник сконцентрировал свое внимание именно на терапевтическом эффекте от практик.
Методика занятия строится персонально под каждого практика, она учитывает все потребности и даже индивидуальные предпочтения человека, т.е. ей не занимаются в группах, она ориентирована лишь на персональный подход.
Программа разрабатывается соответственно возрасту и возможностям ученика. Даже сама структура занятия может меняться, если того требуют потребности ученика и поставленные цели, методики строго индивидуальны. Тренинг должен быть очень мягким, поэтому каждой асане соответствует компенсирующая асана, чтобы тело отдохнуло. Предусмотрены как статические, так и динамические асаны, а также дыхательные упражнения.
Также в занятие входят пение мантр, изучение мудр и древних ведических писаний. Виньясы, то есть последовательности асан, здесь отсутствуют. Какое упражнение будет выполняться следующим, учитель решает в живом режиме, исходя из уровня и особенностей его ученика.
Сам Дешикачар упоминает, что асаны, медитация и обучение сутрам могут быть преподнесены в любой последовательности, главное, чтобы все элементы гармонично сочетались между собой.
Главное назначение, которое придал Дешикачар своему стилю йоги, это терапевтическая польза для здоровья. Наиболее простое, чего может достигнуть каждый ученик, это избавление от болевых ощущений и беспокоящих заболеваний, общее омоложение организма, повышение гибкости и выносливости тела.
При регулярных практиках ученикам прививается самодисциплина, а также особенное отношение к окружающим обстоятельствам. Это усиливает терапевтический эффект, так как правильное отношение к себе и жизни уже само по себе является мощным оружием для борьбы с недугами.
Курс преподавателей йоги: Маменко И.А