“Чтобы зажечь свечу, нужна еще одна свеча, уже горящая; точно так же, непросветленные люди нуждаются в помощи просветленного гуру”
Основателем этой школы йоги является Свами Шивананда, от рождения Куппусвами. Если определять духовную силу человека по интенсивности и радиусу свечения, исходящего от его, то духовная сила этого человека была поразительна, так она оказала положительное влияние на людей, как на территории все Индии, так и за ее пределами.
Куппусвами родился 8 сентября 1887 года на юге Индии, в семье шиваитов. Уже с самого детства он участвовал в ритуальных церемониях вместе со своими родителями, практиковал служение богу, любовь и сострадание к людям и животным. Во всем вокруг, всех существах еще будучи мальчиком он видел божье проявление и служил ему, отдавая еду больным и бездомным, животным и птицам, ухаживая за нуждающимися. Можно сказать, что уже с детства на нем была печать духовного знания – джняны. Он был невероятно трудолюбив, миролюбив и склонен к самоотречению. Это позволило ему быть лучшим в школе, а затем продолжить свою путь служения через обучение в медицинской школе, где молодой Куппусвами благодаря своей самоотдаче стал лучшим на курсе, превзойдя даже некоторых своих преподавателей, и получил диплом бакалавра медицинских наук. Затем судьба отправила доктора в Малазию, где он возглавил госпиталь. Именно там была разбужена духовная сила Куппусвами, которая казалось ждала своего часа. Один из пациентов садху дал доктору в благодарность за лечение книги по Веданте. Молодой Куппусвами прочитал эти книги, а затем начал изучать другие священные писания, такие как Бхагават Гита, Махабхарата, Рамаяна, Библия, книги Свами Вивекиванды и Шанкары. Эти труды и каждадневные медитации, пранаямы, выполнение асан, привели к тому, что доктор оставил госпиталь и вернулся в Индию, став паломником. Он изъездил всю Индию, встречался с садху, йогинами, махариши, святыми и паломниками, посещал храмы. В 1924 году Куппусвами приехал в Решикеш, где всетретил своего гуру и был посвящен в саньясу (отречение от мирской жизни). После паломничества на священную гору Кайлас Свами Шивананда остался в Решикеше, где оснавал Общество Божественной Жизни. На сегодняшний день существует уже около 60 действующих филиалов общества по всему миру.
Как писал сам Шивананада:
«Общество божественной жизни вызвало энергичное пробуждение во всём мире и внесло большой вклад в новую жизнь свободы в действии, жизнь в гармонии среди мирских суматох и жизнь в блаженстве благодаря ментальной непривязанности и ментальной отречённости от желаний, эгоизма и чувства «моё». Принципы, цели и идеалы Общества и методы его деятельности получили всеобщее признание. Оно делает большой упор на практическую сторону садханы. Оно разъясняет в разумной и научной манере Йогу Синтеза.”
Этим периодом можно ознаменовать появление школы йоги Шивананды, которая затем распространилась по всему миру.
Как говорил сам Свами Шивананда цель йоги – это “достижение духовного совершенства или самореализации”. Для этого необходима работа над телом, умом и душой. Ни один из этих аспектов не отделим от другого, поэтому Свами Шивананда испробовав все методы йоги объяснил, что они эффективны только в объединении – синтезе, чтобы все существо практикующего стремилось к единой высшей цели – постижение Атмана. Итак, карма-йога отчистит ум, бхакти-йога отчистит сердце, хатха-йога даст сил и здоровья, пранаямы успокоят ум, джняна-йога освободит от пелены майи (иллюзии) и невежества и раджа-йога через медитации доведет до состояния духовной реализации.
Таким образом хатха-йога по Свами Шивананде является лишь частью общей йога-практики, она достаточно простая и медитативная. Занятие длится около 90 минут. Начинается с настройки, пранаямы (капалабхати, анулома-вилома), затем нескольких циклов приветствий солнцу (Сурья Намаскар), затем идет основной блок из 12 асан (Рис 1) с четкой последовательностью, фиксацией и расслаблением в каждой позе по 2-15 минут с короткими перерывами на шавасану. Затем шавасана и завершающая медитация на тишину и единение. Каждая практика начинается и завершается пением мантры. Такая медитативная практика оздоравливает организм, разивает выносливость и балансирует тело, ум и дух.
Рис 1
В качестве сновных аспектов Шивананда йоги выделяются асаны, параямы, шавасана, вегетарианство и веданта (позитивое мышление) и дхьяна (медиатация).
Сам Свами Шивананда был саньясином (монахом) и практиковал брахмачарью (обет безбрачья) и строгий тапас (аскезы), но понимал, что не кажому это посилам и призывал своих последователей не перенапрягаться и использовать здравый смысл в практике. Покорение ума требует разумных методов, внимания и много времени, а контроль с помощью силы только вызовет сильное сопротивление в теле и уме. Поэтому практикующий должен слушать себя и двигаться своими темпами к цели, практикуя карма-йогу, практикуя яму и нияму (морально-этические принципы йоги), живя независимо, скромно, анализируя свои побуждения, читая и разбирая священные писания и жизнеописания святых гуру, развивая в себе положительные качества спокойствия, милосердия, невозмутимости, искренности, самоотверженнсоти, помогая другим людям, практикуя хатха-йогу и медитируя на божестенное начало. Это и есть процесс йоги. Благодаря этому подходу йога Шивананда стала понятной и привлекательной для многих людей во всем мире.
Следует сказать, что Свами Шивананда при жизни успел сделать много полезных дел и помочь очень многим людям. Во время второй мировой войны он провел акцию Акханда Махамантра Киртан (непрерывное круглосуточное пение мантры). В 1945г. он создал Аюрведическую Фармацию Шивананды и основал Всемирную Федерацию Религий, а в 1947г. Всемирную Федерацию Садху. В 1948 году в Решикеше была открыта Лесная Академия Йога Веданты. Гуру успел основать собственный Госпиталь и глазную клинику. За всю свою жизнь Свами Шивананда написал более 300 книг, и глубина и важность этих работ повлекли за собой создание Исследовательского Института Литературы Шивананды, где осуществляются переводы трудов на различные языки.
Свами Шивананда ушел в состояние махасамадхи и покинул этот мир 14 июля 1963г., оставив после себя бесценный кладезь знаний и мудрости, множество школ и учеников по всему миру.
Ксения Жмотова