В одной из шести индуистских даршан (философских систем) – йоге — выделяют также шесть подвидов, основных йогических дисциплин, каждая из которых направлена на духовное очищение и просветление (слияние с Божеством, воплощением света). Это карма-йога, бхакти-йога, джняна-йога, хатха-йога, раджа-йога и мантра-йога. Хатха-йога традиционно считается необходимой подготовительной ступенью раджа-йоги, а также тантры и крийя-йоги, так как помогает обрести контроль над телом (путем выполнения шаткарм, асан, бандх и мудр) и дыханием (выполнением пранаям), тем самым подчиняя себе ум и готовя сознание к глубоким и постоянным практикам созерцания, концентрации и медитации.
Хатха-йога впервые упоминается в трактате Горакшанатха, основателя традиции натхов, в Х в. н.э. Утверждается, правда, что его имя упоминается в ряде пуранических текстов, относящихся к I в. н.э., а последователи философии натхов утверждают, что Горакшанатх, являясь воплощением Шивы, приходил на Землю в каждую их четырех юг. Возможно, этим объясняется, что позы хатха-йоги вылеплены на барельефах, относящихся к II тыс. до н.э. (самые ранние из ныне найденных). Традиция натхов жива и поныне, и со времен Горакшанатха в ней не прерываются линии передачи (парампара) от 12 первых учеников мастера. Очевидно, что хатха-йога в традиции натхов является «самой традиционной из всех традиционных», поэтому рассмотрим подход к практике в этой традиции.
Хатха-йога призвана вести к равновесию «Ха» (солнечной энергии, связанной с нижней частью тела, жизненной энергии) и «Тха» (лунной энергии, связанной с верхней частью тела, энергией ума). Равновесие подразумевает собой сбалансированную практику, в равной степени и силовую и мягкую, но и не слишком расслабляющую. Традиционная хатха-йога не приемлет чрезмерных усилий – они «выжигают» энергетическую структуру организма вместо того, чтобы восстанавливать и поддерживать ее. Небольшое усилие, конечно, необходимо, так как ведет к развитию. В традиции натхов практика начинается со свадхьяи (изучения священных текстов с комментариями гуру), ишвара-пуджаны (преданного поклонения Божеству), джапы (звуковой медитации с четками), шаткарм (очистительных процедур), далее выполняется ряд асан (классические варианты, и их не так уж много), пранаямы, в практике используются бандхи (энергетические замки), мудры (положения тела и пальцев, позволяющие сконцентрировать и перенаправить потоки энергии), работа со звуковыми вибрациями (наданусандхана). Практика проводится с благословения и под контролем учителя. В процессе практики, по мере продвижения, ученик получает несколько посвящений от гуру, и только самые преданные ученики достойны получить целостную практику, детали которой никогда не упоминаются в книгах.
К традиционному подходу в хатха-йоге можно также отнести методику Шивананда-йоги. Строго говоря, эта школа относительно новая, но линия передачи в ней берет начало в монашеском ордене Свами, ветви Сарасвати, восходящем к Ади Шанкарачарье (IX в.н.э.). Последователи Свами Шивананды следуют по пути пурна-йоги (полной, совершенной йоги), объединяющей карма-, джняна-, бхакти- и раджа-йогу. Хатха-йоге здесь также отводится роль ступени, готовящей к полной остановке движений ума. Выполняется несложная последовательность асан, без тщательной отстройки, без строгой последовательности, в практике уделяется много внимания расслаблению, практически после каждой асаны следует небольшая Шавасана. Особенностью этого подхода является построение практики от перевернутых поз к позам стоя, в пранаяме акцент делается на Нади Шодхану.
Традиционная школа Свами Сатьянанды Сарасвати (ученика Свами Шивананды), известная как Бихарская школа йоги, уделяет вопросам, связанным с телом, уже больше внимания. К пурна-йоге здесь добавлены хатха-йога как полноценная ветвь, а также крийя-йога. Практики хатха-йоги ведут свое происхождение их тех же древних источников, используются шаткармы, асаны, пранаямы, мудры и бандхи. Переход к медитативным техникам осуществляется естественно, не форсированно, вследствие регулярных занятий более простыми техниками йоги. Отличительной особенностью этого стиля является привнесение в хатха-йогу элементов тантры, много внимания уделяется работе с чакрами. В разработке практик используются самые современные исследования в области физиологии, анатомии и психологии.
Южно-индийскую йогическую традицию, ведущую от Шри Тимуралаи Кришнамачарьи, многие относят к современным подходам, так как его ученики Шри Б.К.С.Айенгар, Шри Паттабхи Джойс и сын Т.К.В.Дешикачар создали совершенно различные стили, каждый по-своему уникальный, которые смело можно отнести к авторским. Однако в каждом из них сохранилась общая черта — применение йоги для оздоровления человека. Каждый из этих стилей (йога Айенгара, Аштанга-Виньяса йога, Вини-йога) называет себя терапевтическим, и в каждом из них сейчас существует прямая линия передачи, которую продолжают родственники учителей.
Очевидно, что это было унаследовано от Кришнамачарьи, который происходил из семьи браминов, ведущих род от Натхамуни, знаменитого святого (IX в.). Еще в детстве Кришнамачарья постигал учение йоги по трудам загадочных альваров, живших то ли в 5 тыс. до н.э., то ли в IX-X в. н.э., а в молодые годы мистическим образом воспринял содержание утраченного трактата Натхамуни «Йога-Рахасья», где содержались практические советы по адаптации практики йоги к каждому человеку, подробно рассматривалось дыхание во время выполнения асан и методы исцеления с помощью йоги. Есть распространенное мнение, что для продвижения йоги на Запад намеренно были созданы столь далекие от традиционных практик методики, больше подходящие западному человеку с его физическими и ментальными особенностями. Огромный интерес к этим стилям в западных странах подтверждает эту точку зрения.
Однако есть мнение, что Кришнамачарья передал трем своим любимым ученикам свое истинное знание, посвящение, традицию, которую они совершенно различными способами интегрировали в свои авторские стили, и что это было за посвящение, теперь уже трудно догадаться.
Существует множество современных авторских стилей хатха-йоги. Некоторые из них, как Универсальная йога Андрея Лаппы, соединяют в себе индийскую йогу, тибетскую янтра-йогу, даосские и тантрические практики. Основной отличительной чертой и является это смешение разных стилей, а иногда авторские стили очень напоминают традиционные. Далеко не все из них имеют под собой какую-то духовную основу, а служат лишь укреплению здоровья физического тела, как, например, Йога 23 Андрея Сидерского, иногда также пранического, что, в принципе, тоже немало. Возможно, так проявилось стремление современного человека оставить свой след, сказать свое слово, донести свое видение йоги до других. Время покажет, возможно, какие-то из этих стилей станут классическими, традиционными, обретут свою линию прямой передачи и священные тексты.