Правильное питание является одной из основ здоровья и благополучия любого человека. Как гласит мудрость, дошедшая до нас через тысячелетия, «мы есть то, что мы едим». Еда непосредственно влияет на наши физическое и психическое состояния.
Согласно Аюрведе, здоровье человека определяется, прежде всего, пищеварением и состоянием его желудочно-кишечного тракта. При этом вполне естественно, что наше сознание также напрямую зависит от того, что и как мы едим.
В древней индийской философии есть такое понятие, как «гуны». В переводе с санскрита слово «гуна» означает «веревка», а в более широком смысле – свойство, качество. Это свойства проявленной природы, которыми пронизаны все без исключения предметы и явления материального мира.
Существует три гуны:
- раджас (гуна страсти, агрессии, активности),
- тамас (инерция, пассивность, вялость, лень),
- саттва (спокойствие, ясность, благость).
Продукты, которые мы употребляем в пищу, также являются носителями гун.
Например, во фруктах и овощах, а также в злаках, мёде и орехах преобладает саттва-гуна, то есть это изначально саттвичные, благостные продукты.
Перец, лук, чай, кофе – это продукты, относящиеся к гуне раджас.
Мясо, рыба, грибы, перезрелые фрукты относятся к тамасичным продуктам.
Соответственно, употребление пищи с разными качествами гун вызывает у человека разные состояния. Пищевые продукты типа раджас чрезмерно возбуждают сознание человека, стимулируют его агрессивное поведение, делают его вспыльчивым, несдержанным, эгоистичным. Употребление в пищу продуктов, находящихся в тамасе, приводит к вялому, унылому, инертному состоянию сознания.
К счастью, существуют саттвичные продукты, которые наполняют энергией, жизненной силой и при этом содержат все необходимые макро и микро нутриенты.
Естественно, практикующим йогу рекомендовано отдавать предпочтение саттвичным продуктам. При этом недостаточно просто знать, к какой категории относится продукт, чтобы считать его носителем той или иной гуны. Очень важно понимать, как и когда он был приготовлен. Также важно, в каком количестве этот продукт будет съеден. Например, еда, много раз нагревавшаяся, законсервированная или прошедшая многократную промышленную обработку, будет относиться к гуне тамас, даже если в её основе были изначально саттвичные продукты. Кроме того, благостная еда, но употребленная в слишком большом количестве, также приведет к состоянию тамаса. А, скажем, слишком горячая еда приобретает качества раджаса. Поэтому лучше всего выбирать свежую, легкую, приятную на вкус и на вид саттвичную еду, что непременно отразится как на общефизическом состоянии, так и на сознании.
Что касается моего личного опыта, то после начала регулярной практики йоги в 2009 г., мои пристрастия в еде и напитках резко изменились. Если раньше я практически ежедневно ел много мяса, а на праздничных мероприятиях никогда не отказывался от крепкого алкоголя, то буквально через несколько недель после начала погружения в йогу всё это стало исчезать из моей жизни.
Были длительные периоды полного отказа от мясных продуктов, но окончательно к вегетарианству я пока не пришел, хоть и стараюсь, по возможности, придерживаться правил здорового питания. Я считаю, что это нормально, и не стоит форсировать события в данном вопросе, всё придет в своё время.
Эссе студента преподавательского курса Коваленко Дмитрия.