В последнее время йога стала очень популярной. Даже в таком провинциальном городе как наш, с населением около 80 тысяч жителей преподают хатха-йогу, йогу Айенгара и даже флай-йогу. Каждая третья знакомая, говорит, что знакома с йогой и ходит на занятия. Но занимаясь в группе, как практикующий, я ни разу не слышала разговоров, как от преподавателя, так и от занимающихся, чтобы кто-то интересовался духовным развитием и хотел идти путем развития именно в этом направлении.
Отзанимавшись год, лишь четыре человека из постоянной группы в 15 человек, захотели обучиться медитации. Я не так много прошла направлений в йоге и не так много сменила преподавателей, чтобы можно было рассуждать о современном подходе преподавания йоги. Но на сегодняшний день, я встречала только йогу, как занятия для совершенствования и оздоровления тела.
Говорят, что спрос рождает предложение и возможно, что именно мы еще не созрели для того, чтобы рассматривать йогу как образ жизни, как путь и свое духовное развитие. А возможно, что с философией йоги многие знакомятся в домашних условиях и не так много желающих обсуждать свое духовное развитие.
Если сравнивать древний подход к йоге, где целью йоги было именно духовное развитие человека, но меньше внимания уделялось физическому совершенствованию тела, асан было не так много. То самым главным минусом древнего подхода было то, что учение было доступно лишь избранным. А само учение передавалось от учителя к ученику.
В современном мире много направлений йоги, много асан и их комбинаций для физического совершенствования тела и много различной информации о йоге, как о философии и образе жизни. Можно заниматься и осваивать асаны онлайн, можно искать и вступать во всевозможные сообщества по интересам. Плюс в общедоступности, йога доступна и как практика, и как философия, каждому, кто имеет к ней интерес. Но новичку, в такой массе информации очень тяжело найти ориентиры, понять, где нужная тебе информация, а где нет.
Опять же, если посмотреть с какой легкостью переписывается история последние десятки лет, то отношение к такой массе информации все равно будет настороженным. И уже, как правило, подача информации в нашем современном мире, различная – есть статьи, которые восхваляют йогу, а есть наоборот, кричащие об опасности этого пути для современного человека. Для новичка разобраться во всей этой информации очень сложно, а тот, кто выберет йогу, как путь, все равно будет искать учителя, чтобы он помог с ориентирами на этом пути.
Одним из таких ориентиров для тех, кто выбрал йогу, как образ жизни, как путь для собственного развития могут стать «Йога-сутры Патанджали». Это одно из тех учений или произведений, которое можно и нужно перечитывать не один раз в жизни и каждый раз мы будем черпать из его мудрости что-то новое для себя, еще не изученное и не пройденное нами.
По моему субъективному мнению, практиковать йогу по Патанджали в современном мире можно, было бы желание. Освоение и принятие того или иного учения или мировоззрения не зависит от того, какой сейчас век, а от готовности человека следовать по этому пути. Читая первый раз перевод «Йога сутры Патанджали» почему-то не возникало ощущения, что читаешь, что-то новое, это как будто что-то забытое старое.
Первые две ступени Яма и Нияма – принципы взаимодействия с внешним и внутренним миром – очень просты в понимании, но в обычной жизни, нам иногда не хватает элементарного смирения, чтобы следовать этим принципам. А что уж говорить о контроле речи и мыслей или об избавлении от самообмана.
Третья ступень – это асана, устойчивое положение тела. Даже если в современном мире и делается упор на преподавание асан, то и это не плохо. Ведь именно в асане мы учимся концентрироваться на участках тела, переносить внимание на свое внутреннее состояние.
Так, шаг за шагом, изучая «Йога-сутры Патанджали» поднимаемся выше к 4 ступени – Пранаяме. Техники Пранаямы очищают энергетические каналы, оздоравливают тело, чувства и мысли. Как комментирует Свами Шиваннада Сарасвати этот процесс: «После Пранаямы ум становится совершенно устойчивым. Он может быть сосредоточен на любой точке. Посредством практики Пранаямы удаляется Раджас и Тамас, заслоняющие свет Пуруши. Тогда реализуется истинная природа Пуруши».
Пратьяхара следует за Пранаямой. После 5 ступени освоения Пратьяхары, практик перестает реагировать на объекты чувств и переносит свое внимание на осознавание внутренних процессов.
Последние три ступени – Дхарана, Дхьяна и Самадхи позволяют погрузиться в более тонкие слои сознания и после этого происходит восприятие чистого Света Духа – Пуруши.
Сегодня мы часто слышим такую фразу, что йога – это не революция, а эволюция и возможно это относится не только к физическому развитию, но и к духовному. Не возможно переделать себя за один день или один месяц, постепенно изживаются старые привычки, приходит новое понимание жизни, открываются истины, а также постепенно идет работа над собой. И возможно, что йога в современном мире становится для многих, как единственная отдушина или пилюля, которая вытаскивает их из болота невежества, но это же тоже хорошо, ведь и в болотной воде расцветают лотосы.
Работа студентки Московского Университета йоги Елены Годяцкой