ДЖНЯНА-ЙОГА
Шудха манас шудха буддхи.
Чистый ум и интеллект способный к восприятию души/
В классической индуистской школе йоги известно четыре основных направления. Каждое из направлений предопределено одним из проявлений человеческой природы. Карма-йога – это путь через действия, контроль их, правильную мотивацию и в конечном итоге направленность на служение Богу в каждом своем действии. Раджа-йога – это путь через ум, направлена на освобождение ума посредством медитации и предварительных подготовительных практик. Бхакти-йога – это эмоциональный путь, путь преданности и искренней любви к Богу через развитие определенных качеств. И Джняна-йога – путь знания, освобождение посредством философских рассуждений о вопросе истины.
Впервые Джняна-йога упоминалась в таких источниках, как йога-сутра Патанджали, Веданта-саре и Бхагавад-гита, где о Джняна-йоге Кришна говорит:
“Знай же, что, находясь в каждом из тел,
Я также знаю их и что понимание природы тела
и знающего тело называется знанием.”
Джняна в переводе с санскрита означает знание. И слова Кришны в Бхагавад-Гите подразумевают познание истинной природы своего тела и знающего тела, то есть души. Это познание истины приведет ищущего к сознанию единства с Брахманом, который и есть Абсолютная Истина.
Путь Джняна-йоги основан на размышлениях – естественном процессе работы мозга человека, который обычно помогает ему в познании окружающего мира и себя. Этот путь йоги требует серьезной медитативной работы мозга, где его тренируют мыслить точно и сосредоточенно о фундаментальных аспектах, не отвлекаясь на детали и отличая реальность от иллюзорного. Темами медитации, например, являются вопросы истинной сущности человека или природы Вселенной. Такие размышления приводят к расширению представления об истинной природе сущностей, что ведет дальше от изначально неверного иллюзорного понимания всего к освобождению.
Выделяются три этапа на пути: шравана, манана и нидидьхьясана. Шравана означает слушание гуру и изучение древних писаний под руководством гуру. На этом этапе ученик слушает своего учителя и впитывает все знания, передаваемые ему. В Джняна-йоге очень важно ищущему найти своего учителя, который будет подготавливать его, будет давать направление для размышлений ума и помогать
контролировать поползновения ума при попытке трактовать древние писания самому, своим собственным ограниченным умом. Манана – это этап полной и глубокой концентрации ума на сказанном, размышления об этом. И надидхьясана – этап полного погружения в медитацию и соединение через нее с истинным знанием, когда все иллюзии материального мира (“майя”) уходят.
Согласно Веданта-сутре путь ищущего в Джняна-йоге невозможен без достижения четырех духовных практик (садхан):
Вивека – это осознанное различение между постоянным и изменчивым, где постоянная истина – это бесмертная душа, а непостоянная иллюзия, майя – это материальный окружающий нас мир;
Вайрагья – нейтральное материальное отношение к материальному миру, всем его плодам и плодам собственной деятельности, без привязанности и ожидания награды;
Шесть добродетелей: спокойствие и невозмутимость в любой ситуации (шама), контроль чувств (дама), отречение от традиционных правил и обязанностей мира (упарати), выносливость и принятие любых условий жизни (титикша), концентрация ума (самадхана) и абсолютная вера (шраддха);
Мумукшутва – безусловная тяга к освобождению.
Каждое из направлений йоги своим путем ведет к достижению одной главной цели – освобождению, и ищущий может выбрать тот путь йоги, который подходит ему больше: физический, медитативный, эмоциональный, ментальный. Но чаще всего опытные мастера советуют работать над всеми направлениями йоги. Так Карма-йога и Бхакти-йога могут быть подготовкой к Джняна-йоге. Это объясняется тем, что путь Джняна-йоги относится к глубоким этапам развития и доступен только подготовленному гибкому и ясному уму, которого невозможно добиться например, без накопленной силы тела и духа или без чистой бескорыстной преданности Богу. Свами Рамакришнананда из Вишва Дхарма Мандалам писал: “Прежде чем углубиться в джняна-йогу важно, чтобы ученик рос и развивался в процессе служения или карма-йоги, в преданности Богу или бхакти-йоги, и медитации или раджа-йоги, потому что в изучении этой философии без подготовки есть риск превратится в “болтуна ведантиста” в человека, который говорит о том, что он по настоящему не знает”.
Джняна-йога считается сложным, но интересным и быстрым путем. Результатом этого будет озарение и осознание единства с Абсолютной истиной, которое принесет с собой состояние полного освобождения (мокши) от бесконечного круга перерождений (самсары).