Как сказал Андрей Сидерский на одной из йогических конференций: «Чем дольше я практикую йогу, тем меньше я знаю это такое…»))) И на самом деле, йога настолько обширное и емкое понятие, что дать ей однозначное и четкое определение сегодня невозможно. Помимо того, что существует множество школ и направлений в йоге, она настолько разносторонне развивает и трансформирует человека, что не удивительно – йогу можно определять по разному и все определения будут верны.
Йога – это и контроль над чувствами. На уровне психики ее целью является контроль сигналов, поступающих из внешнего мира.
Йога – это и искусство жить и действовать, соблюдая равновесие. Гармонизированные асанами энергетическое и физическое тела, а главное успокоенный медитацией ум позволяют видеть вещи такими какие они есть, без помех эмоций и искажения восприятия. Отсюда и равновесие восприятия и поведения. И сама практика ЯМЫ из восьми ступеней йоги – практик для исключения неправильного, вредного и беспокойного поведения предполагает это. И такой аспект тех же восьми ступеней как ИШВАРА ПРАНИДХАНА – признание божественной воли во всем проявленном и непроявленном предполагает глубокое доверие вселенной и взаимодействие с миром на основе уважения ко всему сотворенному и содеянному Богом, а значит искусство жить в равновесии, а не в страхе бросаясь из крайности в крайность.
Йога – это и гармоничный союз, соединение во многих смыслах. Союз индивидуального сознания (живатмы) и высшего разума (параматмы); слияние мужской энергии с женской –ха и тха; соединение сознания, души и тела; соединение дыхания и движения.
Йога – это и здоровое, крепкое и гибкое тело, соединяющее в своем состоянии принципы сукхи стхиры – устойчивости и гибкости, которые непременно в процессе регулярной практики становятся свойствами сознания человека. Однако, здоровье тела не является главной целью йоги. Здоровье – это необходимое условие для беспрепятственного развития и совершенствования личности. Ведь выполняя асаны в хатха йоге, практики тренируют не только тело, но и психику и нервную систему.
Йога – это и состояние спокойствия ума – «читта вритти ниродхах»- буквально «непорождение волнений ума». Состояние, в котором происходит остановка психического процесса. Психика становится зеркалом, которое ничего не отражает. Сохраняются только выживательные функции.
Главной целью йоги является состояние самадхи – абсолютное освобождение. Отсутствие двойстенности восприятия и сознания.
Достижение всех богатств, которые являет собой йога, происходит через работу в разных и направлениях и поэтапно. Это асана, пранаяма, мудра, бандха, шаткарма, медитация. И все эти элементы одинаково важны и необходимы в регулярной практике, если йогин добросовестно и упорно движется по пути самосовершенствования.
Поскольку йога является очень мощным инструментом трансформации тела, и что важнее, сознания и энергии человека, она предполагает соблюдение определенной дисциплины жизни, которая описана в восьми ступенях йоги. Действительно, с продвижением в практике можно заметить насколько сильнее становится твоя энергия на всех планах, включая тело, мысли, намерения, влияние на других людей. Чтобы эта сила оставалась по-настоящему созидательной, а не наоборот – разрушительной, соблюдение ямы, ниямы просто необходимо, равно как и осознанное движение по другим ступеням йоги. Вероятно , именно потому, что йога это источник силы разных планов человеческого бытия в древней Индии людям низших каст запрещалось практиковать йогу. Поскольку шудрам не позволяли отсутствие образования, уровень развития разумно реали- зовывать плоды йоги.
Мудрец Патанджали описал их в своем труде «Йога-сутры». Яма, Нияма, Асана, Пранаяма, Пратьяхара, Дхарана, Дхьяна, Самадхи – восемь ступенек, по которым продвигается йогин, идущий классическим путём. Йоговский путь, описанный Патанджали, часто называют Раджа-йогой. Раджа-йога предлагает путь медитации, постепенно углубляющейся интроспекции, познание внутреннего мира человека.
Как ни странно, первые четыре ступени йоги даже в самих «Йога-сутрах» называются внешними. Как же они могут вести к углублению интроспекции? Яма и Нияма – это предписания относительно внутреннего и внешнего поведения йогина. Яма- аспекты поведения с миром. Нияма –взаимодействие с самим собой. Асана и Пранаяма – физические позы тела и дыхательные практики йоги. Казалось бы, что эти этапы йоги имеют мало отношения к медитации. Но без того, чтобы последовательно пройти эти ступени, достичь успеха в йоговской медитации практически невозможно, а значит прийти к главной цели йоги – самадхи.
Если человек не следует в своей жизни принципам Ямы и Ниямы, его разум не сможет успокоить своего волнения, мысли будут вразброд стремиться к внешним объектам или явлениям. Медитация в таком состоянии недоступна.
Если физическое тело наполнено болезнями, и человек не может пробыть в йоговском позе для медитации даже пяти минут, то сосредоточиться на объекте или на внутреннем процессе для погружения в состояние медитации ему будет крайне тяжело. Ступенька освоения асан, или поз физического тела, просто необходима, чтобы в целом избавиться от физических заболеваний и научится длительное время пребывать в удобной и устойчивой медитативной позе.
Дыхание – это поток жизни. И дыхание имеет теснейшую связь с процессом мышления. Дыхательные практики Пранаямы успокаивают хаотичное мыслеобразование и позволяют достичь контроля над мышлением легким и естественным путем. Пранаяма – очень важный этап йоги. И его обязательно нужно освоить, если йогин действительно хочет достичь глубин интроспекции.
Первые пять ступеней (яма, нияма, асана, пранаяма и пратьяхара) известны как дисциплины йоги. Они готовят тело, очищают разум и чувства, чтобы человек мог перейти к следующим трем ступеням (дхарана, дхьяна и самадхи), которые иначе называют знаниями йоги. Пратьяхара, Дхарана, Дхияна и Самадхи – это уже внутренние этапы йоги. Йогин осознает свой внутренний мир и постепенно достигает совершенства в медитации.
У Патанджали сказано: «Изучение восьми ступеней йоги ведет к очищению тела, разума и интеллекта; огонь знания продолжает гореть, и пробуждается проницательность».
Требования современной жизни могут привести к стрессу, который, в свою очередь, приводит к болезням и тревоге. Йога является бесценным инструментом для гармонизации современной жизни человека. В йоге асаны возвращают телу силы, пранаяма приносит состояние покоя. Это помогает освободить разум от негативных мыслей, появляющихся из-за сумасшедшего ритма современной жизни.
На мой взгляд, йога сегодня призвана помочь современному человеку заглянуть внутрь себя и приостановить «бешенный» внешний ритм социума внутри каждого из нас. К сожалению, в нашей российской культуре сегодня утрачена традиция общения со своим внутренним пространством так как , например, на юге и востоке (Китай, Япония, Индия).
Частично это явление представлено в молитве. Но в православной традиции все таки человек своим внутренним обращен к Богу вне себя, а не к себе самому или к Богу внутри себя, как скажем, в традиции Буддизма. Таким образом, занятия сегодня в йога центрах России это прекрасная возможность уделить внимание и время общению с самим собой, а значит гармонизации духа, сознания, тела. Возможность для наведения «внутреннего порядка», из которого, как естественное следствие, вытекает и здоровье, и успех, и радость для самого человека и возможность поделиться всем этим с миром) Из практики очевидно, что йога предлагает проверенные временем методы восстановления здоровья и помогает жить в счастье и гармонии. И это работает!
Для меня лично йога – это добровольный путь эволюции моего сознания) Поскольку мы все приходим в мир с единственной целью совершенствоваться на уровне души/сознания, этот процесс так или иначе происходит у каждого по велению Великой Вселенной. И он может реализовываться через «трудности судьбы», если нет понимания происходящего или комфортно, интересно, с радостью, если идти по этому пути осознанно. Для меня таким прекрасным путем явилась йога) За что я безгранично благодарна судьбе и всем моим уважаемым учителям йоги!