Противоречивым словом ты как бы вводишь в заблуждение мое сознание; скажи мне достоверно одно то, чем я достигну блага?
Бхагавадгита

Какую йогу ты практикуешь? А какую йогу ты преподаешь? Пожалуй, наиболее часто задаваемые вопросы к человеку который практикует или преподает йогу, что неудивительно, учитывая существующее в настоящее время изобилие направлений и школ. Как же во всем этом найти свою стихию и приблизиться к заветно-мистической, королевской, царской Раджа-йоге? Ведь как известно, именно Раджа- йога царица среди направлений йоги.

Сегодня существует множество направлений йоги. Основные из них:

  • раджа-йога путь самоанализа;
  • хатха-йога путь уравновешивания;
  • бхакти-йога путь преданности и любви;
  • карма-йога путь деятельности;
  • джняна-йога путь исследования и поиска (йога ума);
  • мантра-йога- использование звуков и пения для входа в определенные состояния.

Существует также множество стилей йоги: аштанга-виньяса йога, йога Айенгара, йога Шивананды, Бикрам, универсальная, йога 23 и другие “авторские” стили.

Однако разделение йоги на стили носит весьма условный характер, так как в трактатах можно встретить упоминание о том, что раджа-йога бессмысленна без хатха-йоги, как и хатха-йога без стремления к раджа-йоге бесполезна. В чем же тут суть? Дело в том, что хатха и раджа-йога неразрывно связаны друг с другом. Без раджа-йоги хатха- йога превращается просто в физические упражнения.

От хатха-йоги к раджа йоге

От хатха-йоги к раджа йоге.

Мало людей способно сразу, без предварительной подготовки тела и духа, очищения физического и ментального перейти к совершенствованию сознания, внутренней интроспекции, то есть к тому чем собственно и является раджа-йога. Для этого и нужна хатха-йога. Хатха-йога подготавливает тело и ум для дальнейшего движения по восьмеричному пути Патанджали.

“Главные процессы хатха-йоги это асана и пранаяма… Физические результаты увеличенная живость, продлённая молодость, здоровье и долголетие приносят малую пользу, если они рассматриваются нами как мизерная часть нас самих отдельно от обычной жизни, ради них самих, не используемые, не направленные на общее благо всемирной деятельности. Хатха-йога достигает больших результатов, но непомерной ценой и практически безуспешно с точки зрения достижения окончательной цели”.

Пандит, “Словарь Йоги Шри Ауробиндо”

«Йога-сутры» Патанджали считаются основой для системы аштанга-йоги («восьмиступенчатой йоги»). Аштанга-йога является отличительной чертой практически всех современных вариаций раджа-йоги. Восемь ступеней, или уровней аштанга-йоги делят на четыре низшие и четыре высшие ступени, из которых низшие относят к хатха-йоге, а высшие принадлежат к раджа-йоге.

Рассмотрим первые 4 ступени:

I. Яма
Нравственные принципы, которые контролируют наши действия, ум, мысли.

Их 5:

  • Ахимса ненасилие. Этот принцип подразумевает уважение ко всему живому, сострадание. Отношение к собственному телу во время практики
  • Сатья правдивость. Честность в поведении, мыслях, намерениях. Перед выполнением сложной асаны – дать объективную оценку возможностям своего тела
  • Астея «не укради». Недопускание меркантильного отношения к жизни и желания обладать вещами, которые нам не принадлежат, а также принуждения кого-либо делать что-либо против воли.
  • Брахмачарья отказ от потакания страстям, осознанный выбор сексуального партнера
  • Апариграха нестяжательство. Ценить то, что у вас уже есть.

II. Нияма 
 Дисциплина в действиях, поведении и отношении к самому себе.

5 принципов:

  • Шауча чистота, чистоплотность, распространяется не только на тело и окружение, но также на питание и мысли
  • Сантоша удовлетворение. Ценить то, что имеешь.
  • Тапас решимость, энтузиазм.
  • Свадхьяя самопознание. Постоянное изучение внешнего мира
  • Ишварапранидхана признание высшей силы как внутри нас так и снаружи.

III. Асаны физические упражнения, устойчивое и комфортное положение тела. Целью асан является очищение тела и его подготовка к медитации.

IV. Пранаяма управление Праной. Контроль дыхания. Дыхание оказывает непосредственное воздействие на нервную систему и тесно связано с умом. Осознанное дыхание доставляет кислород к клеткам и является источником энергии.

От хатха-йоги к раджа йоге

Следующие 4 ступени относятся к раджа-йоге:

  • V. Пратьяхара означает направление чувств внутрь.
  • VI. Дхарана сосредоточение ума
  • VII. Дхьяна это по сути медитация, ум сосредоточен на единственном объекте
  • VII. Самадхи состояние озарения и соединения с Божественным. Течение мыслей останавливается и йогин обретает контроль над умом.

Если основа хатха йоги это очищение и совершенствование физического тела, то основа раджа-йога- это читтавритти ниродха (остановка колебаний ума) и очищение сознания. Таким образом, хатха йогу можно и нужно рассматривать как ступень к раджа йоге, которая ведет к последним 4 ступеням 8-ступенчатой системы йоги.

Раджа-йога по отношению к психическому миру человека, к его самосознанию, представляет собою то же самое, что хатха-йога по отношению к миру физическому.

Хатха-йога йога преодоления тела, приобретения контроля над телом и его функциями; раджа-йога йога преодоления ума, т.е. иллюзорного, неправильного самосознания человека, йога приобретения контроля над сознанием. Раджа-йога учит человека, прежде всего, тому, что составляет основу всей философии мира познанию самого себя, дает нам способ наблюдать за нашими внутренними состояниями, другими словами это йога упорядочивание сознания.

Инструментом здесь служит сам ум. Сила внимания, соответственно направленная внутрь, помогает изучать себя, процессы формирования мыслей. Сила ума похожа на рассеянный, но собранный в луч свет. Этот свет многое освещает. Это и есть наш единственный инструмент познания. Мы все им пользуемся для изучения внешнего и внутреннего мира, но психологу необходимо детальное исследование мира внутреннего, и тут он поступает так же, как ученый при исследовании внешнего мира. Это требует определенного навыка.

Нас с самого детства приучают обращать внимание на внешний, а не на внутренний мир, и в результате этого многие почтиутрачивают способность смотреть внутрь себя и на причины тех или иных поступков, причину возникновения тех или иных мыслей. Повернуть сознание внутрь, не давая ему непрестанно обращаться во внешний мир, заставить его напрячь все силы, сосредоточить их на нем самом, с тем чтобы он познал себя,— очень трудное дело. Однако как известно нет ничего невозможного.

Таким образом, осуществление физических упражнений без понимания сути учения не позволит добиться желаемого результата. Для меня йога система неразрывно связанных между собой физических и духовных практик. Йога это образ жизни и мышления, независимо от стиля и направления. Чтобы добиться совершенства в йоге нужно чтобы йога стала образом жизни. Для продвижения по любому из пути йоги необходимо высокое физическое, духовное, психическое здоровье, а каким способом, направлением, стилем оно достигается вопрос индивидуальный для каждого человека.

Студентка курса преподавателей йоги Ольга Звягинцева