Асаны хатха-йоги оказывают безусловное влияние на наше физическое тело. Практикующие со стажем уже хорошо представляют себе, какую зону тела они
прорабатывают в каждой асане, какие мышцы в ней задействованы, какие связки вытягиваются, кровообращение каких внутренних органов усиливается
и т.д. Однако нет сомнения, что и энергетическое (праническое), и ментальное тело человека ощущают сильное воздействие при практике асан, причем группы схожих по физическому эффекту асан (наклоны, прогибы, скручивания и т.д.) оказывают особенное, характерное воздействие на энергетическое и ментальное тела, и мы можем почувствовать это и на физическом плане.
В этой работе я хочу осветить тему раскрытия грудной клетки и области подмышек в ходе выполнения асан (прогибов и не только) и рассмотреть эффекты, которые это оказывает на наше энергетическое и ментальное тело.
Чакровая (энергетическая) система человека представлена 7 основными и множеством дополнительных чакр (энергетических зон или кругов). В индийское философской системе традиционно выделяются 3 основные нижние чакры (Муладхара, Свадхистана, Манипура) и 4 верхние чакры (Анахата, Вишуддха, Аджна (Трикута) и Сахасрара), расположенные вдоль центрального энергетического канала (Сушумны), проходящего вдоль позвоночника. Чакры являются своеобразными антеннами, принимающими и передающими свойственные им энергии.
Дополнительные чакры, которые могут особенно интересовать практикующих хатха йогу, находятся на ступнях ног (Пада чакры), на ладонях рук (Хаста чакры) и в области подмышек (Какса чакры). Все эти чакры парные.
Какса чакры являются дополнениями Анахата чакры, ее своеобразными помощниками, очищающими энергии, проходящие через Анахату. Таким образом, полное раскрытие Анахата чакры невозможно без участия подмышечных чакр. В асанах, прорабатывающих сердечную чакру, почти всегда задействуется и зона подмышек, однако ее стимуляция возможна и без активного раскрытия грудной клетки и Анахаты.
Асаны, раскрывающие грудную клетку, повышают количество энергии в Анахата чакре, стабилизируют ее, на ментальном уровне это выражается в повышении уверенности в себе, что приводит к открытости миру, новым людям, новым идеям и проектам, готовности шагнуть в неизвестное (мы наклоняемся назад, в область, которую нам не видно). Дополнительное раскрытие зоны подмышек очищает эмоции, уменьшает проявления депрессивных состояний — тоску, беспокойство, апатию. На глобальном уровне проработка зоны Анахаты и подмышечных зон увеличивает способность отдавать любовь, положительные эмоции, нести в мир свет и добро.
Самым простым прогибом является вариация Ваджрасаны с захватом ладонями пальцев ног. В этой асане мягко раскрываются плечевые суставы, активизируется Анахата,
зона подмышек не задействуется. Асана помогает войти в состояние принятия, сострадания. Легкий прогиб из положения стоя с ладонями на крестце — Анувиттанасана — уже раскрывает область подмышек. Асана мощно действует на сердечный центр, придает уверенности в себе, дарит радость и бодрость за счет раскрытия и очищения подмышечных чакр.
Более глубокие прогибы — Уштрасана и Дханурасана — раскрывают изнутри наружу, способствуют мощной выработке энергии, помогают преодолению страхов перед неизвестностью, раскрывают навстречу новому, избавляют от тоски и печали. Человек переходит из состояния интроверта в состояние экстраверта.
Многие позы, не являясь прогибами, тем не менее хорошо раскрывают сердечную и подмышечную зону. Это, например, Адхо Мукха Шванасана в вариации с приподнятой головой, Сишумарасана (Поза Дельфина), Гомукхасана. В этих асанах Анахата мягко стимулируется и очищается, хорошее раскрытие подмышечной зоны помогает прорабатывать негативные эмоции и избавляться от них. Также Анахата и область подмышек хорошо раскрывается в таких асанах, как Уттхита и Паривритта
Триконасана, Париврита Уттанасана, Ардха Чандрасана, Васиштхасана, Вирабхадрасана I и II.
Подвод итог, надо отметить, что все эти асаны стимулируют симпатическую нервную систему, оказывают стимулирующий эффект (различной мощности) на энергетическое и ментальное тело, поэтому практиковать их нужно утром или в первой половине дня, а вечер оставить для успокаивающих, заземляющих, расслабляющих практик.