Согласно восьмиступенчатой йоги Патанджали, медитация или «дхьяна» находится на седьмой ступени практики, которой предшествует «Дхарана» или концентрация, сосредоточение. Медитация представляет собой совокупность методов и приемов, которые помогают сделать сознание однонаправленным, вывести за пределы бытового ума, что позволяет отстраненно свидетельствовать нашим психическим процессам.
Медитация – это процесс погружения в себя в результате устойчивой концентрации.
«Душа любит медитировать, поскольку в общении с духом состоит великая радость. Помните об этом, когда ощущаете во время медитации сопротивление ума. Нежелание исходит от эго, оно не относится к душе.»
Парамаханса Йогананда
Практика дхьяны выражается в состоянии «не-ума», сознание очищается, лишается «привычного» содержания. «Это мгновения чистого пространства, безраздельного молчания и отрешенности от своего ума, в которые йог способен осознать истинный смысл существования и открыть тайны бытия» [«Йога проект»].
Существует мнение, что осваивать дхьяну можно только после полного освоения предыдущих уровней – асаны и пранаямы. Однако, в йоге все взаимосвязано, и во многих школах практика асан становится динамической медитацией. Осваиваемые дыхательные практики также являются подготовкой к медитации (концентрация на дыхании; нади-шодхана пранаяма), а иногда непосредственно формой медитации (медитация с осознанием дыхания).
Дэвидджи в своей книге «Секреты медитации» пишет, что «…осознавая настоящий момент в состоянии спокойной активности, человек оказывается в той же зоне покоя, что и во время глубокой медитации. Это чистое безграничное сознание, это мир, где отсутствуют мысли, звуки, ощущения…». Таким образом, практикующий попадает в пространство «между» мыслями, наполненное потенциалом и безграничными возможностями.
Говоря о возможностях, открывающихся перед практиком, следует упомянуть клиническое исследование, проведенное в 2011 году. Результаты исследования показали, что медитация может изменять сам мозг. В эксперименте участвовало 16 человек, спустя 8 недель ежедневной получасовой медитации магнитно-резонансное исследование выявило изменения физической структуры мозга. Через 56 дней томограммы указывали на увеличение количества серого вещества в гиппокампе (отвечает за обучение, ориентацию в пространстве и память), а в другом отделе – миндалине, ответственной за страх, стресс и беспокойство, количество серого вещества уменьшилось. Медитация может быть инструментом, который исправляет нарушения в клетках (при стрессе), а также изменяет реакцию самосохранения, заложенную в ДНК, (т.к под влиянием стресса теломеры – структурные элементы гена, укорачиваются, медитация способствует их восстановлению ).
Физический аспект, проиллюстрированный данным экспериментом, важен и в бытовой жизни и в практике йоги. Надо заметить, что изменения на уровне физической структуры тела и мозга – лишь оборотная сторона практики медитации. Другой важный аспект – духовный. Согласно раджа йоге есть две практики – асана, как спокойное осознание, сфокусированное на теле, и медитация как спокойное сознание. Таким образом, путь к пониманию духа и своей духовности заключается в осознании своей сути и причин, по которым мы здесь. Это означает расширение сознания, переход от ограниченного пространства (отождествление себя с социальными ролями, вещами, которые имеем), к глубинному своей связи со всем существующим. Это Путь к Единству.
Существует множество различных техник на пути к единству. Медитативные техники основываются на концентрации внимания на определенных объектах. Сначала необходимо сесть с прямой спиной (падмасана, сукхасана), затем внимание последовательно переводится снизу – пальцев ног, вверх, выполняется шамбхави мудра. Потом внимание концентрируется на дыхании, осознается наполнение легких воздухом, пауза между вдохом и выдохом. Это был самый простой пример работы с дыханием и вниманием.
Следует отметить, что медитация может быть с объектом – сагуна медитация или без объекта – ниргуна медитация. Объекты медитации могут самыми разными – звуки, янтры, чакры. В медитациях на звук используются поющие чаши, пение мантры Ом. Звуковая вибрация может вызывать мозговые волны определенной частоты, что приводит к определенным состояниям сознания, которые характеризуются изменением ритма мозговых волн. Так, при помощи медитации изменяется ритм, из активного состояния – бета волны (13-30Гц), переходит в расслабленное – альфа волны (8-13 Гц), на более глубоких уровнях – тета(4-8 Гц) и дельта волны (0-4Гц). Во время медитации на звуковых волнах на переходе к альфа состоянию, практикующий чувствует физическое расслабление и эмоциональную открытость. Тета – состояние сравнивается с плывущим по волнам сознанию, спокойным и наблюдающим самого себя.
Для практики дхяны также используются визуальные объекты, такие как янтры. Согласно индуистской философии янтра представляет собой символическое изображение эволюционного пути. В центре помещен символ “источника Единства”, вокруг размещены концентрические круги и геометрические фигуры. Шри-Янтра это визуальный инструмент, в основу которого положено золотое сечение. “Медитация на Шри-Янтре это взаимодействие и переплетение двойственности (воплощенного мира форм и явлений) и отсутствия двойственности (бесформенной безграничности нематериального мира”. [Дэвидджи] Медитации на янтре становится хорошим дополнением к любой выбранной форме, ее можно выполнять в любой момент, она способствует сосредоточению.
Практика дхьяны или медитации это подарок самому себе. Эти практики пробуждают состояние безмолвия и наблюдательности, меняя наше восприятия и расширяя, а иногда просто уничтожая рамки. Эти практики подталкивают нас к чувству счастья и удовлетворенности и помогают понять, что пребывание здесь и сейчас – великий дар.
Студентка курса подготовки профессиональных преподавателей йоги Евгения Петухова.