Слово «Пранаяма» состоит из двух частей – “прана” – жизненная сила, дыхание и “аяма” – длина, растяжение, задержка и контроль.

С точки зрения йоги, Пранаяма – это возможность контроля праны человеком.

Прана – это универсальная жизненная энергия, питающая все сущее в Мироздании. Человеческий организм функционирует благодаря этой животворящей силе (прана вайю), которая поступает разными путями: с вдыхаемым воздухом, с пищей, посредством глаз, напрямую через тонкие тела.

Виды праны.

В человеческом теле обитают пять основных типов прана вайю: прана, апана, самана, удана и вьяна.

Прана, находящаяся в грудном отделе позвоночника, ответственна за регуляцию дыхания;

Апана расположена внизу живота и регулирует функции мочеиспускания, семяизвержения и дефекацию;

Самана поддерживает в оптимальном состоянии пищеварительный огонь, отвечая за процессы пищеварения и слаженную работу органов брюшной полости;

Удана циркулирует в области горла и регулирует работу горловых связок, акт вдоха и проглатывания пищи;

Вьяна проходит через все тело и посредством вен, артерий и нервов распределят полученную от пищи и воздуха энергию.

Основные виды пранаям.

Насчитывают девять основных видов пранаям:
Бхастрика
Уджайи
Сурья – бхедана
Нади – шодхана
Шитали
Ситкари
Бхрамари
Мурчха
Плавини

Особо стоит отметить, что такие пранаямы, как удджайи, бхастрика, щитали, ситкари, хороши для людей, у которых есть проблемы со здоровьем из-за дисбаланса трех дош.

Такие пранаямы, как бхрамари, мурчха, плавини, в основном предназначены для перехода в глубокие измененные состояния сознания.

Нади-шодхана в каком-то смысле универсальна, так как она применима для обеих указанных целей.

Классификация пранаям.

Все пранаямы подразделяются на:
Согревающие – уджайи, бхастрика, сурья-бхедана, то есть, просходит увеличение питты и снижение капхи;
Охлаждающие – чандра – бхедана, шитали, ситкари, происходит увеличение капхи и понижение питты.

В целом, дыхание:
через нос согревает, а через рот — охлаждает;
глубокое дыхание согревает, а поверхностное — охлаждает;
напряженное —согревает, а расслабленное дыхание охлаждает;
вдох имеет тенденцию к охлаждению, а выдох ориентирован на согревание.

По принципу дыхания пранаямы, условно, можно разделить следующим образом:
Форсированное – бхастрика;
Углубленное – удджайи;
Переменное – нади-шодхана, сурья-бхедана;
Замедленное – бхрамари, мурчха

Классическая пранаяма состоит из следующих фаз:
выдох – речака (опустошение);
вдох – пурака (наполнение);
задержка – кумбхака.
Кумбхака (задержка) подразделяется на два вида по моменту выполнения:
после вдоха – «антара кумбхака»;
после выдоха – «бахья кумбхака».

 

Глобально кумбхаку (задержку) также можно отнести к двум типам:
«сахита-кумбхака» – намеренная задержка, комбинированная с вдохом или выдохом;
«кевали-кумбхака» – задержка дыхания спонтанная или инстинктивная.

Предварительные условия для начала практики пранаям.

Прежде чем приступить к практике пранаям, желательно:
иметь стаж регулярной практики асан около полугода (освоение асан, рекомендованных при практике пранаям);
выполнить шаткармы, в частности, джала нети (очищение пазух носа водой);
освоить полное йоговское дыхание;
освоить капалабхати (очищение черепа);
изучить бандхи (энергитические замки)

Подробнее, есть смысл рассмотреть технику выполнения полного йоговского дыхания и капалабхати.

Полное Йоговское Дыхание.

Перед началом практики пранаям необходимо освоить полное йоговское дыхание, которое является базовым дыханием для большого количества пранаям.

Важно, уже на этапе освоения этого дыхания стремиться удлинять выдох.

В идеале, при практике пранаям, базирующихся на полном йоговском дыхании, пропорция между вдохом и выдохом должна составлять 1:2, где один это вдох, а два – выдох.

Полное йоговское дыхание состоит из трех частей:
1. брюшное или диафрагменное дыхание
2. грудное дыхание
3. ключичное дыхание

1. Брюшное дыхание – это дыхание, при котором на вдохе живот идет вперед, а на выдохе вовнутрь. На этапе освоения этого дыхания можно положить ладонь на живот выше пупка, чтобы контролировать движение живота выше пупка.
Это дыхание довольно эффективно. Оно использует 60% возможностей легких.

2. При грудном дыхании на вдохе расширяется грудная клетка, на выдохе она сужается. Живот при этом двигается на вдохе вовнутрь, а на выдохе вперед.
При таком дыхании используется 30% возможностей легких.

3. Ключичное дыхание осуществляется за счет движения грудной клетки вверх, используется только 10% легких, однако, чтобы включить все 100%, надо использовать и этот тип дыхания.
На вдохе ключицы и грудная клетка поднимаются вверх, на выдохе опускаются вниз. Важно начинать движение грудной клеткой из центра, а не поднимать вверх плечевые суставы.

Итак, полное йоговское дыхание включает в себя все три типа описанных выше дыханий.
На вдохе, живот идет вперед, расширяется грудная клетка, ключицы поднимаются вверх;
На выдохе, ключицы опускаются вниз, сужается грудная клетка, живот уходит вовнутрь.

Необходимо отметить, что существует другой вариант выполнения выдоха, когда он начинается с живота, то есть сначала живот идет вовнутрь, потом сужается грудная клетка, после ключицы опускаются вниз.

Оба варианта выдоха правильные, необходимо выбрать один из способов и продолжать его постоянно использовать во время практики пранаямы.

Капалабхати.

Эта техника представляет собой одновременно и Шаткарму – очистительную процедуру, и дыхательную технику:
Сядьте в удобную позу с прямой спиной (сукхасана, падмасана, ваджрасана);
Закройте глаза, соберите внимание в межбровье;
Сделайте резкий выдох носом, при этом живот уводится немного вовнутрь, думать о вдохе при выполнении капалабхати не нужно, концентрируйтесь на акцентированном выдохе, после которого просто расслабляйте живот, тогда вдох произойдет автоматически без какого-либо усилия тела и сознания;
Для начала достаточно 36 дыхательных циклов, когда привыкнете — доведите до 108;
Следите, чтобы грудная клетка и верхние отделы легких не участвовали в дыхании, вы, словно, выталкиваете воздух животом снизу вверх, прочищая голову и все дыхательные каналы носоглотки.
Регулярная практика Капалабхати готовит организм к выполнению Бхастрики.

Практика выполнения основных видов пранаям.

 

1. Бхастрика
Бхастрика переводится, как кузнечные меха, при ее выполнении производится акцентированные и выдох, и вдох:
на вдохе, ноздри немного расширяются, живот выводится вперед, расширяется грудная клетка, растягиваются мышцы вокруг ребер, увеличивается объем грудной клетки;
при выдохе, живот максимально уводится вовнутрь.

При таком интенсивном дыхании происходит гипервентиляция, у неподготовленных практиков возможно головокружение от избытка кислорода.

После дыхания по типу бхастрика принято выполнять задержки дыхания как после вдоха, так и после выдоха:
Выполните несколько дыханий по типу бхастрики;
После, сделайте глубокий вдох;
Выполните мулла бандху, обозначьте уддияна бандху, зафиксируйте джаландхара бандху, остановите дыхание.
Важно не передерживать задержку дыхания, критерием правильно выбранного времени удержания считается плавный ровный выдох, который выполняется после освобождения всех бандх.
Потом, выполните задержку после выдоха;
При выходе из этой задержки вдох должен быть ровным и медленным, если это трудно, то рекомендуется перед вдохом сделать небольшой довыдох.
При выполнении задержки:
Сначала выполните Мулла Бандху, затем Уддияну, после чего Джаландхару;
Отпускайте бандхи в обратном порядке, то есть, Джаландхару, потом Уддияну, после всех Муллу.

Противопоказания:
Повышенное артериальное давление, гипертония;
Астма.
Осваивать осторожно при:
любых формах патологии лёгких;
сердечно-сосудистых заболеваниях;
заболеваниях внутренних органов, прилегающих к диафрагме;
грыжах в брюшной полости.
Польза:
очищает и тонизирует носовые ходы, лобные и гайморовы пазухи;
уничтожает и изгоняет бактерии из носоглотки;
улучшает работу мозга;
хорошо вентилирует, укрепляет и омолаживает лёгкие;
тренирует диафрагму и все мышцы брюшного пресса;
разогревает весь организм;
дарит ощущение бодрости, чистоты в теле, прилива жизненной энергии;
излечивает хронические простуды, воспалительные заболевания носа и горла;
очищает организм от ядов и токсинов.

2. Уджайи пранаяма.
Уджайи – дыхание победителя («у» – расширение, «джайя» – победа) или дыхание, побеждающее все болезни.

Выполнение:
Необходимо чуть сузить голосовую щель;
Постарайтесь произвести, внутри горла, легкое шипение, звук немного похож на храп, без произнесения звука «р»;
При практике Уджайя в одном из положений сидя, выбирайте базой для дыхания полное йоговское дыхание (в практике аштанга йоги рекомендуется грудное дыхание).

На продвинутых уровнях выполнения этой техники, примененяются задержки дыхания как после вдоха, так и после выдоха.

Пропорции задержки:
1:1:2, где 1 это вдох, 1 задержка, 2 выдох;
Потом, увеличиваем задержку, то есть удерживаем пропорцию 1:2:2;
Продолжаем увеличивать задержку до пропорции 1:4:2.

Этот тип дыхания хорошо разогревает тело, сжигает токсины, оздоравливает организм.

Также, уджайи рекомендована людям, страдающим от умственного напряжения и бессонницы. В йога терапии простая уджайи пранаяма применяется как средство лечения сердечных заболеваний.

3. Сурья – бхедана пранаяма.
Сурья – бхедана – солнечная пранаяма, базируется на полном йоговском дыхании.
При ее выполнении используется Вишну мудра.
Она выполняется так: два пальца – указательный и средний – прижимаются к середине ладони, мизинец располагается перед безымянным, большой палец уводится в сторону.

Вторая рука, при этом, в джняна мудре.

 

 

Выполнение:
Выполните выдох двумя ноздрями;
Потом, безымянным пальцем закройте левую ноздрю и выполните вдох через правую ноздрю на фоне полного йоговского дыхания, то есть сначала идет вперед живот, потом расширяется грудная клетка и, наконец, поднимаются вверх ключицы;
После вдоха, большим пальцем закройте правую ноздрю и выполните выдох через левую ноздрю по правилам полного йоговского дыхания, то есть, при выдохе сначала опускаются вниз ключицы, потом сужается грудная клетка, после уводится живот вовнутрь;
Если вы выполняете сурью – бхедану без задержки дыхания, то выдох должен быть в два раза длиннее вдоха.

Есть вариации сурья – бхеданы с задержкой после вдоха:
После вдоха, выполните мула бандху, затем слегка обозначьте уддияна бандху;
двумя пальцами зажмите ноздри и выполните джаландхара бандху.;
До выдоха, отпустите джаландхара бандху (поднимите голову вверх);
Расслабьте живот;
Откройте левую ноздрю;
Отпустите мула бандху, выполните выдох.

Пропорции при дыхании с задержкой на этапе освоения этой пранаямы:
1:1:2, где 1 это вдох, 1 задержка, 2 выдох;
Постепенно, увеличивайте задержку, то есть пропорция 1:2:2;
Далее, до пропорции 1:4:2.

Данная техника оказывает воздействие на правый энергетический канал в теле человека, называемый пингалой. Включение этого канала активизирует физическую активность тела и ума, разогревает организм, способствует усилению пищеварительного огня.

3.1. Чандра – бхедана пранаяма.
Чандра – бхедана – лунная пранаяма.
Техника ее выполнения полностью симметрична Сурья – бхедане пранаяме, то есть вдох производится через левую ноздрю, выдох через правую.
Она активизирует иду – левосторонний энергетический канал. Активность этого канала замедляет все процессы в организме человека, поэтому не рекомендуются увлекаться практикой этой пранаямы.

Хотя, при бессоннице, такая техника будет очень полезна, так как вызовет сонливое состояние.

4. Нади – шодхана
Нади – шодхана – дыхание, очищающие нади(энергитические каналы).
Базой для этого дыхания, так же, будет полное йоговское дыхание.

Выполнение:
Сделайте выдох через две ноздри;
Закройте правую ноздрю, выполните вдох через левую;
Закройте левую ноздрю, сделайте выдох через правую;
Далее выполните вдох через правую, а выдох через левую;
Повторите весь цикл сначала.

Пропорции дыхания:
Без задержек, 1:2 где первая цифра – это длина вдоха, вторая – длина выдоха;
С задержками, после вдоха вначале 1:1:2, потом 1:2:2, и в итоге 1:4:2, где первая цифра – это длина вдоха, вторая – длина задержки, третья – длина выдоха;
С задержками на вдохе и на выдохе, на первом этапе 1:1:2:1, потом 1:2:2:1, после 1:2:2:2 и 1:4:2:2, самый сложный вариант 1:4:2:4, в этих пропорциях первая цифра – длина вдоха, вторая – длина задержки после вдоха, третья – длина выдоха, четвертая – длина задержки после выдоха.

Важно учесть:
Вводить задержку после выдоха имеет смысл, когда практик уже легко дышит с задержкой после вдоха, соблюдая пропорцию 1:4:2;
При задержке после выдоха выполняется полная уддияна бандха, то есть живот максимально уводится вовнутрь и направляется немного вверх под грудную клетку.

Нади – шодхана выравнивает течение энергии в правом и левом каналах энергетического тела. На физическом уровне это проявляется в выравнивании потоков воздуха в левой и правой ноздре.

Обычно, у человека дышит свободнее либо левая, либо правая ноздря, в течение дня активная ноздря меняется.
Считается, что когда обе ноздри свободно дышат, жизненная энергия (Прана) течет по сушумне – центральному энергетическому каналу, тогда тело и ум человека находятся в устойчивом равновесии.

Таким образом, нади – шодхана пранаяма успокаивает ум, помогает бороться со стрессами и способствует принятию адекватных решений в сложных ситуациях.

4.1. Анулома вилома пранаяма.
Анулома вилома – попеременное дыхание, дыхание «против шерсти» («лома» – волос, «ви» – против).
Во многих трактатах по йоге технику, описанную выше и названную Нади – шодхана пранаяма, считают анулома виломой, а в других – нади – шодханой считается техника без задержек дыхания, а анулома вилома – аналогичная техника с задержками.
Единого мнения, в чем отличие нади – шодханы от анулома виломы не существует.

5. Шитали
Шитали – «прохладный» – охлаждающие дыхание.

Существует три варианта выполнения этой пранаямы:
Вариант 1, без задержки дыхания
Сложите язык трубочкой;
Вдох сделайте через эту трубочку;
Уберите язык вовнутрь и выполните обычный выдох носом;
Вариант 2, с задержкой
Сложите язык трубочкой;
Вдох сделайте через эту трубочку;
Выполните задержку дыхания, сделайте джаландхара бандху, затем мула бандху;
Отпустите мула бандху, затем джаландхара бандху;
Выполните обычный выдох носом.
Вариант 3, с соблюденим пропорций дыхания
Выполняйте технику дыхания аналогично второму варианту;
Первоначально, 1:1:1, где первая цифра – длина вдоха, вторая – длина задержки, третья – длина выдоха;
Далее, 1:2:2;
В итоге, 1:4:2.

Данная пранаяма, также, означает спокойствие, отсутствие страстей и эмоций, поэтому эта практика, не только охлаждает и успокаивает физическое тело, но таким же образом воздействует на ум.
Кроме того, практика шитали устраняет голод и жажду, помогает при желудочно-кишечных расстройствах, противодействует ядам.

Важно помнить:
При таком дыхании происходит сильное охлаждение организма, особенно горла, поэтому не стоит практиковать шитали в зимнее время;
В летнюю жару эта пранаяма – хорошее средство от перегрева.

6. Ситкари

В ситкари пранаяме во время вдоха создается звук «си» или «сит», а также некоторая прохлада. Санскритское слово кари означает «тот, кто производит».
По английски эта практика, обычно называется «свистящее дыхание».

Для выполнения этого дыхания:
Приоткройте рот , высуньте слегка наружу язык и прижмите его к верхним зубам так, чтобы оставалось небольшое пространство между языком и зубами;
Сделайте вдох через это пространство;
Закройте рот закрывается, сделайте обычный выдох носом.

То есть техника аналогична шитали, только с другим положением языка,
соответственно и эффект у этих пранаям аналогичен – охлаждение тела.
Есть только одна небольшая разница, в ситкари сознание фокусируется на свистящем звуке, а в шитали оно удерживается на ощущении прохлады при вдохе.
Зачастую, эта практика выполняется после бхастрика пранаямы (особенно если бхастрика практикуется летом), чтобы уравновесить избыточное выделение тепла в теле.
Кроме того, шитали и ситкари способствуют уменьшению головных болей, связанных с повышенным кровяным давлением.

Важно помнить, что в холодное время года от практики охлаждающих пранаям лучше воздержаться, так как усердное их выполнение может привести к ангине.

7. Бхрамари
«Бхрамари» переводится с санскрита, как «большая черная пчела».
Суть ее техники состоит в произнесении звука «М» на выдохе и на вдохе.

Выполнение, первый этап:
Закройте глаза и на протяжении всей практики не открывайте;
Медленно и глубоко вдохните через нос прислушиваясь к звуку дыхания;
Заткните уши указательными или средними пальцами, прижав среднюю внешнюю часть бугорка ушной раковины к ушному отверстию;
Сделайте выдох, производя глубокий мягкий жужжащий звук «М»;
Концентрируйтесь на звуке, поддерживая его низкий тон;
После завершения выдоха опустите кисти рук на колени и медленно вдохните;
Продолжайте практику подобным образом, выполняя от десяти до двадцати циклов;
По окончании, посидите с закрытыми глазами, вслушиваясь в окружающие вас тихие, едва уловимые звуки.
Второй этап:
научитесь произносить «М» на вдохе, втягивая воздух не только носом, но и горлом, а выдох делать обычный.
Третий этап:
Старайтесь произносить «М» и на вдохе, и на выдохе.

Полный вариант пранаямы:
Закройте уши большими пальцами рук, четыре других пальца расположите на голове, подобно чашам (йони мудра);
Произносите звук «М» на вдохе и выдохе и концентрируйтесь на звуке, он вызывает вибрацию во всем теле;
Сначала вибрации заметны в области губ, затем внутри головы, после можно ощутить вибрации вдоль всего позвоночника, включая область копчика;
Во время практики бхрамари, слегка опускайте и поднимайте подбородок, следя за изменением тембра звука.
Выберете то положение головы, при котором вибрации в теле сильнее ощущаются.
На следующих этапах практики можно дополнительно:
После выдоха выполняйте бахья кумбхаку и джаландхара бандху;
После джаландхара бандхи добавьте мула бандху;
Практикуйте технику с йони мудрой – после вдоха выполните кумбхаку и закройте уши большими пальцами, глаза — указательными пальцами, ноздри — средними пальцами и рот — безымянными пальцами и мизинцами;
Выполняйте задержку настолько долго, насколько это комфортно для вас;
Сделайте мула бандху;
Затем выдохните, сохраняя положение пальцев.

Польза:
Эта пранаяма помогает избавиться от ощущения тяжести в голове, преодолеть гнев, беспокойство и подавленность;
Развивает концентрацию и ощущение внутреннего мира, вследствие чего помогает справляться со стрессами, возникающими во внешнем мире;
Снижает кровяное давление, уменьшает головные боли, устраняет заболевания гортани, укрепляет и улучшает голос;
Развивает способность к восприятию звука «нада» (психический звук, слышимый в голове во время медитации).

8. Мурчха пранаяма.
Мурчх означает «затухать, терять сознание» или «замирать». Эта медитативная пранаяма помогает расширить сознание, способствует расслаблению и внутренней просветленности.
Даже один или несколько повторений этой техники могут вызвать состояние «Читта Вритти Ниродха» — остановки мыслеобразования, что дает очень приятный эффект легкости и отдых уму.
Выполнение этой техники дыхания в древних писаниях объясняется весьма завуалированно и закодированно, из-за чего мурчха часто дает повод к двусмысленным толкованиям. Ее выполнение требует основательной подготовки ученика, так как она очень жестко влияет на мозг и органы чувств головы, в особенности, на глаза.
Базой для этого дыхания будет полное йоговское дыхание.

Существует несколько вариантов выполнения этой пранаямы, здесь я рассматриваю наиболее простой и понятный:
Сядьте в падмасане («позе лотоса») или сиддха-сане («совершенной позе»); руки положите на колени, сидите прочно и устойчиво;
Вдохните медленно и глубоко, проходя все этапы полного дыхания йога, затем отклоните голову назад и выполните шамбхави мудру (откройте глаза и смотрите вверх, сведите их в межбровье — воображаемой точке на лбу выше переносицы) с открытыми глазами, сосредотачиваясь на точке между бровями;
Задержите дыхание насколько сможете; руки выпрямлены, кисти давят на колени;
Медленно выдохните, расслабьте руки и закройте глаза, возвращая голову в исходное положение.
Расслабьтесь, ощутите спокойствие и безмятежность.

Вариант:
Задержите дыхание и сделайте джаланд-хара бандху, в этом случае не надо отклонять назад голову и выполнять шамбхави мудру.

Если вы ощущаете головную боль, головокружение после практики — это говорит о том, что сделано слишком много подходов, или время задержки было превышено.

При верном выполнении никаких «побочных эффектов» не возникает, кроме ощущения легкости.
Если же вы не ощущаете никаких эффектов этой пранаямы, попробуйте перед этой практикой сделать 10-20 циклов Капалабхати или Бхастрики и потом сразу перейти к Мурчхе (с осторожностью).
В этом случае эффект гарантирован.

Повторюсь, мурчха пранаяма может выполняться только продвинутыми практикующими, которые уже очистили свои тела и которые имеют хорошую тренировку в задержке дыхания. По мере освоения этой практики число циклов и время ее выполнения может увеличиваться от пяти до десяти минут.

Противопоказания:
Повышенное давление;
Сердечные заболевания
Болезни глаз и ухо-горло-носа;
Воспалительные заболевания;
Период приема антибиотиков;
Категорически нельзя делать эту технику после приема алкоголя или курения табака.

9. Плавини пранаяма.
Плавини означает «парящий».
Об этой пранаяме известно очень мало. Считается, что она помогает садхаке с легкостью держаться на воде, как бы парить над ней.

Краткое описание этой техники таково: “Адепт вдыхает ртом воздух и через пищевод направляет его в желудок, который надувается, как воздушный шар, если в этот момент по нему ударить, раздастся глухой звук”.

Здесь я приведу описание вариации на тему плавини пранаямы, которая, как мне кажется, более актуальна в наше время.

Метод чистки живота, через заполнение его воздухом, выполнение:
Вдохните через правую ноздрю, пока живот не наполниться и не будет выпирать;
Сделайте задержку дыхания на вдохе насколько сможете и двигайте брюшной впадиной, как будто вы изрыгаете, воздух должен двигаться по всей брюшной впадине;
Затем, выдохните с такой силой, как только сможете, чтобы весь загрязненный воздух был выброшен.
Когда сезон изменяется (периоды: март-апрель и сентябрь-октябрь), желчь увеличивается и пищеварение становится слабым, в такие дни эта практика очень полезна, так как удаляет расстройства желчи.

Польза:
Излечивает многие болезни брюшных органов;
Уничтожаются все брюшные паразиты;
Улучшается пищеварение;
Удаляется загрязненный и вредный воздух;
Если практиковать ежедневно, то появится способность удерживаться на воде и оставаться здоровым без еды на протяжении многих дней.

Последовательность освоения и выполнения практики различных пранаям.
Пранаямой можно заниматься как до практики асан, так и после;
Утром нужно тонизировать, пробуждать организм от сна, то есть уделяйте время бодрящим, разогревающим техникам;
Вечером – oсобое внимание на расслабление, уделяйте время успокаивающим техникам;
Начинать выполнять дыхательные упражнени рекмендуется с Капалабхати, ибо эта техника хорошо очищает ноздри и готовит их к дальнейшим практикам, на начальном этапе имеет смысл регулярно выполнять капалабхати без задержек дыхания, потом добавлять задержки на вдохе, после тренировать задержку на выдохе после цикла капалабхати;
После освоения техники капалабхати, переходите к изучению бхастрики, её тоже можно делать вначале занятия дыхательными упражнениями, но важно помнить о противопоказаниях;
Далее, переходите к полному йоговскому дыханию, сделав несколько его циклов;
Затем переходите к сурья бхедана пранаяме, она весьма актуальна в утренние часы, ибо способствует пробуждению тела и ума;
Нади шодхану можно делать либо после, либо вместо сурья бхеданы, она не так бодрит, зато создает ощущение покоя и гармонии. Поэтому нади шодхану пранаяму можно рекомендовать при бессоннице в вечерние часы;
Удджайя пранаяма особенно актуальна, если вы планируете после дыхательных упражнений перейти к практике асан, она поможет дополнительно разогреть тело, что очень важно в зимнее время;
Время охлаждающих пранаям – лето. В жаркую погоду после практики пранаям тело сильно нагревается, поэтому полезно сделать несколько циклов охлаждающих техник, прежде чем перейти к практике асан, либо их можно сделать по завершении практики;
Бхрамари пранаямой лучше всего завершать практику йоги. Однако, если вы от пранаямы планируете перейти к медитации, то легче всего это будет сделать после бхрамари;
Для профилактики бессоницы, вечером, можно сделать пару циков чандра бхедана пранаямы.

Пранаяма

 

Использованные материалы:
1. Лекции и семинары в Московском Университете Йоги;
2. Андрэ ван Лисбет. «Пранаяма. Путь к тайнам йоги»;
3. Шри Б.К.С. Айенгар. «Прояснение Йоги (Йога Дипика)»;
4. Хатха Йога Прадипика. С комментариями Свами Муктибодхананды Сарасвати и Свами Сатьянанда Сарасвати;
5. Свами Сатьянанда Сарасвати «Асана, пранаяма, мудра, бандха»;
6. Материалы из интернета (статьи, лекции, комментарии).