Прежде чем отправиться в вверх по ступеням йоги, или по пути саморазвития, и дойдем до понимания Раджа-Йоги, давайте на секундочку отвлечемся, и ответим себе на один фундаментальный вопрос:
«А что вообще, для меня означает – Йога»?
В Ведических текстах ей дают несколько понятий: «Равновесие», «Единство с высшим сознанием», или «союз», от санскритского корня «йюдж»(слиться, объединиться, запрягать) – проще говоря: обуздать свое физическое тело и ум, и слиться с высшим сознанием (Парабрахманом).
В индийской культуре Йога – это целая философия, относящаяся к одной из шести ортодоксальных школ индуизма. В настоящее время, йога принимает все большую популярность, и не всегда она освещается в полной мере, но каждый может найти в ней что-то свое, что поможет ему познать себя или хотя бы свое тело. Где-то йога – это просто физкультурное приложение к фитнесу, для кого-то способ привести свое тело в порядок, снять стресс, оздоровиться, и может быть постичь что то запредельное. Но в частности понимание йоги не совсем ассоциирующуюся с философскими направлениями буддизма или индуизма. Но как мы выяснили йога – как могучий союз, не только объединяет набор физических действий для укрепления грубого тела, но и учит подчинять себе ум и эмоции (тонкие тела), что способствует нахождению внешней и внутренней гармонии, помогает отвлечься от иллюзорных ценностей, и сконцентрироваться на чем-то действительно важном.
Лично для меня, йога стала образом жизни. Начиналась она просто как: «йога на коврике», или как ее сейчас в основной называют «Ха-тха», со временем переросла в ту, которую можно практиковать везде и постоянно. В ту йогу – которая обращает внимание на то, как и что мы говорим или делаем, о чем думаем и не думаем, какие приоритеты и цели перед собой ставим, как реагируем на жизненные ситуации и какие качества в них проявляем. Для меня йога – это способ мыслить и действовать, находясь в полной гармонии с телом и умом, посвещая при этом свою деятельность на благо всего живого. Этому по сути и учит классическая йога, или как ее сейчас принято называть «Раджа-йога». Сам термин «Раджа йога» появился лишь XIV веке, после появления учения о физкультурной хатха-йоги (в тексте “Хатха-йога-прадипика”), и в буквальном смысле означает «Царица всех йог». Далее йога разделилась еще на несколько путей, но об этом в следующий раз, а сейчас рассмотрим основные 8 ступеней классической йоги:
Первая ступень Яма – взаимодействие с внешним миром. Подразумевает 5 основных принципов взаимодействия, которые помогут подняться на ступень выше:
• «Ахимса» – запрет на причинение вреда, включая самому себе, на насилие и убийство;
• «Брахмачарья» – воздержанность и умеренность во всех проявлениях, особенно это касается чувственных удовольствий.
• «Астея» – неворовство, запрет на присвоение чужого.
• «Сатья» – искренность и правдивость по отношению к себе и к другим людям.
• «Апариграха» – не принятие даров, необладание, запрет на желание обладать
Вторая ступень Нияма – самообуздание. Так же включает в себя 5 основных принципов:
• «Шауча» – соблюдение внешней и внутренней чистоты.
• «Сантоша» – удовлетворенность; довольство тем, что есть; пренебрежение к неудобствам любого рода.
• «Тапас» – самодисциплина, накопление внутренней энергии и направление ее к высшему.
• «Свадхиайя» – постоянное самообразование, самообучение; развитие ума, интеллекта; поиск новых знаний.
• «Ишвара Пранидхана» – посвящение себя и своих дел Богу.
Третья ступень Асана – обретение комфортной и устойчивой позиции.
У Патанджали асана определяется, как «любое удобное положение тела, способствующее сосредоточению». По большей своей части это телесная гимнастика, но в то же время имеет особую эффективность. Тело йога должно быть выносливым и гибким, для того что бы он мог достаточное время проводить в медитации находясь в асане. Асана в то же время, способствует правильному движению энергии (праны) в системе тонких каналов, что позволяет гармонизировать энергетическую структуру практикующего для успешной медитации.
Четвертая ступень Пранаяма – контроль дыхания.
С помощью осознанного дыхания и специальных техник, практикующий должен научиться накапливать и распределять жизненную энергию – прану по телу. С помощью пранаямы, йог должен привести ум и чувства в состояние покоя, а благодаря грамотному распределению энергии напитать и оздоровить тело.
Эти первые 4 ступени йоги непосредственно относятся к физическому и ментальному телам и их здоровью, и нацелены на гармонизацию сил и энергий, что и принято называть – «ХаТха йогой» и являются подготовительными этапами для последующих четырех ступеней духовного восхождения – Раджа-йоге.
Кстати в переводе с санскрита: Ха – означает Солнце (мужская энергия), Тха – Луна (женская энергия), и задача практик, уравновесить эти силы и добиться гармонии (Инь и Янь), только после этого можно приступать к восхождению по следующим четырем ступеням:
Пятая ступень Пратиахара – отстраненность и контроль над чувствами
Это увод чувств от вещей и желаний, и связывает первые четыре и последующие три ступени. Следуя принципам универсальной и личной этики (яме и ниияме) и практикуя асаны и пранаяму, ученик должен обратить чувства и взор внутрь себя и обрести состояние покоя.
Шестая ступень Дхарана – концентрация, способность удерживать ум на одном объекте.
После обретения контроля над телом практикуя асаны, контролируя ум используя пранаяму, направить чувства во внутрь себя с помощью пратиахары, ученик готов перейти на шестую ступень – дхарана. На ней ум успокоен, а разум сосредоточен всего на единственной мысли или одному процессу, который полностью занимает или становиться им самим.
Седьмая ступень Дхиана – медитация
Когда практикующий научается надолго концентрироваться на шестой ступени, он подымается выше. Находясь в состоянии постоянного сосредоточения и глубокой медитации, все органы чувств, мозг, и дыхание становятся единым целым.
Восьмая ступень Самадхи – самореализация или самоподдерживающееся состояние самодостаточности.
Это кульминация овладения йогой, истинное состояние единства и покоя. Это состояние сознания, по сути и является главной целью йоги, когда ум и тело полностью под контролем, эмоции дремлют, а мозг и разум в состоянии активности и концентрации – сознание расширяется, и ученик получает «просветление».
Последние четыре ступени – это йога, задача которой, направленна на работу исключительно с сознанием, то есть медитация и самоанализ. В раджа-йоге нет асан, что уже подразумевает вполне здоровое тело, которое хорошо проработали Хатха-йогой. Исходяиз этого – Хатха йога является неотъемлемой частью Раджа йоги. Согласитесь, ведь нельзя с полной уверенностью отправиться в далекое и очень важное жизненное путешествие (медитацию), если ваше средство передвижения/перемещения в плохом техническом состоянии (Асаны) и не заправлено (Пранаяма). Попробовать конечно то можно, но какой с этого будет результат?