Возвращение древних учений Йоги и Аюрведы к жизни и их широкое распространение в западном обществе не случайно. Современный мир живёт в условиях стимуляции раджаса, стремления обладать материальными благами, погони за остротой эмоциональных переживаний. Поэтому выглядит логичным стремление думающего меньшинства к духовности и поиску проверенной системы, способной стать гарантом здоровья, счастья и любви.
Общее в предназначении Йоги и Аюрведы
Йога и Аюрведа в Индии не являются обычными средствами для излечения заболеваний, которые практикуются определённое время чтобы вылечить недуг.
Аюрведа создана как жизненная система, базирующаяся на медицинских знаниях физического и духовного уровня, позволяющих поддерживать оптимальное здоровье на протяжении всей жизни.
Йогические методы касаются всех областей нашего существования. Физическое состояние, органы чувств, эмоции, ум, духовность и самореализация являются предметом йогического знания. Для осуществления конечной цели йогических практик – реализации истинной природы человека, йога, наука о самопознании и самосовершенствовании, базируется, так же, как и аюрведа, на ведических понятиях о реальности и естественных принципах оздоровления.
Две этих системы, являясь неотъемлемой частью индийской культуры, подчёркивают необходимость сохранения физического и ментального благополучия на протяжении всей жизни.
Йога и аюрведа изучают человека как часть единого целого, определяемую внешними влияниями и внутренними взаимосвязями. В связи с этим, йогический подход и аюрведа являются комплексными системами влияния на состояние индивидуума. Аюрведа отражает медицинский аспект ведической науки, йога – психологический.
Учения йоги и аюрведы передавались из поколения в поколение индийскими мудрецами в форме кратких определений и кодификаций, не имеющих линейной логики, присущей западным учениям. Логика древних ведических трактатов становится понятной лишь в интерпретации опытного учителя, одни лишь шлоки и сутры не способны открыть всю полноту ведического знания.
Фундаментальная сила йоги и аюрведы заключается в единой цели достижения счастья и здоровья для всех живых существ, освобождения от страданий.
Общие концепции
Йога и Аюрведа – две родственных науки, имеющие общие корни, взаимодействующие на протяжении многих веков. Обе науки являются частью всеобщего знания, базирующегося на утверждении о том, что весь мир есть единое целое и что ключ к познанию мироздания находится в нас самих, в нашей психике и нашем сердце. Йога является наукой самопознания. Самопознание начинается с осознания и совершенствования собственного духа и тела.
Концепция Дхармы, естественного закона природы, занимает ключевые позиции во всех великих духовных концепциях Индии. Слово Дхарма происходит от санскритского термина «дхар», что означает буквально «то, что удерживает или поддерживает». То есть в нашем контексте – то, что поддерживает или определяет космический порядок. Иными словами, Йога и Аюрведа отталкиваются в своих исследованиях от общих закономерностей бытия, определяющих реальный миропорядок и управляющих нашим миром. Это универсальные правила, согласно которым должна ориентироваться жизнь человека как частички вселенной, описанные так же в основных религиозно-философских течениях Индии ( в индуизме как Санатана Дхарма, в буддизме – Буддха Дхарма.) По утверждению Дэвида Фроули Йога может быть названа Йога Дхарма, тогда как Аюрведу логично называть Дхармической медициной.
При этом самый важный закон дхармы, кармическое предопределение бытия, влияет на традиции и методы обеих наук. Соблюдение Ахимсы, дхармического закона не причинения боли и вреда живому, так же является основополагающим правилом обеих практик. В этом заключается основное отличие Йоги и Аюрведы от традиционных практик оздоровления, принятых в западном обществе, для которых причинение боли в целях исцеления считается нормой.
Йога и Аюрведа происходят от особых философских и космологических концепций. Классическая Йога Патанджали и классическая Аюрведа Чараки и Сушруты имеют общие корни, первоисточником для них служит ведическая философия Санкхья. 24 главных сущностей мироздания – таттвы, определяют все процессы, протекающие во вселенной. 25 я сущность есть не что иное как чистое сознание Пуруша, заложенное в основе всех и вся, первопричина любого проявления жизни. Пракрити состоит из трёх важнейших качеств – Света или Равновесия (Саттвы), Энергии или Движения (Раджаса) а так же Материи или Сопротивления (Тамаса). Эти три сущности рождают 24 таттвы. Ишвара, понятие созвучное западному образу Бога, так же упоминается отдельно от 24 главных реальностей и является истинным учителем для Йога сутр, создателем и гидом для Аюрведы.
24 таттвы отвечают за структуру вселенной на всех уровнях.
Природа или Пракрити рассматривается как высшая реальность, проявляющаяся в мире духа и материи. Махат, проявление высшего сознания, возникший при соприкосновении Пракрити с Пурушей, проявляется на индивидуальном уровне как Буддхи, способность к познанию, разум. Йога и Аюрведа подчёркивают важность развития Буддхи для самопознания.
Под действием Эго, Ахамкары на санските, Пракрити трансформируется в Викрити, противоестественное состояние, болезненное и искуственное, являющееся предметом йогической и аюрведической наук.
Взаимосвязь индивидуального с окружающей целостностью происходит посредством Манаса, или ума, если речь идёт о человеке. Манас порождает 5 органов чувств (Джнянадрийи) и 5 двигательных сил (Кармендрийи).
5 Джнянадрий человека соотносятся с 5ю главными элементами мироздания:
Ухо или Слух – Эфир, принцип сообщений, связи;
Кожа, Осязание – Воздух, принцип субтильного движения;
Глаз, Зрение – Огонь, принцип света;
Язык, Вкус- Вода, принцип постоянного течения жизни;
Нос, Обоняние – Земля, принцип стабильности.
5 двигательных сил так же соответствуют органам чувств и элементам:
Рот(выражение) -Слух-Эфир
Руки(прикасание) -Осязание- Воздух
Ноги (движение)- Зрение – Огонь
Мочеполовые органы (выдача, эмиссия) – Вкус – Вода
Анус(испражнение) – Обоняние – Земля
5 танматр ( танматра – тонкие элементы мироздания ) энергии, которые так же соответствуют органам чувств и являются проявлениями трёх гун, составляющих Пракрити – равновесия, движения и сопротивления. Танматра Слуха соответствует эфиру, танматра зрения – огню, осязания – воздуху, вкуса- воде и танматра обоняния, соответствующая элементу Земли.
Методы воздействия Йоги и Аюрведы на организм человека основаны на 24 таттвах – реальностях, и различаясь по форме, остаются схожими по содержанию.
Общие методы Йоги и Аюрведы
Область йогического знания, направленная на предварительное очищение и оздоровление организма, или йога- чикитса, в большей степени родственна Аюрведе, и, для своей эффективности использует основополагающие принципы ведической Санкхьи.
В Йога сутрах подчёркивается необходимость терапии для каждого человека, включая профилактические меры для здоровых людей, подверженных опасности заболевания в связи с условиями современного социума.
Дэвид Фроули подчёркивает, что “аюрведа сама по себе является формой йоги. Её можно назвать Йогой исцеления.”
Методы йоги и аюрведы – очищение, стиль жизни, питание, осознание своей истинной природы, в основе своей едины .
Каждый человек уникален. При этом пракрити, определённая при появлении на свет, неодинакова. Дейтсвительно, кто-то рождается больным, а кто-то здоровым . И это не значит что одно хорошо а другое – плохо. Согласно Йоге и Аюрведе родившийся больным может стать совершенно здоровым, только набирая жизненной силы в процессе исцеления. И наоборот, как часто случается в современном нам мире, рождённый здоровым теряет этот бесценный дар в погоне за эфемерными ценностями.
В Йога сутре 02:16 Патанджали утверждает, что будущие страдания можно избежать
Йога и Аюрведа дают нам понятия гармонии. Они описывают пути, ведущие к совершенству. Человек свободен в своем выборе.
В текстах йоги нарушения равновесия дошей называются препятствиями для полноценной практики.
Хатха Йога Прадипика наставляет практикующего – 2.21 «Тот, кто толстый или вялый, сначала должен выполнять Шат-карма (6 очищений). Другим Шат-карма делать не обязательно.
2.22. Дхаути, Басти, Нети, Тратака, Наули и Капалабхати – так называются эти 6 очищений».
Аюрведа рекомендует Панчакарму в целях очищения и оздоровления.
Обе науки особое внимание уделяют питанию. Согласно ведической традиции всё есть пища Sarvam Annam.
В Чарака Самхите подчёркивается важность правильного и умеренного питания:
«Когда пища принимается сбалансированно, она даёт силы, характер,счастье и долголетие, не разрушая равновесия Дхату (тканей) и Дош.
В Хатха Йога Прадипике мы находим следующие рекомендации –
« Йогу вредят следующие 6 вещей : переедание….еда на ночь, еда из одних только фруктов…» шлока 1.15.
В некоторых текстах йоги практика асан ориентируется согласно конституции.
Так например в трактате «Йога рахасья», переведённом Кришнамачарьей, Шри Натхамуни даёт следующие наставления в практике
ШЛОКА 24
Из-за различий в строении и состоянии тел, мест проведения практики, рода занятий и времен года люди подвержены многим видам заболеваний, которые ассоциируются с этими факторами.
В данной шлоке подчеркивается значение индивидуальной практики с учетом особенностей тела конкретного человека, места практики, занятий человека и сезонных изменений. Если эти факторы не принимать во внимание, йога не принесет желаемых результатов. Болезни проистекают от неправильных ассоциаций.
ШЛОКА 31
Из-за различия в строении тел не всем людям можно выполнять все асаны. Потому что в действительности люди бывают полные и худые, горбатые и хромые.
ШЛОКА 32
Великие мудрецы, исследуя потребности всех типов людей, разработали множество асан. Надо понять, какие из этих асан подходят данному человеку, и лишь после этого обучать его этим асанам.
Учителя не должно вводить в заблуждение рвение ученика. Он должен обучать его только тому, что подходит в данное время.
Например будет сложно выполнять некоторые перевёрнутые асаны людям конституции вата или капха, У которых слабая шея и руки (вата) или большой вес (капха).
ШЛОКА 55
При лечении больных людей важно знать все разновидности этих асан. Учитель должен обладать полным знанием всех асан и их модификаций. Практикуя асаны, необходимо контролировать дыхание. Мысли должны отслеживать дыхание…
ШЛОКА 56
Подобно огню, удаляющему все загрязнения металла, пранаяма устраняет все загрязнения чувств.
Аюрведа расценивает асаны как один из методов исцеления и успешно использует их на практике.
Таким образом, две древних индийских науки схожи в принципах познания и исцеления человека. Совершенно логичным представляется их взаимопроникновение. Совмещение методов той и другой дисциплины может только обогатить и оптимизировать их влияние на организм человека.
Юлия Пасхалис