Аштанга-виньяса-йога – это авторский стиль хатха-йоги, который представляет собой динамичную практику с определенной последовательностью асан, усложняющейся по мере прогрессирования практикующего. Еще одной особенность является то, что переход между асанами осуществляется через динамическую связку – виньясу. Подробнее о нюансах этой практики и ее истории вы узнаете из данной статьи.
Восемь частей Аштанга-йоги
Само название аштанга-виньяса-йога отсылает нас к изложенному в «Йога-сутрах» Патанджали учению об аштанга-йоге или классической йоге восьми частей. «Ашта» в переводе с санскрита означает восемь, «анга» – нога, ветвь, часть. Таким образом, Патанджали первым применил термин «аштанга» для обозначения своих философско-религиозных воззрений, о которых мы поговорим далее, а затем этот термин лег в основу названия стиля хатха-йоги – аштанга-виньяса-йоги.
Патанджали выделяет следующие части аштанга-йоги:
Яма: контроль чувств и действий, направленный на воздержание от страстей. Яма включает пять основных принципов: ахимса (ненасилие), аатья (правдивость), астея (не присвоение чужого), брахмачарья (контроль похоти, внутренняя собранность, не распущенность) и апариграха (нестяжательство, ненакопительство, непривязанность).
Нияма: принципы, которые формируют благоприятную среду для развития, культивируя духовную дисциплину. К ним относятся: шауча – очищение тела, сантоша – удовлетворенность; тапас – самодисциплина, закалка; свадхьяя – самообразование, Ишвара-пранидхана – принятие высшего духовного аспекта.
Асана: на этой стадии мы учимся управлять своим телом, выполняя различные позы йоги, направляя при этом внимание внутрь себя. Главная функция асан – настроить более тесную связь с телом, чтобы практикующий мог управлять им как инструментом, а если требуется, оказать и оздоровительный эффект.
Пранаяма: это контроль над дыханием. Необходимость работы с дыханием обусловлена тесной взаимосвязью дыхания и психики. Суета в мыслях часто сопровождается дисбалансом дыхания, и наоборот – уравновешивая дыхание, наблюдая вдохи, задержки и выдохи, можно приводить в равновесие психические функции.
Пратьятхара: освобождение чувств от воздействий внешних объектов. Вместо погони за чувствами внешнего восприятия (еда, развлечения, секс и т.д.) необходимо направить свое внимание к собственному внутреннему источнику.
Дхарана: на этом этапе, освободившись от факторов внешнего восприятия, практикующий сосредотачивается на концентрации. Цель этой практики – научиться замедлять мыслительный процесс, удерживая сознание в одной точке.
Дхьяна: это состояние медитации, которое возникает в результате непрерывной концентрации сознания (дхараны). Целью этого процесса является чистое созерцание и отсутствие четкого разделения между субъектом, процессом и объектом медитации.
Самадхи: это наивысшая цель аштанга-йоги – конечное растворение созерцающего в созерцаемом. Патанджали охарактеризвал самадхи, как состояние блаженства или экстаза. На этом этапе идея «я» полностью растворяется, достигаестся состояние полного единства с миром.
Особенности Виньясы
Практика аштанга-виньяса-йоги состоит из числа статичных асан и асан, преобразованных в определенную динамическую связку – виньясу. Само слово «виньяса» – санскритский термин, состоящий из двух частей: «ви» – близкое к русской приставке «раз-» – разделять и «ньяса» – прикладывать, размещать. Можно сказать, что виньяса – это техника, которая, как бы разделяет цепь статических асан, предавая практике ритм и динамику, при этом она всегда осуществляется при синхронизации дыхания и движения.
Аштанга-виньяса-йога зародила множество современных направлений виньяса-йоги, в которых последовательность асан каждый раз варьируется. Отличием же практики непосредственно самой аштанга-виньяса-йоги является то, что она имеет шесть серий, каждая из которых включает в себя определенное число асан, последовательность которых остается неизменной внутри одной серии.
История Аштанга-Виньяса-йоги
Согласно парампаре (линии преемственности от учителей к ученикам) аштанга-виньяса-йоги, истоки этой практики восходят к древнему йогическому трактату «Йога-корунта» написанным Вамана Риши от 2 до 5 тысяч лет назад.
В начале 20 века копию трактата, написанную на пальмовых листьях, передал своему ученику гуру Раммохан Брахмачари. В 1931 году тот самый ученик, которого звали Тирумалай Кришнамачарья, был приглашен преподавать в санскритском колледже в Майсуре. Там он впоследствии обучил системе аштанга-йоги своего ученика – Паттабхи Джойса. Именно в то время окончательно сформировался стиль аштанга-виньяса-йоги, знакомый нам сегодня.
Аштанга-виньяса-йога на Западе
Шри К. Паттабхи Джойс сыграл важную роль в становлении и распространении современной хатха-йоги. Он развивал и популяризировал направление аштанга-виньясы, основав в 1948 году Научно-исследовательский институт аштанга-йоги в Майсуре. В 1964 году у Паттабхи Джойса появляется первый ученик с запада, в 1972 году в Майсур стали приезжать первые американцы, а уже через три года он проводит свой первый семинар в Калифорнии.
Так аштанга-йога проникает в Америку, а затем на Гавайи. Формируется некое йога-сообщество – людей привлекала аутентичность и сложность выполнения практики.
В следующие 25 лет аштанга-йога интенсивно распространяется по всей территории Америки, Европы, России, Японии, Израиля, Чили, Канады, Австралии, Швейцарии и другим странам. Написанная Паттабхи Джойсом в 1958 году книга «Йога Мала» – своеобразный учебник по аштанга-виньяса-йоге – была переведена на основные мировые языки.
Шри К. Паттабхи Джойс учил вплоть до дня, когда он покинул этот мир – 18 мая 2009 года. После миссию главного учителя шалы в Майсуре взял на себя его внук и единственный приемник Шарат Джойс: каждый день он обучает учеников в своих классах. Аштанга-виньяса-йогу продолжают практиковать и преподавать миллионы последователей по всему миру.
Элемента Аштанга-Виньяса-Йоги
Практика аштанга-виньяса-йоги включает в себя несколько традиционных элементов, отличающих ее от других видов йоги.
К ним относятся:
- уджайи,
- дришти,
- бандхи (энергетические замки),
- мантры.
Остановимся на каждом из них отдельно.
Уджайи: это определеная дыхательная техника. Название в переводе с санскрита звучит как дыхание героя или дыхание, дарующее победу. В аштанга-виньяса-йоге мы используем уджайи на протяжении всей практики. Дыхание осуществляется через нос при легком давлении в области горловой щели, что позволяет ей немного сомкнуться, в результате чего получается издавать шипящий звук, который некоторые сравнивают с шумом прибоя или шипением змеи. За счет этого шипения, успокаивается ум – происходит автоматическое переключение с мыслительного процесса на звук, исходящий из голосовой щели. Также уджайи разогревает все тело, что позволяет повысить уровень травмобезопасности при выполнении асан, сняв лишнее физическое напряжение.
Дришти: в переводе с санскрита означает «смотрение», «взгляд». Эта практика направления взгляда на определенный объект с полной концентрацией на нем. Несмотря на кажущуюся простоту, освоить дришти не так легко: главная цель цель состоит не в том, чтобы рассмотреть объект взгляда во всех деталях, а в том, чтобы успокоить флуктуации ума, приведя внимание в однонаправленное состояние, «включив» осознанность. Шри К. Паттабхи Джойс давал эту практику своим ученикам уже после освоения дыхания уджайи.
Восемь традиционных дришти в аштанга-виньяса-йоге:
1. насагра – кончик носа; 2. брумадхья – межбровье; 3. падхайораграй – пальцы стоп; 4. ангушта ма дьяй – большие пальцы рук; 5. наби чакра – пупок; 6. хастагра – кончики пальцев рук; 7. паршва – направление взгляда в сторону (вправо или влево); 8. урдхва антара – направление взгляда вверх.
Бандха: в переводе с санскрита – «держать», «удерживать». Бандхи представляют собой мышечные (энергетические) «замки». На физическом плане – это контролируемое сокращение определенных мышц тела, в результате которого происходит изменение внутреннего давления, воздействия на органы, мышцы, нервы и физиологические процессы. На тонком плане – это контроль течения праны (жизненной энергии) в теле для того, чтобы она была максимально эффективно направлена и использована. В аштанга-йоге используются мула-бандха, уддияна-бандха и джаландхара-бандха. Три этих бандхи являются одним из ключевых принципов практики аштанга-виньяса-йоги. Первые две выполняются во всех асанах.
- Мула-бандха: это сокращение сухожильного центра промежности. На тонком плане мула-банаха стимулирует работу Муладхара-чакры. В тексте «Хатха-йога-прадипика» говорится, что эта бандха вызывает соединение праны и апаны (жизненной и отработанной энергии), что генерируют и выделяют в теле большое количество тепла, стимулируя обменные процессы, нервную систему, кровообращение и функции мозга.
- Уддияна-бандха: в традиционном исполнении представляет собой поднятие живота и области диафрагмы вверх на задержке дыхания после выдоха. В аштанга-виньяса-йоге этот замок выполняется несколько иначе: живот не направляется вверх, а подтягивается к позвоночнику, создавая мышечный тонус, дыхание при этом не прерывается. Уддияна-бандха стимулирует кровообращение и массаж внутренних органов, также на энергетическом плане работает с областью Манипура-чакры.
- Джаландхара-бандха: горловой замок. При его выполнении подбородок опускается вниз по направлению к яремной впадине. При этом происходит сдавливание сонных синусов, что помогает уравновесить ум за счет замедления сердцебиения. Также горловой замок стимулирует область горла и работу щитовидной железы, на энергетическом – область Вишуддха-чакры.
Мантры: традиция аштанга йоги предполагает произнесение открывающей мантры в начале практики и закрывающей мантры в конце практики. Традиционно мантры пропевают вслух, повторяя строку за строкой вслед за учителем, который построчно произносит мантру. Первую и последнюю строки – слог «ОМ» – учитель и ученики произносят синхронно. Если по каким-то причинам вы не хотите произносить мантры вслух, допускается произношение про себя.
С открывающей мантры начинается занятие – это выражение почтения учителям, даровавшим нам знание йоги, которое избавляет нас от тьмы неведения, ведет к знанию, здоровью и свету.
В закрывающей мантре мы желаем всем мира и счастья. На протяжении всей практики мы накапливаем тапас – благоприятную чистую энергию, которая позволяет нам действовать в этом мире, материализует наши мысли и намерения. И произнося закрывающую мантру, мы отдаем часть этой энергии на благо всех живых существ.
Открывающая мантра:
- om
vande gurūṇāṃ caraṇāravinde
sandarśita svātma sukhāvabodhe ।
niḥśreyase jāṅgalikāyamāne
saṃsara hālāhala mohaśāntyai ॥
ābāhu puruśākāraṃ
śaṅkhacakrāsi dhāriṇam ।
sahasra śirsamaṃ śvetamaṃ
praṇamāmi patañjalim ॥
om - Ом.
Я припадаю к лотосовым стопам учителей,
Открывших [мне] об атмане (душе) благое знание.
Достигшие высшего блага, подобно лесным целителям,
Обезвреживающие смертельный яд иллюзий
Сансарного (мирского) существования.
от плеч в форме человека,
Держащему в руках морскую раковину,
Метательный диск и меч,
Тысячеглавому и просветленному
Патанджали1 я поклоняюсь.
Ом.
Закрывающая мантра:
- Om svasti prajābhyaḥ paripālayantām ।
nyāyena mārgeṇa mahīṃ mahīśāḥ ।
go-brāhmaṇebhyaś śubham astu nityam ।
lokās samastā sukhino bhavantu ।।
Om śāntiḥ śāntiḥ śāntiḥ - Ом.
Пусть добро защищает и направляет поколения.
Пусть правители правят по справедливости.
Да пребудут коровы, брахманы и люди
в нескончаемом благополучии.
Да будет счастье во всем мире.
Ом, мир, мир, мир.
Принцип Тристана
Основополагающим компонентом практики аштанга-виньяса-йоги является принцип Тристана. Фактически – это соединение трех главных элементов аштанга-йоги: виньясы (системы дыхания и движения), бандх и дришти. Если не уделять внимание этим аспектам – ваша практика превращается в выполнение физических упражнений. Достигнув синхронизации и целостности этого принципа, вы можете приступать к практике «внутренней йоги» – дхаране (концентрации) и дхьяне (медитации).
Шесть серий Аштанга-Виньяса-Йоги
Первая серия называется начальной серией или «Йога Чикитса», что в переводе с санскрита означает «исцеление». Эта серия имеет восстановительный эффект и даже если вы практикуете вторую и третью серии, ее рекомендуют выполнять стабильно два раза в неделю. Первая серия cчитается самой главной, это основа для понимания всех остальных серий.
Вторая серия – «Нади-шодхана» – относится к промежуточной серии и имеет более сложную последовательность асан.
Далее следуют четыре продвинутые серии. Все серии постепенно усложняются: если вы овладели первой серией, это означает, что вы можете начать освоение второй, более сложной.
Асаны Аштанга-Виньяса-Йоги
Каждая асана – это положение тела, которое задает контуры движения энергии, а дыхание, как активизирующая сила, способствует очищению энергетических каналов (нади). Цель асаны – стать некой формой медитации: асаны подготавливают тело и ум к более высоким практикам йоги, развивая качества сознания и являясь важной частью духовного пути. Если вы только начинаете свое знакомство с практикой аштанга-виньяса-йоги, вам необходимо изучить подводящие упражнения к асанам, и постепенно осваивать полный варианты выполнения. В противном случае очень велик риск получения травмы, которая может лишить вас прогресса на долгие годы.
Все асаны внутри одной серии можно разделить на четыре группы: асаны стоя, асаны сидя, асаны лежа, перевернутые асаны. Все они имеют строгую очередность и относятся к основному комплексу асан, перед которым выполняется «Сурья Намаскар». Разберем эти группы подробнее.
Сурья-Намаскар: «Приветствие солнцу». Это идеальная техника для разогрева и пробуждения тела перед основным комплексом. В аштанга-йоге Сурья Намаскар имеет две вариации: А и В. Вариация А повторяется пять раз, вариация В – от трех до пяти раз. При этом количество циклов выполнения может варьироваться, так на одной из своих конференций Шарадж Джойс отметил, что количество повторений зависит от индивидуальной практики: если вы выполняете половину серии – количество циклов можно увеличить до 10 в вариации А и до 6 в вариации В. Если вы практикуете сразу две серии, то количество циклов можно сократить до 3 в вариации А и 2 в вариации В.
Асаны стоя: закладывают фундамент для дальнейшей практики основного комплекса, они выполняются в первую очередь. Эта группа асан тонизирует весь организм и костную систему, укрепляет лодыжки, колени, мышцы ног, при регулярной практике устраняется плоскостопие. Здесь вы учитесь правильно стоять, распределять вес тела – от того, как вы привыкли это делать в первую очередь зависит ваша осанка.
Асаны сидя и асаны лежа: это группы асан, выполняемые поочередно в середине комплекса. Асаны этих обеих групп способствуют вытяжению позвоночника, оказывают положительное влияние на межпозвоночные диски, способствуют раскрытию грудной клетки, стимулируют внутренние органы, устраняют проблемы желудочно-кишечного тракта, в том числе вздутие живота, раскрепощают таз, вытягивают заднюю поверхность ног.
Перевернутые асаны: эта группа завершает основной комплекс. Сюда относятся асаны в которых голова находится ниже уровня сердца. Их выполнение начинается с Саламба Сарвангасаны (знакомой нам, как «березка»). Перевернутые асаны улучшают работу мозга, успокаивают ум и повышают концентрацию, убирают застойные явления в нижних конечностях и органах малого таза, а также улучшают кожу лица и состояние волос за счет интенсивного кровообращения.
Майсор и лед классы
В традиции аштанга-виньяса-йоги существуют два формата практики: майсор-класс и лед-класс. Первый получил свое название от города Майсур, где находится Аштанга-йога-шала, основанная гуру Паттабхи Джойсом. Вначале это был единственный формат занятий и только спустя много лет добавился лед-класс, проводимый два дня в неделю. Итак, в чем же отличие?
Лед-класс: от англ. lead – вести, направлять. В формате этого класса практика полностью проходит под руководством преподавателя: он называет асаны и виньясы, которые нужно выполнять, регулирует дыхание, ведет счет длительности выполнения асан. Под этот счет вся группа отстраивает свое дыхание и синхронно выполняет последовательность, следуя указаниям. Также для новичков даются инструкции по отстройке асан, удержанию бандх и направлению взгляда (дришти). Таким образом, лед-класс позволяет быстрее ознакомиться с методом аштанга-виньяса-йоги и выучить последовательность выполнения асан, после чего рекомендуется продолжать практику в майсор-классе.
Майсор-класс: здесь преподаватель не ведет счет, не называет асаны и виньясы последовательности – практикующий уже знает их сам. Здесь вы выполняете последовательность в своем темпе под наблюдением преподавателя, задача которого помочь каждому ученику улучшить его индивидуальный вариант выполнения асан, помочь с правками, придать стимул для перехода на более продвинутый уровень. Обычно продолжительность майсор-класса составляет 2,5 часа, однако практика не будет заканчиваться одновременно для всей группы: для каждого ее продолжительность будет индивидуальной в зависимости от длины дыхания и последовательности. Поэтому приходить в такой класс можно чуть позже, главное закончить практику ко времени окончания занятия.
Преимущества Аштанга-Виньяса-Йоги
Аштанга-виньяса-йога приносит огромную пользу как на физическом, так и на психическом и ментальном планах. Приведем лишь некоторые эффекты, которые вы сможете ощутить на себе при регулярной практике.
Улучшение здоровья и функциональности тела: асаны оказывают воздействие на различные внутренние органы и системы организма, тонизируя и омолаживая их, повышают гибкость позвоночника и суставов, тонизируют мышцы и со временем улучшают их гибкость. Тело в процессе практики становится более симметричным и ровным, повышаются такие показатели, как сила, гибкость, координация движения, выносливость.
Поддержание ментального здоровья: при регулярной практике происходит снижение стресса и беспокойства, восстановление нервной системы. Практику асан можно назвать одним из методов телесно-ориентированной психотерапии: задавая усиление телесного симптома в виде сжатия мышц, а затем расслабляя напряженную область, мы облегчаем выход подавленных эмоций. Эта практика способствует достижению спокойного и стабильного внутреннего эмоционального состояния, развивает внимание и осознанность, приводя к общему психологическому благополучию.
Балансировка гормонального фона: со временем железы внутренней секреции замедляют выработку нужных гормонов, и для восполнения этого дефицита зачастую люди вынуждены принимать гормональные препараты. Однако, поддержку организма способна дать практика аштагша-виньяса-йоги: определенные асаны вызывают механическое воздействие на внутренние органы, в том числе, отвечающие за выработку гормонов (поджелудочную железу, надпочечники щитовидную и паращитовидную железы), происходит перераспределение крови и жидкостей в организме, что положительно влияет на биохимические процессы.
Снижение кровяного давления: согласно некоторым исследованиям, регулярная практика аштанга-виньяса-йоги способствует понижению кровяного давления. Такой эффект возникает в частности благодаря дыхательной технике уджайи, которая используется на протяжении всей практики: воздух поступает в легкие через сомкнутую щель, обеспечивая плавное поступление кислорода, что способствует снижению кровяного давления. Помимо этого, сама по себе практика является прекрасной тренировкой для сердечно-сосудистой системы, помогающей нормализовать кровяное давление.
Снижение веса: хотя аштанга-виньяса-йога напрямую не направлена на похудение, она безусловно поможет избавиться от лишнего веса. Практика представляет собой интенсивную сердечно-сосудистую тренировку, обеспечивающую эффективное сжигание калорий благодаря силовому аспекту и асанам, направленным на укрепление мышц. Помимо этого, избавление от стресса и приведение в баланс нервной системы, в результате занятий, будет также способствовать нормализации веса. Для достижения заметных результатов необходимо, чтобы практика была регулярной.
Часто задаваемые вопросы
Когда заниматься Аштанга-Виньяса-Йогой?
Хотя аштанга-виньяса-йогой можно заниматься в любое время, традиция рекомендует выполнять асаны рано утром до восхода солнца – если вы практикуете самостоятельно, то советуем придерживаться этого распорядка. В большинстве школ практика в майсор-классах проходит с 6 до 8 утра. Занятия в лед-классах проводятся в основном по субботам, а воскресенье, согласно традиции, считается выходным днем. Также не рекомендуют практиковать в полнолуние и новолуние: это принцип следования ритмам природы, чтобы приблизить нашу жизнь к гармонии с ней.
Как начать заниматься Аштанга-Виньяса-Йогой?
Если вы решили начать заниматься аштанга-виньяса-йогой, то прежде всего вам нужно найти место, где вы сможете обучаться. Аштанга-виньяса-йога – серьезная традиционная практика, требовательная не только к ученикам, но в первую очередь к преподавателям. Поэтому вы навряд ли вы найдете такие классы в расписании обычных фитнес-центров, а если и повезет, то уровень занятий с большой долей вероятности будет довольно сомнительным.
По этой причине стоит сразу искать специализированную школу или студию йоги, которая обучает данному направлению. Прежде всего изучите студии, находящиеся рядом с вами: желательно, чтобы на дорогу уходило не слишком много времени, так как в традиционной аштанга-йога-шале преимущественно практикуют майсор-классы, занятия в которых начинаются рано утром – с 6 до 8 часов. Поэтому, если вы настроены практиковать регулярно, учитывайте ранние подъемы и время, которое будет уходить на дорогу.
Когда вы определитесь со студией, не спешите записываться в майсор-класс и группу продвинутого уровня, даже если вы обладаете отличной физической формой. Советуем записаться в группу для начинающих. На начальном этапе очень важно усвоить основные принципы аштанга-виньяса-йоги, которым не будут подробно обучать в классах для тех, кто уже имеет опыт этой практики. Начиная с самых азов, вы сможете планомерно продвигаться вперед, более эффективно и безопасно совершенствуясь в практике. Если вы хотите добиться устойчивых результатов, необходимо помнить, что любое направление йоги, в том числе аштанга-виньяса, не терпит спешки, поэтому вашими спутниками должны стать осознанность, терпение и регулярность, тогда плоды практики не заставят себя ждать.
Как Аштанга-Вниьяса-Йога меняет тело?
Регулярная практика аштанга-виньяса-йоги способна привести ваше тело в прекрасную форму: во время занятия вы используете собственный вес тела, при этом статичные асаны сменяются динамичными виньясами. Все это тонизирует и включает в работу каждую мышцу. По сути, вы выполняете аэробную тренировку, что способствует снижению лишнего веса. С каждой практикой ваше тело будет становится более выносливым, гибким и сильным, приобретет равновесие и черты атлетического типа. Помимо этого, практика аштанга-виньяса-йоги способна омолодить организм и замедлить процессы старения: в асанах замедляется дыхание, снижается кровяное давление, вегетативный тонус нервной системы смещается в сторону ее парасимпатической части. Таким образом, замедляются процессы старения, продлевается молодость тела.
Травмоопасна ли Аштанга-Виньяса-Йога?
Как и в любом виде физической активности, во время занятий аштанга-виньяса-йогой существует вероятность получения травм, если не соблюдать правила травмобезопасности. В особенности это актуально для новичков: в погоне за быстрыми результатами, многие хотят как можно быстрее освоить сложные асаны, к которым тело пока еще не готово. Как резкие движения, так и планомерная некорректная нагрузка на тот или иной сустав, вызвают травмы, которые порой могут лишить вас возможности практиковать на многие месяцы вперед, поэтому так важно соблюдать технику безопасности. Наиболее уязвимые участки тела: поясница, колени, шея, запястья – всегда удерживайте внимание в этих зонах.
Конечно, в рамках статьи мы не сможем дать вам все правила техники безопасности – это отдельная большая тема и важнейшая причина начать свое знакомство с практикой с посещения курса для новичков, где опытный преподаватель расскажет вам все нюансы безопасного и корректного выполнения асан. Занимаясь в классах для продолжающих, где численность практикующих обычно велика, будьте готовы к тому, что у преподавателя просто не будет возможности контролировать каждого ученика отдельно, что повышает риск получения травмы, поэтому будьте благоразумны и адекватно оценивайте возможности своего тела. Не забывайте, что в первую очередь йога – это осознанность и планомерная регулярная практика.
Аштанга-Виньяса – это самый сложный стиль йоги?
Действительно, многие считают аштанга-виньяса-йогу самым силовым и физически сложным стилем хатха-йоги. Этому есть свои основания: даже самая базовая первая серия в полном варианте представляет собой продолжительную (до двух часов) динамичную практику и имеет целый ряд продвинутых асан, что требует хорошей физической подготовки – в первую очередь выносливости и гибкости.
Сегодня многих привлекает некий вызов, строгость и сложность этой практики. Однако, следует помнить, что аштанга-виньяса-йога – это не спорт, напротив, если перенапрягать мышцы – прогресса не будет, так как энергия, полученная во время практики, будет уходить на восстановление, а не на подпитку нервной системы. Перенапряженная мышца – это всегда блокировка движения энергии и энергетических токов. Поэтому важно начиная заниматься аштанга- виньяса-йогой и интегрируя практику в свою жизнь, не забывать, что конечная цель любой йога-практики – стать некой формой медитации. И в данном смысле, через сложные техники и асаны вы подготавливаете ваше тело и ум к более высоким практикам йоги, развивая качества вашего сознания.
Самые знаменитые в мире преподаватели Аштанга-Виньяса-Йоги
Шри Кришна Паттабхи Джойс (Индия) безусловно навсегда останется самым авторитетным и всемирно известным учителем аштанга-виньяса-йоги. Ученый-пандит, знаток Вед и санскрита – именно он заложил современную форму этой практики, открыв ее всему миру. Паттабхи Джойс родился в 1915 году в семье браминов. Его отец, священник и астролог, с малых лет обучал сына санскриту, ведам и ритуалам индуизма. В возрасте 12 лет мальчик начал изучать йогу у Шри Кришнамачарьи, а затем на протяжении почти 30 лет он продолжал формальное обучение у своего Гуру. Паттабхи Джойс более 70 лет своей жизни посвятил практике и преподаванию аштанга-виньяса-йоги.
Сарасвати Рангасвами Джойс (Индия) – дочь Гуруджи Шри К. Паттабхи Джойса. С самого раннего детства она в игровой форме изучала йога-асаны, а с десяти лет пришла к последовательной практике под руководством своего отца. Многие годы она ассистировала Гуруджи на занятиях, а к 30 годам начала обучать аштанга-виньяса йоге самостоятельно на регулярной основе. В течение 11 лет учениками Сарасвати были только женщины, но затем она организовала смешанные классы, став первой женщиной в Майсоре, обучающей мужчин и женщин вместе. Ее поступок вызвал немало критики: традиционно в индийском обществе мужчины и женщины всегда обучались отдельно.
Шарат Рангасвами Джойс (Индия) – сын Сарасвати Рангасвами, внук Шри К. Паттабхи Джойса. Несмотря на то, что Шарат был очень болезненным ребенком, свои первые асаны он освоил уже в 7 лет и до юношеского возраста экспериментировал с первой и второй сериями. В возрасте 19 лет он начал формальное изучение системы аштанга-йоги под руководством своего дедушки и гуру Паттабхи Джойса, а вскоре уже ассистировал ему на занятиях. В течение двадцати лет он был правой рукой Гуруджи, путешествуя с ним по миру и неся учение аштанга-виньяса-йоги. В 2007 году, когда Паттабхи Джойс решил оставить преподавание, Шарат возглавил его институт и стал главным учителем йога-шалы. Сегодня Шарат является единственным учеником Гуруджи, который освоил и продолжает практиковать полные шесть серий Ашатнга-виньяса-йоги.
10 самых популярных преподавателей Аштанга-Виньяса-Йоги на Западе
Мэти Эзрати (США) до знакомства с йогой профессионально занималась балетом. В 20 лет Мэти открыла для себя йогу, а уже вскоре основала Центр йоги в Лос-Анджелесе, став там учителем и директором. В 1985 году ее центр посетил Паттабхи Джойс, встреча с которым положила начало долгому обучению и практике, а также множеству поездок в Майсор. Она была одной из немногих женщин, выполнявших продвинутые серии. Мэти обучалась также у Гиты Айенгар в Институте Б.К.С. Айенгара в Пуне. Это сформировало ее собственный подход к йоге: сочетание принципа виньясы с точной отстройкой асан из традиции Айенгара.
В 1987 году совместно со своим спутником Чаком Миллером Мэти открыла студию Yoga Works в Калифорнии, которой они вместе управляли до переезда на Гавайи в 2004 году. Мэти продолжала преподавать и вела семинары до своего ухода из этого мира в 2019 году.
Чак Миллер (США) долгое время изучал и практиковал йогу самостоятельно. В 1980 году Чак Миллер попал на семинар Паттабхи Джойса в Сан-Франциско – так началось его обучение у Гуруджи, которое продлилось 18 лет. После смерти Паттабхи Джойса, Чак несколько раз ездил в Пуну на обучение к Айенгару. Как и его спутница Мэти Эзрати, он убежден, что эти два направления имеют много общего. Сегодня Чак Миллер проводит семинары по всему миру.
Тим Миллер (США) в середине 1970-х переехал в Калифорнию (Энсинитас) – альма-матер аштанга-йоги в Америке. Там он познакомился Брэдом Рэмси – одним из первых американских практиков аштанга-виньяса-йоги и основателем местной йога-шалы, куда вскоре приехал Паттабхи Джойс со своим трехмесячным семинаром. По окончании семинара, Тим полностью освоил вторую серию, прошел курс пранаямы и получил от Гуруджи благословение на преподавание.
В начале 1980-х Бред Рамси переехал на Гавайи, передав Тиму управление йога-шалой, которую Паттабхи Джойс впоследствии назовет «своим домом в Америке». Тима Миллера считают одним из самых близких учеников Гуруджи: в свой первый приезд в Индию он жил в его доме и стал первым студентом, лично получившим из рук гуру официальную авторизацию. Сегодня Тим Миллер продолжает руководить йога-шалой в Энсинитасе, а также ведет семинары по всему миру.
Ричард Фриман (США) с юности практиковал йогу и медитацию, изучал индийскую философию, какое-то время был кришнаитом. Обучался в Индии бхакти-йоге и хатха-йоге в традиции Свами Шивананды, после чего был приглашен в Иран для преподавания йоги императорской семье. В Иране Ричард изучил суфизм и открыл для себя йогу Айенгара, которую практиковал в дальнейшем в течение многих лет. Однако после встречи с Паттабхи Джойсом он полностью принял традицию аштанга-виньяса-йоги.
В конце 1980-х Ричард вместе со своей женой Мэри Тэйлор открыл шалу в Колорадо (Боулдер), ставшую одним из главных аштанга-центров в Америке. Сегодня они продолжают проводить свои интенсивы. Кроме того, Ричард Фриман написал и издал ряд книг по йоге и методу аштанга-виньясы.
Эдди Штерн (США) пришел в практику йоги, когда ему было около 18 лет, и это в корне изменило его жизнь. Из среднестатистического проблемного подростка, который был не прочь побаловаться наркотиками и алкоголем, он превратился в адепта здорового питания, стал изучать индийскую философию, бросил пагубные привычки, начал медитировать и заниматься дыхательными упражнениями. К 20 годам йога стала единственным занятием, интересовавшим Эдди. С того момента он посещал Индию минимум раз в год вплоть до смерти Паттабхи Джойса в 2009 году.
Совместно со своей женой Джослин он владеет собственной студией йоги в Нью-Йорке, которая открыта круглосуточно. Среди учеников Эдди Штерна немало звездных имен: Мадонна, Дженнифер Энистон, Гвинет Пэлтроу. Помимо всего он является организатором ежегодной конференции «Inner Peace Conference» в Нью-Йорке, создателем приложения «The Breathing App» и автором бестселлера «Одна простая вещь: новый взгляд на йогу, как на науку, и ее трансформационное влияние на вашу жизнь».
Доминик Кориглиано (США) принадлежал к знаменитой калифорнийской аштанга-йога общине – йога-шале в Энсинитасе. С 1979 года на протяжении многих лет Доминик обучался у Шри К. Паттабхи Джойса в Майсуре. За годы практики он освоил почти все серии аштанга-виньяса-йоги и получил из рук Гуруджи сертификат на право преподавания. В 2002 году Доминик присоединился к Паттабхи Джойсу в его мировом обучающем турне по 10 городам за 10 недель. Сегодня семинары Доминика Кориглиано продолжительностью от трех дней до нескольких месяцев ежегодно проходят в Калифорнии, Луизиане, Франции, Малайзии и по всему миру.
Дэвид Гэрригес (США) – основатель и директор Аштанга-йога школы в Филадельфии, один из немногих учителей в США, сертифицированных для преподавания аштанга-йоги лично Шри К. Паттабхи Джойсом. Будучи «послом Аштанги», Дэвид проводит семинары и тренинги для преподавателей по всей Америке и за рубежом, и строит свои занятия на изречении Гуруджи: «каждый может практиковать». Также он записал и выпустил два компакт-диска с киртанами (Jaya Sat Guru и Bad Man Bhakt), а также несколько DVD по аштанга-виньяса-йоге.
Лино Миеле (Италия) – основатель Института Исследования Аштанга-йоги в Риме и Школы Аштанга-йоги в Милане, Хельсинки и Копенгагене. Ученик Шри К. Паттабхи Джойса. Под руководством Гуруджи он провел исследование и написал в 1994 году книгу под названием «Astanga Yoga Book», содержащую доскональное изучение виньяс начальной и средней серий. В том же году Паттабхи Джойс присвоил Лино сертификацию в преподавании. В 1996 он завершил свою вторую книгу, посвященную продвинутым сериям, которая была изданна лишь в 2012 году. По наставлению Гуруджи, Лино стал проводить демонстрации йоги: сначала на родине в Италии, а затем и в других городах Европы, что положило начало его обучающим путешествиям. Более 15 лет Лино проводит свои семинары по всему миру, самый продолжительный из которых – в его центре в Kovalam Beach в Индии, где каждый год он обучает на протяжении 2 месяцев.
Джон Скотт (Новая Зеландия) в конце 1980-х отправился в Майсур, чтобы учиться у Шри К. Паттабхи Джойса. Эта поездка изменила его жизнь, и после нее он ежегодно возвращался к Гуруджи, а в 1995 году стал одним из немногих преподавателей, получивших сертификат на право преподавания от своего учителя. Он продолжал обучение у Паттабхи Джойса вплоть до его кончины в 2009 году, но и по сей день Джон поддерживает тесные отношения с семьей Гуруджи.
Джон принимал большое участие в исследовании виньясы вместе со своим коллегой и учеником Паттабхи Джойса Лино Миле: для его книги «Astanga Yoga Book» Джон сделал изображения первой и второй серий, ставшие первыми подобными изображениями. Джон также написал свою собственную книгу «Аштанга-йога», которая стала бестселлером, а в 2002 году выпустил одноименный DVD.
Марк и Джоан Дерби (Канада) познакомились в 1979 году в Индии на занятиях у Шри К. Паттабхи Джойса. На протяжении 5 лет они жили в Майсоре, практикуя 6 дней в неделю под руководством Гуруджи. За это время им удалось освоить почти все 6 серий Аштанга-йоги, а также пожениться и родить сына. Марк и Джоан – одни из немногих преподавателей в мире, получивших не просто авторизацию на право ведения первой серии Аштанга-виньяса-йоги, но и сертификат с правом преподавания всех серий лично от Паттабхи Джойса. Сейчас у обоих за плечами более 40 лет практики, и они до сих пор преподают в Монреале, а также путешествуют по миру и проводят свои семинары.
5 самых популярных преподавателей Аштанга-Виньяса-Йоги в России
Игорь Медведев – вице-президент Ассоциации йоги СССР, он был одним из первых практиков йоги в нашей стране. Многие называют его «отцом российской аштанга йоги». Игорь Медведев самостоятельно и скрупулезно изучил последовательность классической аштанга-виньяса-йоги на основе видеоматериалов Дэвида Свенсона. Обучался у всемирно известного мастера Кали Рэй, однако в дальнейшем практиковал и преподавал не ее стиль – Трай йогу – а классическую аштанга-виньяса йогу, вдохновив целое поколение преподавателей на изучение этой традиции.
Игорь Медведев проводил занятия в знаменитом «подвальчике на Коломенской», через который прошли десятки практиков со всей страны, в том числе известные в дальнейшем преподаватели. Семинары и интенсивы Игоря Медведева всегда проходили с аншлагом как в России, так и за рубежом. Сам же он неустанно повторяет, что не встречал ничего лучше и совершеннее традиционных комплексов аштанга-виньяса-йоги.
Виталий Апостолов – начал практиковать аштанга-виньяса-йогу под руководством Игоря Медведева, впоследствии учился у Сарасвати Рангасвами в Майсоре. Практикует йогу более 30 лет, и почти на всем протяжении этого времени занимается непрерывной преподавательской и образовательной деятельностью. Через его школу прошли многие известные инструкторы по йоге.
Михаил Константинов – основатель и директор московского Аштанга Йога Центра, создатель и главный редактор журнала «Йога». Обучался в Майсоре под руководством Шри К. Паттабхи Джойса, Шарата Джойса и Сарасвати Рангасвами. Также обучался в классах и на семинарах известных мастеров йоги со всего мира, таких как Лино Миеле (Италия), Джон Скотт (Новая Зеландия), Доминик Кориглиано (США), Марк и Джоан Дерби (Канада). Михаил Константинов – один из двух первых россиян, получивших авторизацию на право преподавания аштанга-виньяса-йоги лично из рук Шри К. Паттабхи Джойса в 2007 году.
Леонид Ланин – один из опытнейших преподавателей аштанга-виньяса-йоги в России (опыт практики – более 40 лет). В 2000-х годах обучался в Майсоре у Шри К. Паттабхи Джойса. В 2007 году получил из рук Гуруджи официальную авторизацию на преподавание первой серии аштанга-виньяса йоги, а в 2014 году Шарат Джой благословил его на преподавание полной второй (Intermediate) серии. По сей день Лонид Ланин обучает методу аштанга-виньяса йоги в классах для начинающих, Лэд и Майсор-классах. Регулярно проводит выездные семинары как в России, так и за рубежом: в Индии, Испании, Италии, Греции, Японии.
Наталья Сенина – начинала свой путь в йоге с занятий у Виталия Апостолова и Игоря Медведева. С 2005 года начала обучение в Майсоре под руководством Шри К. Паттабхи Джойса. Наталья Сенина стала первой женщиной в России, получившей официальную авторизацию на право ведения преподавательской деятельности от Гуруджи Паттабхи Джойса и Шарата Джойса (2008 год). В июле 2012 года ассистировала Шарату Джойсу во время занятий в главной шале в Майсоре. Участвовала в семинарах Доминика Кориглиано (США), Эдди Штерна (США), Дэвида Герригеса (США) и других мастеров.