Хатха-йога на сегодняшний день более известна асаной и пранаямой, нежели шаткармой. Тем не менее, важность очистительных техник признается многими школами хатха-йоги. В Хатха-йога прадипике шаткармам уделяется пристальное внимание.
«Тот, в ком жир или слизь избыточны, должен выполнять шаткарму (шесть очищающих техник) прежде (пранаямы). Другим, в которых доши, то есть слизь, ветер и желчь сбалансированы, не обязательно делать их». (Хатха Йога Прадипика)
В теле имеются три компоненты: капха, «слизь»; питта, «желчь»; вата, «ветер, газ». Шаткармы призваны сбалансировать все три доши. В тексте упоминается, что если доши уже сбалансированы, то в шаткарме нет необходимости. Помочь определить, нужна или нет шаткарма, сможет учитель. В Хатха-йога Прадипике подчеркивается необходимость опытного наставника для обучения выполнению шаткарм, поскольку некоторые техники очень сложны и требуют дополнительной подготовки.
Шаткарма увеличивает жизненные способности практикующего и готовит его к дальнейшим практикам, т.к. когда все системы очищены, энергия свободно течет по телу.
Шестью кармами (шаткармой) человек избавляется от избытка дош. Затем практикуется пранаяма, и успех достигается без труда (Хатха-йога прадипика, Шлока 36)
Если в теле скопились старая слизь, желчь и газы, энергия от практики пранаямы расходуется на очищение тела. Для того чтобы пранаяма была эффективна, необходимо предварительно очистить тело. Теми же дошами обладает и ум, поэтому, достигая баланса дош тела, можно уравновесить доши ума. Таким образом, через физическое тело йогин воздействует на ум, готовя его к медитации.
Среди шести шаткарм и их разновидностей авторами особенно выделяется практика наули.
Наули является главной практикой очищения в хатха-йоге. Она воспламеняет пищеварительный огонь,устраняя нарушения пищеварения, вялое пищеварение и все беспорядки в дошах, а также рождает счастье.(Хатха-йога прадипика, Шлока 34)
Прижми пупок к позвоночнику сто раз. Так увеличишь пищеварительный огонь и избавишься от болезней в брюшной полости (Гхеранда-Самхита, 1:19)
Наули – это практика сокращения и изолирования прямых мышц живота.
Эта техника считается лучшим средством стимуляции пищеварения. Она активно тонизирует мышцы живота, массирует все внутренние органы, влияет и на пищеварение, и на кровообращение, и на нервную, и на дыхательную системы. При этом ее можно использовать и на начальных этапах практики, и на продвинутых.
Когда прямые мышцы живота вращаются слева направо (против часовой стрелки), это называется дакшина наули. Когда они вращаются справа налево (по часовой стрелке), это вама наули. Когда мышцы стянуты вместе и выступает средняя группа мышц, это мадхьяма наули.
Прямые мышцы живота – это две длинные вертикальные мышцы, расположенные в передней части живота, которые идут от точки, расположенной под центром грудной клетки около диафрагмы, до лобковой кости. Они сгибают и наклоняют вперед туловище, а при фиксированной грудной клетке приподнимают вверх передний край таза. Хотя в наули вы манипулируете именно этими мышцами, используются также косые и поперечные мышцы живота.
Подготовительной техникой для выполнения наули является уддияна бандха, а также агнисара дхаути крийя, после уверенного освоения которых можно переходить к освоению наули.
Уддияна бандха и агнисара дхаути выполняются на выдохе наружными межреберными мышцами – теми мышцами, которые поднимают рёбра и разводят в стороны. Объём грудной клетки увеличивается, при этом голосовая щель пережата, вследствие чего воздух не может войти в грудную клетку. Давление в грудной клетке резко понижается и в сторону пониженного давления перемещаются органы брюшной полости и диафрагма. То есть при выполнении агнисара-дхаути и уддияна-бандхи основными рабочими мышцами являются не мышцы брюшного пресса и не диафрагма (которые в момент втягивания живота расслаблены и растянуты), а мышцы грудной клетки, отвечающие за выполнение вдоха. Уддияна-бандху иногда называют «ложный вдох» – грудная клетка расширяется как на вдохе, но голосовая щель замкнута, поэтому в полость груди втягивается не воздух, а диафрагма и органы брюшной полости.
Наклонись вперед, выпусти живот и быстро вращай (мышцы) справа налево. Сиддхи называют это наули. (Хатха-йога прадипика, Шлока 33)
При выполнении наули наша задача выполнить уддияна-бандху, после чего напрячь и вывести вперед прямые мышцы живота (сохраняя грудную клетку расширенной).
Все брюшные манипуляции выполняются на задержке дыхания после выдоха. Наиболее удобное положение для освоения – «поза рыбака»: ноги на ширине плеч или несколько шире, корпус слегка наклонён вперед. Руки выпрямлены в локтях, упираются в бёдра.
Обычно начинающим проще освоить «срединный жгут», то есть сокращение обеих прямых мышц, а уже потом переходить к освоению «одностороннего» наули.
Важно выполнять практику ежедневно.
При освоении «одностороннего» наули может помочь «перекатывание» с одной руки на другую в стандартной позиции: при опоре на правую руку лучше контурируется правая прямая мышца, что помогает лучше ощутить её и понять принцип движения. В последующем участие рук сводится к минимуму.
Для выхода из наули сначала следует отпустить уддияна бандху, затем джаландхара бандху, поднять голову, выпрямиться, и медленно сделать вдох через нос. Между повторениями циклов следует сделать несколько спокойных вдохов и выдохов.
Обычно рекомендуется выполнять несколько движений в одну и в другую сторону, заканчивая движениями справа налево (по ходу толстого кишечника). При отсутствии противопоказаний можно выполнять несколько десятков движений в каждую сторону ежедневно.
По достижении совершенства в данной технике можно переходить к практике наули сидя (в сиддхасане или сиддха-йони-асане).
Брюшные манипуляции осуществляют мощную стимуляцию внутренних органов, активируя автономную нервную систему кишечника, улучшают артериальное кровоснабжение, венозный и лимфатический отток из органов брюшной полости. Стимулируется моторика кишечника, повышается эффективность поглощения питательных веществ. Массируются поджелудочная железа и печень, слизистая желудка желчный пузырь. По сути, все органы брюшной полости подвергаются воздействию.
Исходя из их влияния на дыхательную систему, брюшные манипуляции могут быть отнесены к прана-въяямам – техникам, готовящих тело к пранаяме. Агнисара-дхаути, уддияна-бандха и наули укрепляют дыхательную мускулатуру вдоха – наружные межреберные мышцы являются здесь основной рабочей мышечной группой, поэтому регулярная практика будет укреплять их, готовя к длительному сокращению при выполнении антар-кумбхаки (задержки дыхания на вдохе).
Важнейшим эффектом брюшных манипуляций является их влияние на венозный отток. Создание в полостях тела (в грудной и брюшной) отрицательного давления обладает подсасывающим действием, способствуя возврату венозной крови к сердцу и таким образом облегчая циркуляцию крови по сосудистой системе.
При этом мощное воздействие брюшных манипуляций, и прежде всего наули, на многие системы организма обуславливает ряд противопоказаний: выполнение этих практик запрещено при месячных, беременности, миоме матки (которая сопровождается ростом и кровотечениями), при острых инфекционных заболеваниях органов брюшной полости и малого таза, обострениях хронических заболеваний пищеварения (гастрита, язвенной болезни и т.д.), тромбоэмболической болезни, сердечных болезнях, гипертонии, а также при злокачественных опухолях любой локализации. Также наули не практикуется в период восстановления после внутренних повреждений или хирургических операций на брюшной полости.
Работа студентки Московского Университета Йоги Наталии Игнатенко
Углубить свои знания вы можете на курсах изучения йоги в Московском Университете Йоги.