В нашей культуре путь в йогу часто начинается не с духовного поиска, а с материального уровня, с интереса или случая – интересно сходить на занятие в фитнес клубе или йога центре. Люди часто ищут мягкой физической нагрузки, акцента на гибкость, здоровье, снятие стресса. Те, кого эта активность устраивает, начинают ходить в среднем пару раз в неделю на групповые занятия. Мы называем это «заниматься йогой», но понимаем, что имеется в виду «бытовой» смысл, физический, йога как гимнастика на основе восточного учения. Слово «йога» стало даже возможно как ответ на вопрос: «каким спортом вы занимаетесь?». Но йога тем и отличается от гимнастики, что является частью духовного пути. За какую ниточку не потяни в ее узоре, всюду разворачивается цепочка причин и следствий. Человек из интересующегося йогой становится изучающим йогу.
В этот момент становится понятно, что йога – это регулярная (ежедневная и постоянная) дисциплинированная практика, вносящая в жизнь комплекс ограничений, зачастую несовместимых с типичной социальной жизнью современного западного человека, тем более живущего в мегаполисе. Идея отрешения от мирского и избавления от желаний вызывает образы аскетов и монахов и скорее пугает и отталкивает.
Возможно ли быть йогином, для которого йога – это прежде всего духовная практика, в нашей повседневной жизни?
Ответ – конечно, да! Например, можно заниматься онлайн в удобное для себя время и месте. Начинающим йогам рекомендуется пройти курс «Ключи к йоге», который даст все необходимые знания и подготовит к дальнейшему погружению в практику.
Комментаторы основных текстов хатха-йоги подчеркивают, что йога родилась и развивалась как религиозная практика, доступная всем. «Предавшись Мне, даже люди низкого происхождения, женщины, вайшьи [торговцы] и шудры [рабочие] могут достичь высшей обители», – говорит Кришна в Бхагавад Гите. Каждый может это делать в соответствии со своими возможностями и способностями, выбирая ту йогу, которая ему более доступна в данный момент. Самое главное – намерение, с которым производится действие, даже если это обычное бытовое действие. Отречение в большей степени понимается как отречение от плодов своей деятельности и преподнесение их Богу (Карма йога).
Этические принципы, сформулированные как первые два шага Яма и Нияма в Аштанга йоге, упоминаются также в Бхагавад Гите и в Хатха-йога Прадипике, тем не менее ученику дается ощущение, что он сможет прийти к ним постепенно, по мере развития своего сознания. Хатха-йога предлагает начать с работы с телом, постепенно расширяя свою садхану, в соответствии со свободным временем и возможностями. «Отбросьте излишний энтузиазм и никуда не спешите»; «В садхану стоит включить и другие формы йоги, чтобы развитие шло сбалансированно», читаем мы в комментариях к Хатха-йога Прадипике.
Так, постепенно, мудро и нежно, йога начинает охватывать все сферы жизни – намерение, с которым человек работает; отношение к результатам труда; отношение к людям вокруг, из нового понимания сострадания, из желания сделать что-то не для них конкретно, а для чего-то высшего в них; отношение к своему телу – человек начинает по-другому его чувствовать, по-другому «кормить», вводить регулярные очистительные процедуры и пранаямы. Инструменты настолько разнообразны и универсальны, что возникает ощущение, что практика сама ведет практикующего по мере развития в нем готовности идти дальше. Каждый день и каждую минуту происходит борьба между беспокойным умом и мудрым разумом, влияя на выборы, которые мы делаем. Границы йоги и остальной жизни размываются, и вдруг оказывается, что йога – это и есть форма повседневной жизни, или же повседневная жизнь – наша йога.
Работа студентки Московского Университета Наталии Игнатенко
Углубить свои знания вы можете на курсах изучения йоги в Московском Университете Йоги