Йога – это древняя практика, направленная на самосовершенствование, восстановление здоровья и развитие сверхспособностей.
Йога упоминается в различных письменных источниках древности: Бхагават Гита, Хатха-йога прадипика, Йога Сутры Патанджали, Гхерада Самхита и т.д.
Йога до недавнего времени была секретной практикой. Тонкие аспекты йоги не разглашались. Но в наше время ситуация в корне изменилась. Практика йоги стала доступной. Йога на протяжении всего времени постоянно изменялась. Учителя, которые изменили (адаптировали) йогу и создали школы йоги, а также участвовали в распространении йоги по всему миру:
- Шивананда йога
Свами Шивананда Сарасвати основал Пурна-йогу. В нее включаются различные виды йоги (Хатха-йога, Бхакти-йога, Джняна-йога, Карма-йога, Тантра-йога).
У Свами Шивананды было два ученика:
- Вишнудев (который основал ашрам в Канаде)
- Свами Сатьянанда Сарасвати (изобрел йога-нидру)
Свами Сатьянанда Сарасвати родился в 1922 г. в небольшом городке у подножия Гималаев. Еще в детстве он проявлял незаурядные способности. В 19 лет он оставляет свой дом в надежде найти своего учителя. В Ришикеше он встречает своего учителя Свами Шивананду и на протяжении 12 лет обучается у него различным аспектам йоги. После обучения он путешествует по миру, встречаясь с выдающимися йогами и святыми.
Свами Сатьянанда постоянно размышлял о том, как помочь страждущим.
В 1963 году он основал международное общество йоги. В 1964 году была основана Бихарская школа йоги в Мунгере, цель которой была в ознакомлении всех желающих с практикой йоги. Сегодня Бихарская школа йоги имеет множество последователей по всему миру, имеет также много филиалов в Индии и за рубежом.
В настоящее время традиции Бихарской школы реализует приемник Свами Сатьянанды – Свами Ниранджанананда Сарасвати.
В Бихарской школе очень большое и разнообразное количество асан и других техник йоги в отличие от йоги Шивананды (стиль Шивананды – статическое выполнение простых асан, направленных в основном на йогатерапию).
Стиль Бихарской школы рассчитан на здоровых людей, которые серьезно погружаются в процесс самопознания. Бихарская школа йоги использует практики визуализации и медитации из Крийа-йоги (йога тонкой работы) и ежедневное выполнение йога-нидры, что отличает эту школу от других школ.
В Бихарской школе большое разнообразие практик и очень высокие требования к обучающимся.
Бихарская школа не соглашается на компромиссы вроде йоги для похудения и т.д. Задачей ставится освоение комплексов асан, пранаям и медитаций – от простого до самого сложного. Т.е. предлагается освоение йоги на самом высоком уровне.
2. Другая ветвь – это йога Дхирендры Брахмачари.
Он был наставником Джавахарлала Неру и Индиры Ганди. Является учеником Святого йога Шри Махариши Картикейи, который передал практики йоги, неизвестные большинству школ йоги. Сегодня школу Дхирендры Брахмачари представляют его ученики: Бал Мукунд Сингх, центр которого находится в Дели, а также Рейнхард Гаментхаллер, который живет в Швейцарии.
Д.Брахмачари написал две книги: “Йога-Сукшма Вьяяма” и “Йогасана Виджняна” – одно из лучших произведений о правильном выполнении упражнений йоги. В 1994 году он разбился на своем самолете.
В этой школе большое внимание уделяется асанам, очистительным процедурам (шаткармам) и двум видам динамических упражнений:
- «Сукшма-Вьяяма» – суставная гимнастика (махи, вращения, наклоны), связанная синхронно с дыханием и бандхами;
- «Стхула-Вьяяма» – упражнения, требующие физических усилий, которые развивают мускулатуру и делают тело сильным и пропорционально развитым.
Практика разогревает и укрепляет мышцы, связки, суставы, улучшает работу легких, кровообращение, нервную систему. Очищает каналы нади. Тело наполняется силой и энергией.
3. Третья ветвь – это направление йоги, основателем которой был Шри Тирумалай Кришнамачарья (1988-1989г.г.) – индийский йог и философ, основатель школы йоги в Майсуре.
- Наиболее известные ученики:
- В.К.С.Айенгар (1918-2014) основал Айенгар-йогу в 1975г.
- Т.К.В.Десикачар (1938-2016) – сын Кришнамачарьи, основоположник Вини- йоги (индивидуальной йоги) с 1976г.
- Паттабхи Джойс (1915-2009) основал Аштанга-виньяса-йогу в 1948г.
- А.Г.Махан (род. 1945г.) основал Свастха-йогу.
Кришнамачарья часто ездил по стране, читал лекции и популяризировал йогу. Он постоянно совершенствовал индивидуальный подход к каждому занимающемуся йогой, который стал известен как Вини-йога (обучение Вини-йоге проходил Андрей Лаппа, создавший Универсальную йогу). В этом стиле методы йоги адаптируют к уровню практикующего. В практике асан допускается динамический и статический варианты исполнения, синхронизируя движение с дыханием.
Тирумалай Кришнамачарья стоит у истоков многих стилей Хатха-йоги, известных на сегодняшний день: динамические связки Паттабхи Джойса, строгое выравнивание в йоге Айенгара, классические асаны Индры Деви и виньясы, котрые подстраивают под ученика Десикачара. Кришнамачарья был первым, кто усовершенствовал позы и стал их складывать в оптимальные последовательности. Ему удалось превратить практику асан в основу йоги. Своим возрождением в Индии йога обязана его лекциям и демонстрациям асан, а также лекциям и демонстрациям асан его учениками, в особенности Б.К.С.Айенгаром.
Благодаря Кришнамачарье и его ученикам йога стала доступной миллионам во всем мире.
Постепенно Кришнамачарья стал выделять в йоге три стадии:
- на первой развивать силу и гибкость;
- на второй сохранять здоровье, работать, воспитывать детей и т.д.;
- на третьей идти за пределы физической практики и стремиться к Всевышнему.
Йога Айенгара – одна из самых популярных на западе систем, центры йоги Айенгара широко распространены по всему миру. Отличительная особенность йоги Айенгара – выстраивание асан и длительная выдержка. Айенгар учил, что асаны должны выполняться строго по правилам и в определенной последовательности. В практике особое место отводится йога-терапии. В йоге Айенгара уделяется повышенное внимание детальной отстройке асан и использование различного вспомогательного оборудования (валики, стулья, одеяла, ремни и т.д.) для придания телу правильного положения. Это делает данную практику доступной людям с разным уровнем подготовки.
Аштанга-виньяса Паттабхи Джойса представляет собой динамическую практику, включающую последовательность асан, соединенных между собой – виньясы. Во время практики используется определенный тип дыхания (уджайи), а также выполняются бандхи и различные точки концентрации внимания (дришти).
Все эти направления йоги уникальны каждая по-своему, практикующий должен выбрать направление, которое ему ближе. Главная задача в итоге, через улучшение здоровья, увеличение силы и энергии, двигаться к самосовершенствованию и полному освобождению – Самадхи.
Работа выпускника Московского Университета Валерия Ростовского
Углубить свои знания вы можете на курсах изучения йоги в Московском Университете Йоги.