Согласно представлениям Санкхьи, древнего индийского учения о дуальности этого мира, тело человека состоит из пяти оболочек, или кош. Первой оболочкой является Аннамайя коша. Она представляет собой то, из чего состоит наше физическое тело, это грубая осязаемая оболочка. Со следующей оболочки начинается непосредственно «тонкое» тело – это Пранамайя коша, которая является нашим энергетическим телом. Это своего рода основа человеческого существования, ведь пока тело наполнено праной, оно способно к жизни. Маномайя коша – оболочка ума. Это наши эмоции, мысли, идеи. Виджнянамайя коша – одна из самых тонких оболочек, психологический уровень, интеллектуальный, или высший интуитивный. На этой ступени практикующий наиболее близко приближается к осознаванию своей истинной природы. И последняя, Анандамайя коша, проявляет себя как наивысший уровень развития. Это оболочка души. Практикующий пребывает в состоянии счастья и блаженства. Описанные оболочки тесно взаимосвязаны. Но важно также отметить, что, соблюдая последовательность из восьми ступеней Аштанга йоги, и достигнув последней стадии – Самадхи, своей истинной природы, человек преодолевает эти пять оболочек.
Энергетическое (праническое) тело в свою очередь состоит из каналов (нади), которые пронизывают все тело. В текстах описано разное количество нади, но все они сходятся во мнении, что существует три основных: пингала, ида и сушумна нади. В местах переплетения этих нади образуются энергетические центры – чакры, и по мере продвижения Кундалини по срединному каналу происходит активизация определенной чакры. Так, с муладхарой связан элемент земли. Человек, у которого проявлена эта чакра, очень устойчив, но при этом у него развито чувство страха, тревоги и стремление к накопительству. Свадхистана чакра представляет собой элемент воды. Это эмоциональный уровень. Именно эта чакра ответственна за социальные взаимодействия. Манипура – это элемент огня. Она отвечает за развитие интеллекта, волевых усилий, адекватность самооценки и других проявлений индивидуальности. Элементом анахата чакры является воздух. При активизации данной чакры приходит ощущение покоя, понимание своего пути. Вишудха – это элемент эфира; этап самосовершенствования, появляется способность принимать несовершенства окружающего. Аджна чакра помогает решить задачу двойственности, человек двигается к мудрости и блаженству. И сахасрара чакра обеспечивает связь со Вселенной.
Как нам в этом помогает практика йоги? Правильное питание и соблюдение принципов Ямы и Ниямы подготавливает грубое тело и сознание. Практика шаткарм и пранаяма очищает нади, энергия начинает протекать по ним без препятствий, открывается срединный канал, сушумна, который важно постараться удержать активным наиболее длительное время. Асаны действуют на всех уровнях, активизируя определенные эндокринные железы или перенаправляя энергию в незадействованную часть тела, способствуя тем самым «разблокировке» той или иной чакры. Пратьяхара, дхарана и дхьяна помогают усилить эффект.
Таким образом, сбалансированная практика йоги помогает нам достичь высших ступеней своего существования.
Работа студентки Московского Университета Йоги Тамары Булановой
Углубить свои знания вы можете на курсах изучения йоги в Московском Университете Йоги.