За века существования йоги сформировалось немало определений этому учению. В переводе с санскрита, йога – это «соединение», «единство», «связывание нитей ума», «сосредоточение», «единение с божественным началом». Если смотреть на это слово в контексте традиции, в которой оно использовалось, то йога подразумевает довольно глубокие понятия, такие как дисциплина, духовный путь, духовные трансформации, восстановление связи с источником бытия.
Йога – это одна из систем древне-индийской философии, основоположником которой является Патанджали, автор «Йога-Сутр» (примерно 2 век до н.э.). Патанджали определяет йогу, как «читта-вритти-ниродха» – состояние, в котором ум абсолютно однонаправлен. То есть, это способность йогина направлять свой ум на один объект, ни на что не отвлекаясь. Согласно Патанджали, в результате такой фиксации внимания мы достигаем правильного и полного понимания объекта. Беспокойному уму сложно придерживаться одному направлению, понимание предмета становится ошибочным, происходит погружение в заблуждения. Счастлив лишь тот, кто отличает заблуждение от истины.
Для многих людей йога стала методом изучения самого себя, своего сознания. Внутри своего собственного сознания мы находим скрытое от объективной оценки знание и понимание мира. В ходе самоисследования мы приходим к спокойному состоянию ума и научаемся жить в полном согласии с миром. Можно сказать, что йога – это путь к себе, к своей божественной сущности, возврат к своему первоначальному состоянию – состоянию спокойного ума.
Подчинить себе свой ум – весьма нелегкая задача. В своем труде «Йога-Сутры», Патанджали перечисляет способы и вспомогательные средства йоги для контроля над своим умом.
Начинать Патанджали предлагает с практики асаны и пранаямы. Асана и пранаяма помогают почувствовать, понять, исследовать свое тело, научиться пользоваться телом и дыханием. С асаны и пранаямы начинать проще, чем с изменения своих взглядов, образа жизни, принципов.
Асана практикуется осознанно, не через напряжение, а через расслабление, но без вялости. С практикой асаны, человек улучшает свое самочувствие, устраняются последствия неправильного образа жизни. В процессе практики наблюдаем за ощущениями в теле, дыханием. Если делать это осознанно, то практикующий учится контролировать свое тело и дыхание. Патанджали указывает, что важным моментом здесь является регулярность практик. Регулярная практика асан йоги делают тело сильным, а ум гибким и уравновешенным.
После достаточно хорошего овладения асанами, следующим шагом является освоение пранаямы. Пранаяму практикуют в сидячей позе с прямой спиной. Поэтому первым шагом в йоге является освоение асаны и ее правильная отстройка. Начинающим практиковать йогу очень трудно долгое время находиться в позе сидя с прямой спиной. Регулярно практикуя асану, мы подготавливаем свое тело к следующей ступени на пути освоения йоги.
Пранаяма это осознанное дыхание, это регулирование длительности вдоха, выдоха и задержки дыхания. Пранаяма позволяет накапливать и управлять жизненной энергией. Регулярно практикую пранаяму, мы очищаемся от загрязнения сознания, устраняем то, что препятствует чистому и ясному восприятию и подготавливаем свой ум к концентрации.
Регулярно практикую асану и пранаяму, мы расширяем свое сознание, открываем в себе своего внутреннего гуру, внутренний свет. Регулярная практика частично освобождает наши чувства от порабощённости страстями, желаниями, ум перестает метаться. На данном этапе, практикующий йогу подходит к следующей ступени йоги – Пратьяхара – это освобождение ума от власти чувств и отвлечений на внешние объекты. Наш жизненный выбор становится более осознанным. Осознанным становится и образ жизни и питание. На данном этапе практикующий йогу зачастую приходит к вегетарианскому питанию, заметно сужает круг своего общения, начинает читать духовную литературу, первоисточники по йоге, знакомится с морально-этическим сводом законов йога. Яма и Нияма – это первые две ступени йоги, с которых в традиционных школах и начинают практику йоги, но в современном мире, где жизнь вращается вокруг желаний, потребностей, удовольствий, эти ступени зачастую теряются. Регулярно практикующие асану и пранаяму значительно позже приходят к изучению Ямы и Ниямы и привносят эти принципы в свою жизнь.
Следующей ступенью на пути к постижению йоги является концентрация (Дхарана) – осознанная направленность ума на один объект. На данном этапе происходит полное обуздание чувств, и они не реагируют на внешние раздражители. Ум подчиняется и следует в одном направлении, на объект концентрации. Объектом концентрации может выступать дыхание, внутренние процессы или внешний объект. Концентрируясь на каком-то одном объекте, мы обретаем знания о нем.
Когда практикующий научился фиксировать ум в одном направлении, он переходит к овладению медитацией (Дхьяна). Медитация это однородное течение содержания сознания, четкая сфокусированность на одном выбранном объекте. Регулярно практикуя медитацию, йогин открывает в себе своего внутреннего гуру, божественный свет, находит внутри себя неисчерпаемый источник мудрости и знаний и все меньше отвлекается на внешние объекты.
В «Йога-Сутрах» восьмой ступенью йоги Патанджали называет Самадхи – состояние сознания, которое наступает в очень глубокой медитации, когда йогин полностью сливается с объектом созерцания. Практикующий теряет свою собственную форму и полностью сливается с объектом медитации. Это и есть цель йоги – победить свой ум и сделать его поток однонаправленным. Йогин излучает внутренний свет, состояние покоя, умиротворенности, безусловной любви, и сам является источником знаний. Йогин больше не ищет Бога вовне, он находит Бога внутри себя.
Работа студентки Московского Университета Йоги Воякиной Елены